Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Морские мотивы в лирике В.А. Жуковского

Работа №165194

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы24
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 5
1.1 Особенности использования пейзажа в русской лирике 5
1.2 Морские пейзажи в романтической литературе 8
Выводы по главе 1 12
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МОРСКИХ МОТИВОВ В ТВОРЧЕСТВЕ В.А ЖУКОВСКОГО 13
2.1 Романтические пейзажи в лирике В.А. Жуковского 13
2.2 Анализ мотивов моря в лирике В.А. Жуковского 15
Выводы по главе 2 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Актуальность работы. Образ моря является одним из самых распространенных в романтической литературе. Морская тематика занимает значительное место в романтической лирике. Многие поэты воспринимали море как символ свободы, глубоких эмоциональных переживаний, печали и загадочности. Образ морской стихии в романтической лирике обладает глубоким символическим смыслом, позволяя писателям передавать свои внутренние переживания и отношение к окружающему миру через образы моря.
Характеризуя образ моря в русской поэзии, невозможно не упомянуть творчество Василия Андреевича Жуковского, поэта, который познакомил читателей с уникальностью русской поэтической природы. В стихотворениях В.А. Жуковского море символизирует неизведанность, духовную свободу и ностальгии по утраченной жизни. Поэт изображал море не только как пространство свободы, величия и могущества, но также как место загадочности и таинственности. Этот дуализм морского мотива способствовал Жуковскому в выражении сложностей человеческого внутреннего мира.
По общему признанию исследователей, Жуковский-пейзажист выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе. Поэт дал лирике новые содержание и форму: обогатил русскую лирику новыми ощущениями и образами, внес в нее нечто тревожное, невыразимое, таинственное, грустное, необъяснимо прекрасное. Он избавил поэтический язык от многих архаических форм, а также способствовал большей красоте и простоте языка.
Проблема исследования заключается в том, что есть несколько основных мотивов, которые являются ключевыми в поэтическом произведении.
Степень разработанности темы исследования. Мастерство пейзажиста в целом изучено. К исследованию творчества В.А Жуковского обращались В.В. Афанасьев, М. Бессараб, А.Н. Веселовский, Г.А. Гуковский, Р.В. Иезутитова, В.И. Коровин, И.М. Семенко, М. Янушевич и др.
Объект исследования – пейзаж в русской романтической лирике.
Предмет исследования – морские пейзажи В.А. Жуковского.
Цель исследования – изучить особенности морских мотивов в лирике В.А. Жуковского.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. определить особенности использования пейзажа в русской лирике;
2. рассмотреть морские пейзажи в романтической литературе;
3. изучить особенности романтических пейзажей в лирике В.А. Жуковского;
4. проанализировать мотивы моря в лирике В.А. Жуковского.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано обоснование важности изучения особенностей морских пейзажей в романтической литературе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в других вузах, а также в работе педагогов литературы в общеобразовательной школе.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, решая первую задачу, мы определили особенности использования пейзажа в русской лирике. Российские поэты в своих произведениях уделяли много внимания природе, часто писали о море. Грандиозная водная стихия вдохновила на создание множества романтических, загадочных и волшебных образов. Ее природа противоречива: спокойная поверхность может внезапно трансформироваться в мощные волны, сметающие все на своем пути. В русской национальной поэзии морская тематика занимает значительную роль – авторы создавали фантастические образы, воспринимали море как символ свободы, непокорности перед роковой судьбой.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели морские пейзажи в романтической литературе и выяснили, что в эпоху романтизма о водной стихии писали Тютчев, Жуковский, Лермонтов и Пушкин, позже – Цветаева, Ахматова, Бальмонт и др.
Решая третью задачу, мы изучили особенности романтических пейзажей в лирике В.А. Жуковского – известного русского поэта романтизма. Он в своей лирике часто использовал морские мотивы. Эти мотивы часто служили для изображения морской стихии как символа неизведанности, таинственности и свободы. В его стихотворениях море часто ассоциируется с духовной свободой, особенно в контексте уединения и отрешенности. В одном из его стихотворений, море олицетворяет неизвестность и тоску, в других произведениях, морские пейзажи вызывают чувство уединения и тоски.
Некоторые литературоведы отмечают, что по-настоящему пристальный интерес к подобным темам начинается у элегиста со стихотворения «Море», написанного в 1882 году. Поэт персонифицирует водную гладь: она становится бескрайним пространством, не подчиняющимся никаким человеческим законам, свободным от всех запретов.
Решая четвертую задачу, мы проанализировали мотивы моря в лирике В.А. Жуковского. В его произведениях с морской стихией отождествляет себя лирический герой – в его душе тоже таится бездна, пучина. Мотив двоемирия, характерный для поэзии романтизма, раскрывается в стихотворении. Море, по Жуковскому, безнадежно стремится достичь неба, прикоснуться к нему. «Небесная твердь» в данном случае становится именно тем недостижимым идеалом, в погоне за которым проходит земная жизнь. Исследователи сопоставляют отношения Моря и Неба с отношениями человеческой души и Бога. Важное место занимает образ бури как воплощение неестественного, неправильного состояния.
Таким образом, морские мотивы в лирике В.А. Жуковского использовались для передачи различных эмоциональных состояний, отражающих тоску, свободу и уединение.



