Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №165066

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические основы формирования экологической грамотности
младшего школьника в условиях дополнительного образования 8
1.1 Понятие экологической грамотности: сущность и содержание 8
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования экологической
грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования 17
2 Практика формирования экологической грамотности младших
школьников в условиях дополнительного образования 30
2.1 Диагностика уровня экологической грамотности младших
школьников 30
2.2 Методические рекомендации по формированию экологической
грамотности в условиях школьного дополнительного 39 образования
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 59
Приложение Б 62


Актуальность темы исследования обусловлена напряженной экологической обстановкой, складывающейся в настоящее время. Серьезные опасения вызывают участившиеся случаи экологических бедствий, непрекращающиеся сообщения о загрязнениях воды, воздуха, почвы, влекущие ухудшение состояния здоровья населения. Очень часто причинами перечисленных проблем становится отсутствие у граждан знаний в сфере природопользования и природоохраны. В этой связи актуализируется проблематика экологического просвещения граждан, повышения их экологической культуры и формирование экологической грамотности.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» возвел экологическое образование в разряд важнейших государственных проблем. В нормативном документе - Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года - содержится требование о необходимости экологического образования на всех уровнях [44], [32].
На важность и злободневность экологического просвещения граждан обращено в Указе Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». В документе сформулирован ряд поручений Правительству Российской Федерации, основополагающим из которых является необходимость включения основ экологических знаний в федеральные государственные образовательные стандарты [43].
Формирование экологической грамотности подрастающего поколения происходит не только в рамках школьной программы. Огромную лепту в экологическое образование вносит система дополнительного образования, которое в настоящее реализуется в различных направлениях и объединяет большое число школьников. Экологическая составляющая присутствует во всех программах дополнительного образования и реализуется в различных формах. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, авторы которых анализируют различные аспекты обозначенной проблемы: вопросы развития экологических познаний младших школьников (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др.); вопросы организации внеурочной работы по экологическому воспитанию младших школьников (И.И. Петрова, О.Б. Волжина, Е.В. Рогалева, И.С. Сергеева, В.В. Макунина, И.В. Попова и др.); вопросы организации проектной деятельности по формированию экологической грамотности младших школьников (Л.В. Моисеева, Ю.Г. Никитина, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный и др.). Все вышесказанное подтверждает актуальность выбора темы исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Понятие экологической грамотности не имеет единой общепризнанной трактовки в научной литературе. Существует достаточно много подходов к определению понятия и сущности экологической грамотности. В настоящем исследовании мы будем опираться на определение, предложенное кандидатом Л.Х. Давлетшиной, которая под экологической грамотностью понимает систему экологических знаний и убеждений, которые определяют общее видение человеком своего места в окружающем мире, его действия в социальной и природной среде, позволяющие не нарушать естественного равновесия в системе «человек - общество - природа». Цель формирования экологической грамотности: воспитание гуманного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают человека. Задачи формирования экологической грамотности: воспитание основ экологической культуры, выработка осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы.
Формирование экологической грамотности находит отражение на всех ступенях отечественного образования. Благоприятным периодом для формирования основ экологической грамотности выступает младший школьный возраст. Обучающиеся в этом возрасте эмоциональны, впечатлительны, быстро откликаются на призыв беречь природу и растения, чтобы братьям нашим меньшим сохранить жизнь и место обитания. Это благоприятный возраст для того, чтобы заложить основы экологического мышления и сознания.
Широкие возможности для формированию экологической грамотности имеет дополнительное образование. В экспериментальном исследовании возможностей развития формирования экологической грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования приняли участие обучающиеся 2 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 имени академика М.К. Янгеля» города Усть-Илимска. Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию экологической грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования.
В выпускном исследовании мы предложили работу кружка «Юные экологи». Программа кружка рассчитана на один учебный год с периодичностью занятий 1 раз в неделю по 1 часу. Мы предполагаем, что организация работы кружка «Юные экологи» будет способствовать формированию экологической грамотности младших школьников. Следовательно, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



1. Аутлева, А.Н. Экологическая социализация младших школьников на основе событийного подхода / А. Н. Аутлева, Л. Л. Багова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2017. - № 1.
- С. 32-37.
2. Багова, Л. Л. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» / Л. Л. Багова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2015. - № 3. - С. 61-65.
3. Бекк, Е. А. Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе / Е. А. Бекк // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 3. - С. 11¬13.
4. Быкова, Н. В. Особенности экологического воспитания в начальной школе / Н. В. Быкова // Наука, техника и образование. - 2018. - № 8. - С. 79-84.
5. Вакуленко, Л. Н. Экологическое воспитание школьников, как фактор формирования природоохранных компетенций / Л. Н. Вакуленко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 50.
- С. 111-115.
6. Винокурова Н. Ф. Реализация средовых идей при формировании экологической ответственности во внеурочной деятельности школы / Н. Ф. Винокурова, А. А. Лощилова // Карельский научный журнал. - 2018. - № 4. - С. 7-9.
7. Виттенбек, В. К. Формирование основ экологической культуры личности младшего школьника / В. К. Виттенбек, П. Р. Сухорукова // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований» (г. Москва. 15-16 апреля 2020 года). - Москва : Московский государственный областной университет, 2020. - С. 64-68.
8. Владышевский, Д. В. Экологический аспект устойчивого развития/ Д. В. Владышевский. Красноярск, Красноярский Гос. университет, 2002. — 195 с.
9. Власенко, О. В. Формирование экологической культуры младших школьников / О. В. Власенко // Сборник докладов VIII Всероссийской научно¬практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» (г. Белгород, 22 октября 2020 года). - Белгород : Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. - С. 95-99.
10. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура/ С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова : Горизонт, 1997. - 208 с.
11. Гостева, С. Р. Экологическое образование / С. Р. Гостева // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 6.- С. 433-435.
12. Давлетшина, Л. X. Современные образовательные технологии формирования основ экологического мировоззрения младших школьников (опыт эмпирического исследования) / Л. X. Давлетшина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - № 6. - С. 15-18.
13. Егоров, В. А. Правосознание и экологическая грамотность молодежи / В. А. Егоров, Д. С. Назарова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2015. - № 2. - С. 10-14.
14. Елсукова, А. Н. Сущность экологического образования обучающихся / А. Н. Елсукова, Л. В. Рыжкова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 6. - С. 91-93.
15. Зайцева, С. А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов / С. А. Зайцева, Л. И. Рыжечкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62. - С. 86-89...54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