Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Работа №165002

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы технологии проблемно - диалогового обучения 8
1.1 Характеристика технологии проблемно - диалогового обучения 8
1.2 Понятие, цель, задачи и этапы проблемно - диалогового обучения 16
2 Практическое использование методики проблемно - диалогового обучения в
старшей школе 31
2.1 Анализ учебников и методической литературы на предмет нахождения
элементов проблемно - диалогового обучения 31
2.2 Методика организации работы проблемно - диалогового обучения на
уроках истории в 10 - 11 классе 40
Заключение
Список использованных источников 60

Проблемы постоянного развития образования были и до сих пор остаются одними из наиболее актуальных объектов исследования этики, социологии, психологии и педагогики на всех этапах их развития, как отдельных отраслей знания.
В современном мире, в связи с неизменным развитием общества, система школьного образования России испытала трудности с моментом, когда старая система традиционного обучения уже не в состоянии справляться с теми потребностями, которые диктует современность. Система столкнулась с кризисом, который спровоцировал ряд фундаментальных изменений. В частности, поиск и развитие новых методов обучения, которые соответствовали бы современным требованиям общества. Подобного рода исследования объясняются устаревшей моделью традиционного обучения, центром которой является педагог. Современные тенденции в обществе требуют от учащихся не способность накапливать информацию, которую транслирует учитель, и воспроизводить её, а умение самостоятельно выделять из имеющейся информации необходимые элементы и так же самостоятельно применять их на практике. Подобные радикальные изменения объясняются тем, что в данный момент времени любой человек имеет практически безграничный доступ к информации и учитель в роли ретранслятора знаний уже не представляет особой ценности.
Подобные предпосылки дают возможность для развития иных подходов в образовании, в частности - методика проблемно-диалогового обучения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что методика проблемно-диалогового обучения включает в работу, как учителя, так и учащихся, развивая у них исследовательские, аналитические способности, умение отбора информации и логическое мышление, а также формируя у них все необходимые компетенции.
Подобного рода переход является достаточно длительным и процессом в современной образовательной системе. Для наиболее успешного закрепления подобной методики необходимо изучать каждый шаг в этом направлении. Наша работа направлена на то, чтобы осветить эту проблему и возможно послужить основой для будущих исследований, направленных на изучение данного рода проблем.
Цель работы: рассмотреть методику проблемно-диалогового обучения и показать важность её развития в современной системе школьного образования.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) дать характеристику технологии проблемно-диалогового обучения;
2) выявить цель, задачи и этапы проблемно-диалогового обучения;
3) провести анализ учебников и методической литературы по истории, включающих в себя элементы проблемного диалога;
4) осветить технологии проблемного диалога при составлении методических рекомендаций к урокам в старшей школе.
Объект исследования: процесс обучения истории с применением методики проблемно-диалогового обучения.
Предмет исследования: особенности применения методики проблемно-диалогового обучения при проведении уроков по истории в старших классах.
Гипотеза исследования: применение методики проблемно-диалогового обучения на уроках истории станет следствием успешного развития множества полезных качеств учащихся, важность которых подчеркивает как ФГОС, так и реалии современного общества.
Методологической основой для нашего исследования послужили научные труды, исследующие проблемы развивающего обучения, составленные советскими и российскими авторами. В качестве теоретической базы нам послужили научные труды, посвященные исследованию проблемного обучения. Практической базой послужили школьные учебные пособия по истории России за 10-11 классы.
Метод исследования: анализ источников, метод сбора данных для исследования, анализ методической литературы по проблеме исследования.
Структура дипломной работы: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфах, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость работы заключается в том, что в настоящее время в связи с постоянным развитием общества, каждое исследование, направленное на тему изучения проблемно-диалогового обучения может служить базой для педагогов, которые используют данные знания на практике при работе с учащимися в школах. Также проделанное исследование по данной теме может использоваться как источник для других исследователей подобной проблемы.
Апробация работы. Отдельные материалы выпускной квалификационной работы были апробированы в виде:
Статья: Применение проблемно-диалогового обучения на уроках истории / С.А. Кытманов // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития: сборник статей Международной научно¬практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2020.- С. 123-127 - 188 с.
Выпускная работа по теме «Использование проблемно - диалогового обучения на уроках истории в старших классах» содержит 66 страниц текстового документа, 44 использованных источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование и развитие всесторонне развитой личности является важной задачей современной системы обучения. Данное требование входит в перечень к результатам обучения в Федеральном Государственном стандарте. Проблемно - диалоговое обучение является наиболее эффективным средством развития необходимых универсальных учебных действий учащихся. Также проблемно - диалоговое обучение способствует раскрытию связи истории с окружающим миром и показывает её закономерное развитие от древнейших времен до современности.
Проблемно - диалоговое обучение обеспечивает возможность ученикам быть активными, творчески мыслящими, умеющими самостоятельно добывать новые знания, ставить цели и достигать их. Для технологии проблемно - диалогового обучения отличительной чертой становится то, что на уроке происходит активное взаимодействие между участниками учебного процесса. В соответствии с данной технологией на уроке математики, в процессе введения нового материала учитель не дает готовых знаний, он организовывает так учебный процесс, что учащиеся сами открывают эти новые знания, самостоятельно приходят к решению проблемы, которую ставят вместе с учителем.
Цель нашей работы была в том, чтобы теоретически обосновать методику проблемно-диалогового обучения и доказать её эффективность обучения истории и использовании в старших классах.
В ходе достижения поставленной цели, нами были решены ряд задач:
Нами была проведена исследовательская работа, в ходе которой нами было изучено и проанализировано большое количество научных, учебно- методических и педагогических материалов, посвященных технологии проблемного обучения, где были рассмотрены виды, понятие и этапы проблемного диалога.
В 1 главе, была изучена психолого - педагогическая и методическая литература по теме исследования. Было установлено происхождение и становление технологии проблемно-диалогового обучения как полностью сформированной технологией, а так же раскрыты особенности формирования проблемных ситуаций. В главе были сформулированы основные задачи участников образовательного процесса. В частности, задача учителя в процессе деятельности, заключается в процессе правильной организации урока, а именно: педагог должен умело ставить перед детьми существующие проблемы, конструктивное решение которых они должны предоставить на основании полученных и усвоенных знаний.
Во второй главе нами был произведен подробный анализ учебников и методической литературы старших классов на наличие заданий направленных на наличие элементов проблемного обучения в структуре их параграфов. Данный анализ показал, что в большей мере ряд учебников содержит задания, содержащие в себе хотя бы элемент проблемно-диалогового обучения, и лишь пара учебников до сих пор являются полностью основанными на традиционной форме преподавания.
В практической части работы представлены различные ситуации и задания проблемной направленности. Для каждого задания были представлены методические рекомендации. Данные рекомендации позволят преподавателям, которые ранее не работали с технологией проблемно-диалогового обучения, узнать особенности организации и разработки заданий и уроков подобного типа.
Активное использование данной технологии на уроках истории позволит активизировать познавательный интерес обучающихся к предмету и улучшить их успеваемость, так как уроки истории станут намного интереснее за счет вовлечения учащихся в непосредственное обсуждение проблемы урока.
Анализируя всю изученную информацию по данной проблеме, мы пришли к выводу, что проблемно-диалоговая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учащихся правильно излагать свои мысли, задавать вопросы и вести диалог.
Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что проблемно-диалоговое обучения открывает большие возможности в вовлечении учащегося в деятельность, в проявлении его индивидуальности, в создании своего образа действий и разрешении возникших перед ним проблем. Все задачи были выполнены, гипотеза доказана, и поставленная цель работы достигнута.



