Объект исследования - МБУ ДО Лесновский ДДТ (Шиловский муниципальный район Рязанской области, р.п. Лесной).
Проведен анализ данных за 2021-2024 годы.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Понятие эффективности управления: анализ научной литературы 12
1.2. Оценка эффективности управления учреждениями дополнительного образования 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1. Система дополнительного образования в Российской Федерации 29
2.2. Правовая база управления учреждениями дополнительного образования детей 44
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МБУ ДО ЛЕСНОВСКИЙ ДДТ 49
3.1. Система управления МБУ ДО Лесновский ДДТ: анализ современного состояния 49
3.2. Рекомендации по повышению эффективности управления МБУ ДО Лесновский ДДТ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Актуальность темы исследования. Дополнительное образование в нашей стране было создано в начале ХХ века, став в это десятилетие XXI века значимым элементом всей системы образования Российской Федерации. Это обусловлено его направленностью на личностное развитие, возможностью получения новых знаний и умений, профессиональных навыков, расширения кругозора каждого человека. На современном этапе в системе дополнительного образования РФ происходит процесс трансформации: с учетом перспектив развития страны идёт образование высокотехнологичной инфраструктуры дополнительного образования. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [7], к 2024 г. 80% россиян от 5 до 18 лет должны иметь возможность проходить обучение в системе дополнительного образования детей
Востребованность темы выпускной квалификационной работы обусловлена осуществляющейся модернизацией отечественного образования и ролью дополнительного образования, призванного давать обучающимся возможность получения и развития навыков и компетенций, соответствующих требованиям времени, которые будут востребованы во всех сферах реальной жизни. Кроме того, дополнительное образование детей ставит во главу угла интересы самих обучающихся, развитие их творческого, интеллектуального потенциала, что особенно значимо в рамках Десятилетия детства
В рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда» в регионах уже успешно функционируют детские технопарки «Кванториум», в том числе их мобильные варианты, и центры цифрового образования детей «IT-куб», в которых ведётся обучение по вариативным высокотехнологичным и практико-ориентированным образовательным программам, что позволяет повысить их доступность в очном и дистанционном формате. Таким образом, в России постепенно формируется контур современной высокотехнологичной инфраструктуры дополнительного образования детей.
Задача выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей в каждом регионе выполняется в центрах «Гелиос», в которых, помимо обучения по программам, проходят интересные профильные смены и мероприятия.
Для российского дополнительного образования неотъемлемой частью деятельности всегда была воспитательная работа с детьми и молодежью, что особенно важно в наши дни с учётом непростой геополитической обстановки. Поэтому сейчас первостепенными становятся вопросы развития гражданско-патриотического воспитания.
Востребованность и успешность этих перечисленных проектов, касающихся дополнительного образования, подтверждается тем, что показатель федерального проекта «Успех каждого ребенка» по охвату детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием на 31 декабря 2023 г. составил 19,37 млн. человек или 84,3 % [28].
Внедрение в дополнительном образовании детей целевой модели, обеспечивает создание условий для увеличения охвата детей дополнительным образованием с использованием сертификата персонифицированного финансирования на бесплатное обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, а также равные возможности доступа всех образовательных организаций (государственных, негосударственного сектора и ИП) к системе ПФДО.
Значимость дополнительного образования в государственной политике подчеркивается тем, что в 2023 году в России был утверждён Перечень приоритетных направлений обновления содержания и технологий дополнительного образования по физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной, технической, естественно-научной, туристско-краеведческой направленностям.
Качественный рост, развитие всей системы дополнительного образования свидетельствую о том, что современные учреждения дополнительного образования играют важную роль в российской системе образования, как организации, призванные обеспечить доступное, качественное и соответствующее требованиям современного общества дополнительное образование детей.
В связи с этим одной из основных задач на сегодня является осмысление вопроса о том, как должно осуществляться управление учреждением дополнительного образования для соответствия его всем насущным требованиям и перспективам развития системы образования и страны в целом, и важность избранной темы выпускной квалификационной работы несомненна.
Степень научной разработанности темы. Тема эффективности управления современным учреждением дополнительного образования была рассмотрена в различных аспектах многими исследователями и педагогами-практиками.
