Введение
Глава I . Теоретические основы использования здоровьесберегающих
технологий в условиях санаторно-курортной школы
1.1. Сущность и виды здоровьесберегающих образовательных технологий
1.2. Здоровеесберегающие технологии в условиях санаторно-курортной школы . .
Вывод
Глава II. Изучение опыта здоровьесбережения в Сойской основной
общеобразовательной школе
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Особенности организации работы по использованию здоровьесберегающих технологий Сойской основной общеобразовательной школы
2.3. Рекомендации по здоровьесбережению детей учителям начальных классов, родителям и детям
Вывод
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Уже давно неоспоримым стал факт, что школьные нагрузки, которых с годами не становится меньше, оставляют свой отпечаток на здоровье учащихся.
В настоящее время санаторная помощь школьникам, нуждающимся в длительном лечении, испытывает трудности, связанные с проблемами здравоохранения, образования и общества. Анализируя состояние здоровья первоклассников и тех, кто оканчивает школу, специалисты отмечают печальные факты: ежегодно у многих детей регистрируются нарушения зрения, различные степени сколиоза, заболевания желудка, нервной и сердечно-сосудистой систем и многие другие. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 11 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. А значит, школа не может отстраниться от здоровьесберегающих мероприятий в жизни детей.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся [10].
Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: П.Ф.Лесгафта, М.Монтессори, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогова,
В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, М.Г.Колесниковой, Н.И.Кушшжи, Л.Г.Татарниковой.
В трудах отечественных ученых выдвинуто понятие - «учебное здоровье» (М.М.Безруких, В.П.Беспалько, Е.Е.Данилова, Г.Ю.Ксензова,А.М.Прихожан,В.В.Фирсова и др.) и выделена проблема «учебного риска» (Е.К.Глушкова, Е.К.Громбах, М.И.Степанова, Л.М.Сухарева и др.).
Проблемы здоровья и здоровьесбережения в Республике Тыва поднимаются в публикациях Будук-оол Л.К., ХовалыгА.М., Сарыг С.К., Красильниковой В.А., Бурхиновой И.В., Доржу У.В., Эрдыниевой Т.А.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [9].
А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья (по данным Минздрава РБ на 2009г.) [13].
Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Естественно, многие сходятся в том, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно использоватьздоровьесберегающие образовательные технологии, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе [2, с. 22].
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в образовании.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии в условиях санаторно-курортной школы.
Цель исследования: изучить опыт использования здоровьесберегающих технологий в условиях санаторно-курортной школы.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
1. Выявить сущность и виды здоровьесберегающих образовательных технологий.
2. Изучить и проанализировать особенности здоровьесберегающих технологий в условиях санаторно-курортной школы.
3. Исследовать опыт здоровьесбережения Сойской санаторной основной общеобразовательной школы.
4. Разработать и дать рекомендации учителям, родителям, учащимся.
Гипотеза исследования: использование здоровьесберегающих технологий в санаторно-курортной школе будет эффективным при условиях: 1) выявления и учета показателей здоровья учащихся; 2) правильной организации места и времени учебной деятельности; 3) соблюдения принципа педагогического сотрудничества учителей и родителей; 4) оказания учащимся своевременной профессиональной индивидуальной помощи педагогов и врачей; 5) владение минимальными знаниями, умениями и навыками в области педагогики, психологии, права и медицины всех работников санаторно¬курортной школы.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды Я.А. Коменского, И.И. Брехмана, Ю.П.Лисицына, которые считают, что основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, синтез, классификация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, изучение педагогического опыта).
Практическая значимость исследования полученные данные могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений, воспитателями, учителями начальных классов в условиях использования здоровьесбережения школьников.
База исследования: филиал государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» -«Противотуберкулезный санаторий» в Тандинском кожууне, Сойская санаторная основная общеобразовательная школа.
Структура выпускной квалификационной работы: содержание, введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
1. Абдулина, С.В. Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно- воспитательного процесса / С.В. Абдулина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те.- 2003.- № 16.- С. 123-127.
2. Айзман, Р.И. Здоровье школьника и психолого- педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман.- Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2001 .- 15 с.
3. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровья / Н.М. Амосов. - 3-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 764 с.
4. Андреева, В.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества / В.И. Андреева. - Казань- Оренбург: Центр инновационных технологий, 2009. - 567 с.
5. Ахуи-пат Т.В . 3/доровь?с^(5с[х?1гающк? технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья, 2000.- Т. 7. №2. -21 - 28.с.
6. Афонькина, Ю.А. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника. Технология ддорввьссбережеиия: учеб.пособие /Ю.А. Афонькина, И.А. Галай, Н.И. Трифонова- М.: АРКТИ, 2014.- 120 с.
7. Бa^ьеыкoвa, Е.А. Настольная книга здopoвьeсбеpeжeния: метод, пособие / Е.А. Бабенкова. - М. : УЦ «Перспектива», 2013- 192 с.
8. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004. - 240 с.
9. Безруких, М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр,- 2002 - 346 с.
10. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики // уч.пос. для высш. пед. учебн. Заведений / А.С. Белкин.- М.: Академия, 2000. - 192 с.
11. Трехины , И.И . Введение в вaлльлoдию - науку о здоровье / И.И.Брехман.- М.: Наука, 1987.-368с.
12. Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа»,- 2006, № 8.- 98 с.
13. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе . 11едап'01и1 ческпе стратегии и технологии// книга / В.А. Вишневский. - М.: ФиС , 2002.- 270 с.
14. ВoзвоIHIaевa, И.В. Охрана здоровья дстей и пoдpосткoв в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья, - 2009. - № 1. -С. 48-59.
15. Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. соч. в 6т. / Л.С. Выготский. - М., 2004. - 895 с.
16. Гаврючина, Л. технологии в ДОУ» // методическое пособие / Л. Гаврючина.- изд-во: Сфера, 2010.- 160с.
17. Галан, Т.Г. Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. Науч. Конф. - СПб.:Заневская площадь, 2014.- 77-79с.
18. Гунн, Г.Е. Лисицын, С.А. Школа здоровья: теория, программы, проекты развития / Г.Е. Гунн, С.А. Лисицин. - СПб., 2008. - 128 с.
19. Голякова, С.И. Здоровьесбережение в современной начальной школе // статья.
20. Дубровская, Н.В. Психофизиология ребенка:
Психофизиологические основы детской валеологии / уч.пос. / Н.В. Дубровская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2000. - 144 с.
21. Ермакова, И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе / И.Н. Ермакова // Начальная школа - 2006. -№ 12- 23-26 с.
22. Зайцев, Г.К. Школьная валеология . Педагогические основы: обеспечения здоровья учащихся и учителей // уч.пос. / Г.К. Зайцев - СПб: «Детство- Пресс», 2001.- 160 с.
23. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.-75 с.
24. Клокова, Т.И. Дневник здоровья. Часть 1 Система мониторингов здоровья в образовательной среде школы. // Методические рекомендации. М.:МИОО, 2010.- 125 с.
25. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. / В.И. Ковалько.- М.: Вако, 2007. - 307 с.
26. Краткая медицинская энциклопедия. В 2-х томах. Т.1 / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Крон-Пресс, 2007. - 678 с.
27. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения. / В.С. Кукушкин - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
28. Лебедева, Н.Т. Школа и здоровье учащихся / Н.Т. Лебедева. - Минск, 2006. - 456 с.
29. Лецких, А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
30. Менчинская, Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе // Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008.- 112с - (Педагогическая мастерская).
31. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» / Под редакцией М.М. Безруких и В.Д. Сонькина.- М.: Триада - фарм, 2002. -346 с.
32. Митина Е.П.Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.- 95-96 с.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. - М.: Изд. центр Академия, 2004. - 456 с.
34. Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт. -сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель,2009. - 184 с.
35. Николаева, Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Методическое пособие / Е.И. Николаева- М.: Детство-Пресс, 2014.- 240 с. Психология здоровья / Г.С.Никифорова.-СПб: Питер.2003.- 42-43 с.
36. Никифорова, Г.С. . Психология здоровья / Г.С.Никифорова.- СПб: Питер. 2003.- 42-43 с.
37 Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. - 480 с.
37. Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах // учеб, пособие /
B. А. Орехова- М.: КНОРУС, 2006.- 147 с.
38. Сидоров, С.В. Сайт педагога- исследователя [Электронный ресурс]. URL: http:// sv- sidorov.ucos.com (дата обращения 04.03.2016 г.)
39. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе // книга / Н.К. Смирнов.- М.: АПКиПРО, 2002.- 62 с.
40. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе // уч.пос. / Н.К. Смирнов.- М.: АРКТИ, 2006.¬320 с.
41. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии // уч.пос. / Е.В. Советова.- Ростов на Дону: Феникс, 2007.- 285 с.
42. Социллыаая педагоиика / Пдд. ред. М.А. Гл]аaгyгoвoй. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 543 с.
43. Социологический словарь / гл.ред. Д.М. Гвишиани- М.: Большая Рос. Энцикл., 2002. - 354 с.
44. Стальков, Е.А. Валеология: от идеи сохранении жизни к идее сохранения здоровья / Е.Н. Стальков, В.А. Панин.-Калининград: Янтарный сказ,2009.- 286 с.
45. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
46. Хрипкова, А.Г. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников / А.Г. Хрипкова. - М., 2009. - 112 с.
47. Ховалыг, А.М. Состояние тревожности, агрессии и социально-психологической адаптации студентов 1курса / А.М.ХОВДЛЫЮ, Л.К.Будук-оол,
C. К.Сарыг/ Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 20-летнему юбилею ТГу 15 октября 2015.- Кызыл, изд-во ТГу- с.134-135.
48. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М., 2008. - 272 с.
49. Ширшов, В.Д. История Социальной работы. Учеб. пос. / Г.И. Ширшов- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002.- 252 с.
50. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе // уч.пос. / Г.И. Щукина.- М.: Просвещение.2010.- 220 с.
51. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Модэк, 2007. - 414 с.