1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. Москва : Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. - Москва : Просвещение, 1985. - 208 с.
3. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970. - 32 с.
4. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп./ С.И. Брызгалова / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.
5. Иванова О.В. «Проблемное обучение в курсе истории» // Преподавание истории в школе 1999, № 8. - с. 16 - 21.
6. Инструменты, механизмы и технологии современного информационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2020 г, г. Пермь). - Уфа: Аэтерна, 2020. - 188 с
7. История России. 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О. Н. Журавлева, Т. И. Пашкова, Д. В. Кузин ; под общ. ред. чл.-корр. РАН Р. Ш. Ганелина. - Москва : Вентана-Граф, 2008. -367
8. История России : 11 класс : учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / В.С. Измозик, С.Н. Рудник ; под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. - 2 - е изд., дораб. и доп. - Москва : Вентана - Граф, 2013. - 384 с.
9. История России. 10 класс. Учеб. для образоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 [ М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. - Москва: Просвещение, 2017 - 175 с.
10. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс : 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 4-е изд. -Москва : Просвещение, 2008. -431 с
11. История России: начало XX - начало XXI в. 10 кл. : учебник / О.В. Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов. - Москва : Дрофа, 2016 - 367, [4] с.
12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках./ М.В. Кларин / Москва : Омега, 2004. - 55 с.
13. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. / В.А. Климчук /СПб.: Речь, 2005. - 194 с.
14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
15. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. / А.К. Колеченко /С.-П.: КАРО, 2004, - 142 с.
16. Кондаков И. М. Психологический словарь / И. М. Кондаков. - Санкт- Петербург : СПб, 2000. - 712 с.
17. Кондращенко А. И., Тупикова С. О. Применение на уроках истории технологии проблемного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018.
18. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения. / Е.В. Коротаева /Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 87 с.
19. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. Москва : Омега, 2003. - 98 с.
20. Крапоткина И.Е., Котлова Л. А. Технологии проектирования проблемных вопросов и заданий по истории в современной школе // Проблемное обучение в современном мире: материалы VI Междунар. Махмутовских чтений. - Казань-Елабуга, 2016. - С. 282-287.
21. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. Москва : Педагогии. общ-во России, 2001. - 198 с.
22. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - Москва : Знание, 1991. - 80 с.
23. Кукушкина В.С. Педагогические технологии уч. пособие для студентов пед. спец./ В.С. Кукушкина. - Москва. 2004. - 336 с.
24. «Культура образования» Бруннер Дж./ Организация образования, Москва : Просвещение, 2006. - 224 с.
25. Левандовский А.А. История России, XX - начала XXI века. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова. - 4 - е изд. - Москва : Просвещение, 2010. - 384 с.
26. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.: ил.
27. Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы. История России. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / О. А. Мартьянова. - Москва : Планета, 2011. - 480 с.
28. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. - Москва : Большая Рос. энцикл., 1993-1999. - 27 см. Т. 1: А - М / Гл. ред. В. В. Давыдов. - 1993. - 607,[1] с. : ил.
29. Словарь психолого-педагогических понятий : справочноепособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. - Минск: БГТУ, 2007. - 68 с.
30. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. И доп. — Мн: Харвест, Москва: ACT, 2001. — 976 с.
31. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании:проектирование планируемых результатов изучения // Омский научный вестник. 2008. № 6. С. 163-167 (0,6 п.л.)
32. Хлытина О. М. Методологический компонент учебного исторического познания на старшей ступени школы // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 209-219.
33. Хлытина О. М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого // Вестник Омского университета. - 2011. - № 3 (61). - С. 367-373
34. Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии : учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 311 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