О теоретических вопросах общего понятия эффективности управления писали Ю. А. Бабань, К. О. Бурцева, О. С. Сухарев, А. И. Федяинов, и др. Возможные способы оценки эффективности управления были отражены в исследования многих авторов, в их числе С. М. Васина, Н. А. Волошко, А. Б. Зеленцова, М. М. Ищенко, М. Г. Крылова, И. В. Коврижных, А. В. Куринной, А. Г. Поршнева и др.
Об оценке качества управления в системе дополнительного образования, критерия и параметрах эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей писали Г. И. Гузева, В. Н. Кеспиков, Н. В. Кокорева, Л. Г. Логинова, В. В. Попов, A. M. Саранов Л. А. Турик, Л. Н. Шарахова и др.
Исторический анализ развития системы дополнительного образования проводился в работах Б. А. Дейча, В. П. Голованова, И. Ю. Юрочкиной, З. А. Каргиной, В. В. Лобанова, А.К. Хаустовой и др.
О методической стороне исследуемой системы писали В. А. Березина, Л. Н. Буйлова, Е. А. Бушинская, В. П. Голованов, Н. В. Кленова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова и другие
В исследованиях С. Б. Манякиной, Н. А. Мухамедьяровой, К. А. Полозовой, Е. Е. Травкиной, Н. П. Поличка был проведён анализ законодательной базы и мониторинг системы дополнительного образования.
Особенности нормативно-правовой базы дополнительного образования и региональных систем персонифицированного дополнительного образования детей отразили в своих работах Е. Б. Андреева, М. М. Исакова, Л. C. Львова, Е. Е. Сартакова.
Особенности управления деятельностью учреждениями дополнительного образования детей в современных условиях описали многие педагоги-практики: Н. А. Бабиева, О. А. Бахчиева, Н. В. Бондарева, Д. А. Верзакова, А. И. Газизова, Г. И. Гузева, Р. Р. Жулева, И. Д. Колмакова, Н. М. Коннова, Н. В. Корзникова, В. В. Лактионов, И. А. Малько, Т. М. Назаренко-Матвеева, К. В. Рожнова, К. П. Федосеева, И. И. Фришман, К. П. Хочиев, М. А. Шигапова, И. Б. Шилина и др.
В целом, можно сказать, что проблемы эффективности управления современным учреждением дополнительного образования исследуются многими специалистами, которые рассматривают данную проблематику с различных аспектов, что подчеркивает на сегодняшнее время актуальность темы настоящей ВКР.
Однако, так в РФ дополнительное образование не определяется государственными образовательными стандартами и финансируется из регионального и местного бюджетов, работа каждого учреждения дополнительного образования имеет свою специфику, свои трудности и особенности.
Объект исследования: управление учреждениями дополнительного образования.
Предмет исследования: эффективность управления современным учреждением дополнительного образования.
Цель исследования: изучить теоретико-методологические основы эффективности управления учреждениями дополнительного образования и обосновать рекомендации по повышению эффективности управления МБУ ДО Лесновский ДДТ.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
‒ провести анализ научной литературы, посвященной понятию эффективности управления;
‒ изучить систему оценки эффективности управления учреждениями дополнительного образования;
‒ проанализировать особенности российской системы дополнительного образования;
‒ изучить правовую базу управления учреждениями дополнительного образования в Российской Федерации;
‒ провести анализ современного состояния системы управления МБУ ДО Лесновский ДДТ;
‒ разработать рекомендации по повышению эффективности управления МБУ ДО Лесновский ДДТ.
Исследование проводилось на базе Лесновского Дома детского творчества Шиловского района Рязанской области.
Методы исследования, использованные в работе: теоретические анализ литературы, систематизация информации, анализ управленческой документации, описание, сравнение, SWOT-анализ.
Теоретической основой исследования послужили классические и современные труды специалистов в области теории управления и экономической науки, посвященные как фундаментальным проблемам экономики и управления, так и непосредственно проблемам эффективности управления образовательными организациями.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе исследования, имеют значение для дальнейшего исследования проблем эффективного управления учреждениями дополнительного образования детей. Материалы исследования позволят пополнить базу методических материалов по эффективности управления учреждением дополнительного образования детей, и могут быть использованы в целях совершенствования и оптимизации управленческой деятельности в них.