1. Барулин А. Н. Функции аллитерации в элегии В. А. Жуковского «Море» // Роман Якобсон. Тексты. Документы. Исследования, М: РГГУ, 1999. – С. 696-714.
2. Виницкий И.Ю. Поэтическая историософия В.А. Жуковского: Автореф. дис. д-ра филол. наук. – М.: МПГУ, 2005.
3. Гинзбург Л.Я. О лирике. – М.; Л.: Советский писатель, 2004. – 382 с.
4. Гинзбург Л.Я. Школа гармонической точности / Л.Я. Гинзбург // О лирике – Л.: Советский писатель, 1974. 408с.
5. Грехнев В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. — 239 с.
6. Жилякова Э.М., Гончаров И.А., В. Скотт. Некоторые наблюдения // Проблемы метода и жанра. Томск, 1986. Вып. 13. – С.197-214.
7. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем / гл. ред. А.С. Янушкевич: в 20 т... М.: Яз. рус. Культуры. Т.2. 1999. – 761с.
8. Жуковский В.А. Собрание сочинений: в 4-х т. Л.: ГИХЛ, 1959-1960. Т. 1. – 480 с.
9. Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 2 / Примеч. А.С. Янушкевича. – М., 2000.
10. Жуковский В.А. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 11. Спб., – 1902.
11. Зайцев Б.К. Жуковский: в 5 т. М. Т. 5. – 1999 .
12. История русской литературы ХIХ века. Часть 1. 1795-1830 годы. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 239 с.
13. Маймин Е. А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. – 236 с.
14. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество, гл.1 Начало пути – М.: Издательство Наука, 1982.
15. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 384с.
16. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века. – М.: Наука, 2002.
17. Проскурина В.Л. Русская маринистическая лирика 80-90-х годов XIX века, Дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Орел, 2017.
18. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М.: Художественная литература, 1975. – 256с.
19. Суриков И.З. Поэтическая Россия – М: «Советская Россия», 2005.
20. Стихи А. С. Пушкина – Москва. лит. т-ва и. д. Сытина, 2009.
21. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М.: «Прогресс» - «Культура», 1995. – С.578.
22. Чернова А. Е.. Пейзаж в русской лирике: к вопросу о национальном образе мира // Национальные образы мира в художественной культуре: Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Г. Д. Гачева (1929–2008). – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т»), 2015. – С. 349-354.
23. Эпштейн М. Жуковский // Эпштейн М. / Природа, мир, тайник вселенной...: система пейзажных образов в русской поэзии. – М.: Высш. шк., 1990. С.210-211.
24. Янушкевич А.С. В мире Жуковского. – М.:Наука, 2006. – 523с.
25. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск: Изд. Томского государственного университета, 1985. – 285 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