Структура дипломной работы. Работа состоит введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Предпринятый в настоящей ВКР анализ эффективности управления современным учреждением дополнительного образования позволил вывод об актуальности этой темы на современном этапе.
Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей – это сложный процесс систематического, планомерного, целенаправленного взаимодействия субъектов управления , целью которого является обеспечение эффективной деятельности образовательного учреждения.
Основываясь на результатах проведенного нами исследования научной литературы, можно сделать вывод о том, что понятие «эффективность управления» имеет высокую значимость для оценивания работы различных организаций, предприятий, в связи с чем оно многогранно проанализировано в экономической науке, а оценка эффективности управления позволяет получить не только зафиксированные качественные, но и выраженные количественно тактические (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные) цели функционирования и развития предприятия или организации.
Было установлено, что понятия эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования и качества образования тесно соотнесены друг с другом. Грамотно выстроенная система критериев эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей позволит обеспечить объективность контроля качества деятельности учреждения дополнительного образования детей.
Анализ современной российской системы дополнительного образования детей даёт возможность определить, что отличительными чертами можно считать её общедоступность, непрерывность, индивидуальный подход, который выстраивается на основе запросов потребителей – детей и их родителей, она способствует максимальному развитию способностей подрастающего поколения.
В процессе выполнения ВКР были изучены основные действующие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов деятельности современной системы дополнительного образования Российской Федерации, отмечена важность изучения и грамотного применения этих нормативно-правовых актов, так как это даёт возможность повысить эффективность деятельности организации дополнительного образования детей.
Государство законодательно гарантирует доступность и бесплатность образования через финансирование муниципальных образовательных организаций, занимающихся дополнительным образованием, за счет средств
В ходе проведения исследования эффективности системы управления Лесновского Дома детского творчества особое внимание было уделено анализу структуры, видам оказываемых услуг, кадровому составу.
МБУ ДО Лесновский ДДТ является бюджетным учреждением дополнительного образования, осуществляет образовательную деятельность детей и взрослых по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Применяющаяся структура управления обеспечивает успешность совместной деятельности всех участников образовательного процесса.
Директор МБУ ДО Лесновский ДДТ управляет коллективом в соответствии с целями, сформулированными в Программе деятельности учреждения.
Учреждение работает по согласованной и утвержденной Программе деятельности на учебный год, программе развития «Растим патриотов» на 2021-2026 гг.
В учреждении сформирован квалифицированный педагогический коллектив: Высшее профильное образование имеют 40% педагогов, 100% педагогов систематически повышают свою квалификацию, что обеспечивает повышение их компетентности, все педагоги прошли аттестацию на первую и высшую квалификационные категории.
В ходе выполнения ВКР был проведен SWOT-анализ МБУ ДО Лесновский ДДТ. Определены проблемы: педагогический коллектив учреждения имеет тенденцию к старению – 46 % педагогов в возрасте старше 50, педагоги старшего возраста имеют слабые навыки работы с компьютером. Для оптимизации управленческой деятельности была предложена переработка двух управленческих структур: функциональной и информационной, - с целью предотвращения дублирования информационных потоков, проходящих через один узел по одной линии связи, и обеспечить прохождение как прямой, так и обратной информации. Были предложены изменения в номенклатуру дел, количество дел по каждому разделу сократилось.
Составлен план мероприятий с целью оптимизации деятельности администрации ДДТ Предлагаемые изменения позволят сохранять в учреждении благоприятную рабочую атмосферу, помогут эффективно управлять рабочим процессом и экономить энергию всех членов педагогического коллектива, что даст возможность оптимизировать управленческую деятельность в учреждении.
Практическая значимость результатов настоящего исследования состоит в том, что, опираясь на его выводы, руководители образовательных организаций смогут определить целесообразность проведения оценки деятельности своего учреждения исходя из целей и задач управления конкретным учреждений дополнительного образования детей, что позволит им обеспечить доступное, качественное и соответствующее требованиям современного общества дополнительное образование детей.
1. Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.01.2025).
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.01.2025).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.01.2025).
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 23.11.2024) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.01.2025).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2024) //СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения 08.01.2025).
6. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.01.2025).
7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства от 31 марта 2022 г. N 678-р // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.01.2025).
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.01.2025).
9. Акимов, С. С. Оценка эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей // Молодой ученый. – 2014. – № 16 (75). – С. 317-319. – URL: https://moluch.ru/archive/75/12874/ (дата обращения: 11.01.2025).
10. Андреева Е. Б., Сартакова Е. Е. Модель региональной системы персонифицированного дополнительного образования детей // Ped.Rev.. 2020. №4 (32). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-regionalnoy-sistemy-personifitsirovannogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 08.01.2025).
11. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, № 9, С.6-8.
12. Бабиева Н. А. Педагогическое управление в деятельности учреждения дополнительного образования для детей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №116. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-upravlenie-v-deyatelnosti-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey (дата обращения: 07.01.2025).
13. Бахчиева О. А., Шилина И. Б. Дополнительное образование детей в условиях реализации маркетинговой стратегии // КПЖ. 2020. №6 (143). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-usloviyah-realizatsii-marketingovoy-strategii (дата обращения: 08.01.2025).
14. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис. … канд. пед. наук. – URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1998/Berezina_V_A_1998.pdf (дата обращения: 08.01.2025).
15. Бондарева Н. В., Рожнова К. В. Дополнительное образование: от новаций без системы к системной инновации // Современные инновации. 2021. №2 (40). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-ot-novatsiy-bez-sistemy-k-sistemnoy-innovatsii (дата обращения: 08.01.2025).
16. Бондаренко И. В. Эффективность управления предприятием - ключевая задача менеджмента. – URL: http://www.progressive-management. com.ua/statyi-avtora/ef-management (дата обращения: 07.01.2025).
17. Буйлова Л. Н. Сущность и особенности дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации // МНКО. 2011. №6-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.01.2025).
18. Бурцева К. О. К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления» // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 84-87. – URL: https://moluch.ru/archive/357/79757/ (дата обращения: 08.01.2025).
19. Бушинская Е. А. Функциональные аспекты реализации дополнительного образования детей в Российской Федерации // Педагогика и психология образования. 2021. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-aspekty-realizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.01.2025).
20. Васин С. М. Природа и сущность понятия эффективности системы управления предприятием // Вектор науки. 2012. № 4. C. 221–233
21. Велиханова А. Р. Основные принципы и задачи эффективного управления предприятием в проблемной среде // Транспортное дело России. - 2008. - № 3. - С. 30.
22. Верзакова Д. А., Колмакова И. Д. Реализация государственного и муниципального заказа // Общество, экономика, управление. 2022. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-sotsialnogo-zakaza (дата обращения: 08.01.2025).
23. Гончаров М. А. Методологические основы менеджмента в сфере образования (теоретический аспект) // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-menedzhmenta-v-sfere-obrazovaniya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 08.01.2025).
24. Горский, В.А. Система дополнительного образования детей: концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО / В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов // Дополнительное образование. – 2000. - № 1.
25. Грузинов В. П., Астафьева И. А. Эффективность управления промышленными предприятиями: теоретический аспект // Журнал Автомобильных Инженеров. -2012. - № 1 (72). – URL: http:// www.aae-press.ru/f/72/44.pdf (дата обращения: 07.01.2025).
26. Гузева Г. И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей: дис. к. п. н. – Волгоград, 2002.
27. Додонов В.Н. Большой юридический словарь / В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова, А.В. Палаткин, В.П. Панов, В.Н. Трофимов. – М.: Инфра-М, 2001. -790 с.
28. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2023 году. – URL: http://static.government.ru/media/files/GAIaWEBAVaQ4DLXyv2evmJJSKzYQ13z0.pdf (дата обращения: 08.01.2025).
29. Жулева Р. Р. Проблемы современного дополнительного образования в РФ // Вестник магистратуры. 2023. №2-1 (137). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-rf (дата обращения: 08.01.2025).
30. Зеленцов B. C. Терминологический анализ понятия «Организационная структура предприятия» // Вестник ОГУ. - 2005. - № 8. - С. 173-179.
31. Исакова М. М. Правовые основы как инструмент работы учреждений дополнительного образования детей // Вестник магистратуры. 2019. №7-2 (94). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-kak-instrument-raboty-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 08.01.2025).
32. Ищенко М. М., Крылов М. Г. Оценка эффективности системы управления. - URL: http://www.auditfin.eom/fin/2007/4/Ishenko/ Ishenko.pdf (дата обращения: 07.01.2025).
33. Кеспиков В. Н. Теория и практика целеполагающей деятельности руководителя образования: Монография. – Челябинск, 1998.
34. Ковалишина Г. В. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой. – URL: http://www.auditfin.eom/fin/2002/2/rkovalishina/ rkovalishina.asp (дата обращения: 07.01.2025).
35. Коврижных И. В. Анализ и оценка эффективности управления в организации. - Барнаул : АФ СибАГС, 2006. – 86 с.
36. Кокорева Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. к. п. н. – Саранск, 2004.
37. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) (Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н. и др. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.01.2025).
38. Коннова Н. М. Модели организации образовательно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования в условиях цифровой трансформации // Педагогические исследования (сетевое издание). 2021. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-organizatsii-obrazovatelno-vospitatelnoy-deyatelnosti-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy (дата обращения: 08.01.2025).
39. Корзникова Н. В., Газизова А. И. Основные аспекты управления качеством образования на примере учреждения дополнительного образования // Концепт. 2020. №11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-na-primere-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.01.2025).
40. Лактионов В. В. Целевой компонент в системе развития дополнительного образования детей и взрослых // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. №2 (66). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-komponent-v-sisteme-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-i-vzroslyh (дата обращения: 09.01.2025).
41. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие / под ред. О. Е. Никитиной. – М.: Русская деловая литература, 1999. – 320 с.
42. Лебедев В. В. Направления совершенствования функционирования системы управления деятельностью учреждения дополнительного образования // Вестник ЧГУ. 2012. №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-funktsionirovaniya-sistemy-upravleniya-deyatelnostyu-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.01.2025).
43. Логинова А. Н. Особенности реализации сетевой формы дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2020. №2 (113). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-setevoy-formy-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm (дата обращения: 08.01.2025).
44. Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей. – URL: http://www.eduhmao.ru/info/i/3820/24433 (дата обращения: 02.01.2025).
45. Львова Л. C. Дополнительное образование детей и взрослых в федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Научные исследования в образовании. 2013. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-i-vzroslyh-v-federalnom-zakone-rossiyskoy-federatsii-ot-29-dekabrya-2012-g-273-fz-ob-obrazovanii-v (дата обращения: 08.01.2025).
46. Малько И. А. Использование данных в управлении развитием новой инфраструктуры дополнительного образования детей // Образовательная политика. 2023. №4 (96). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-dannyh-v-upravlenii-razvitiem-novoy-infrastruktury-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 08.01.2025).
47. Мухамедьярова Н. А. Нормативно-правовое регулирование предоставления дополнительного образования детям в России // Ярославский педагогический вестник. 2013. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-predostavleniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detyam-v-rossii (дата обращения: 08.01.2025).
48. Мякинина С. Б. Реализация Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Наука и школа. 2017. №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.01.2025).
49. Назаренко-Матвеева Т. М. Современные тенденции и направления развития общего и дополнительного образования // Вестник РМАТ. 2021. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-napravleniya-razvitiya-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.01.2025).
50. Полозова К. А., Травкина Е. Е. Государственная политика в области развития дополнительного образования детей и её реализация в части совершенствования нормативно-правового регулирования системы дополнительного образования детей // На пути к гражданскому обществу. 2019. №1 (33) . – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-i-ee-realizatsiya-v-chasti-sovershenstvovaniya (дата обращения: 08.01.2025).
51. Попов В. В. Организационно-педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в учреждении дополнительного образования детей: дис. к. п. н. – Оренбург, 2003.
52. Поршнев А.Г., Разу М.Л., Тихомиров А.В. Менеджмент: теория и практика в России. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2003. – 523 с.
53. Поташник М. М., Моисеев A. M. Диссертации по управлению образованием: Состояние проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования.- М., 1998.
54. Прохорова М. П., Ваганова О. И., Сулимова А. В. Методическая деятельность как фактор инновационного развития дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №3 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-deyatelnost-kak-faktor-innovatsionnogo-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 08.01.2025).
55. Прохорова М. П., Лебедева Т. Е., Ксенофонтова А. И. Инновации в организации деятельности дополнительного образования детей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-deyatelnosti-organizatsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 08.01.2025).
56. Прохорова М. П., Ваганова О. И., Лукина О. А. Критерии и показатели оценки эффективности методической деятельности, обеспечивающей дополнительное образование детей // Инновационная экономика: перспективы развития и перспективы. 2019. №3 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-otsenki-effektivnosti-metodicheskoy-deyatelnosti-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 07.01.2025).
57. Рыжикова М. П., Смирнова Ж. В. Дополнительное образование детей в современных условиях: проблемы и перспективы // Управление образованием: теория и практика. 2020. №1 (37). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-sovremennyh-usloviyah-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 08.01.2025).
58. Саранов A.M., Гузева Г. И. Модернизация системы дополнительного образования детей: Монография. – Волгоград, 2002.
59. Сафонова П. Н., Шамрай И. Н. Современная система дополнительного образования детей: особенности, стратегии, тенденции // Вестник МГУКИ. 2020. №4 (96). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sistema-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-osobennosti-strategii-tendentsii (дата обращения: 07.01.2025).
60. Сухарев О. С. Теория эффективности экономики: организационный, институциональный и системный ракурс проблемы. Электронный ресурс. – URL: http://osukharev.com/art/a22.pdf (дата обращения: 08.01.2025).
61. Тимохов В. П. Историко-правовой генезис понятия эффективность // Вестник МГТУ. - 2003. - № 2. - С. 412–431.
62. Турик Л. А. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования детей как среда личностного развития обучающегося: дис. к. п. н. – Ростов н/Д, 2004.
63. Федосеева К. П. Показатели, характеризующие качество государственных (муниципальных) услуг в сфере молодёжной политики // Финансы и управление. 2021. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-harakterizuyuschie-kachestvo-gosudarstvennyh-munitsipalnyh-uslug-v-sfere-molodezhnoy-politiki (дата обращения: 08.01.2025).
64. Федяинов А. И. Развитие комплексной системы оценки предпринимательской деятельности : дис. канд. экон. наук. – Омск., 2011. – 251 с.
65. Фришман И. И. Сетевые модели социального партнёрства в дополнительном образовании детей как инновационные образовательные практики // Социально-политические исследования. 2020. №2 (7). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-modeli-sotsialnogo-partnerstva-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey-kak-innovatsionnye-obrazovatelnye-praktiki (дата обращения: 08.01.2025).
66. Фролов Ю. В., Бочаров М. И., Шестаков П. А. Структура и содержание информационной системы для оценки эффективности работы педагогов дополнительного образования // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. №4 (42). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-kontent-informatsionnoy-sistemy-dlya-otsenki-effektivnosti-raboty-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.01.2025).
67. Фролова О. Я., Фомина Л. В. Управление дополнительным образованием в региональных системах: инновационный аспект // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2021. №2 (20). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-dopolnitelnym-obrazovaniemv-regionalnyh-sistemah-innovatsionnyy-aspekt (дата обращения: 08.01.2025).
68. Хаустова А. К. Противоречия и тенденции эволюции внешкольного образования детей и молодёжи в первые годы Советской власти и на современном этапе: социологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2021. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-i-tendentsii-evolyutsii-vneshkolnogo-obrazovaniya-detey-i-molodezhi-v-pervye-gody-sovetskoy-vlasti-i-na-sovremennom (дата обращения: 08.01.2025).
69. Хочиев К. П. Понятие педагогического управления. Принципы и основные функции педагогического управления // Мировая наука. 2020. №1 (34). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-pedagogicheskogo-upravleniya-printsipy-i-osnovnye-funktsii-pedagogicheskogo-upravleniya (дата обращения: 08.01.2025).
70. Шарахова Л. Н. Управление качеством дополнительного образования детей с использованием электронной формы сбора информации // ИТС. 2011. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-s-ispolzovaniem-elektronnoy-formy-sbora-informatsii (дата обращения: 02.01.2025).
71. Шигапова М. А. Опыт формирования организационной культуры в учреждениях дополнительного образования детей в России // E-Scio. 2021. №10 (61). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-formirovaniya-organizatsionnoy-kultury-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-rossii (дата обращения: 08.01.2025).
72. Щетинская А .И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: автореф. дис. д-ра пед. наук /А.И. Щетинская. - Казань, 1999. – 39 с.
73. Яковлев Д. Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. — М.: Айрис-пресс, 2004.