ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
|
Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения психологического сопровождения семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации 9
1.1 Психологические особенности семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации 9
1.2 Методы работы педагога-психолога с семьями, находящимися в
трудной жизненной ситуации 19
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, и их психологическое сопровождение 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 26
2.2 Описание системы психологического сопровождения семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации 35
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 39
Заключение 53
Список использованных источников 58
Приложение А Результаты первичной диагностики семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 66
Приложение Б План занятий программы психологического сопровождения семей, в трудной жизненной ситуации, «Сможем
вместе!» 67
Приложение В Результаты повторной диагностики семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 84
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения психологического сопровождения семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации 9
1.1 Психологические особенности семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации 9
1.2 Методы работы педагога-психолога с семьями, находящимися в
трудной жизненной ситуации 19
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, и их психологическое сопровождение 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 26
2.2 Описание системы психологического сопровождения семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации 35
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 39
Заключение 53
Список использованных источников 58
Приложение А Результаты первичной диагностики семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 66
Приложение Б План занятий программы психологического сопровождения семей, в трудной жизненной ситуации, «Сможем
вместе!» 67
Приложение В Результаты повторной диагностики семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 84
Роль и значение семьи в жизни человека нельзя переоценить. Именно семья является основой для формирования наиболее значимых социальных функций. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Это то главное, без чего нельзя представить человеческую личность в современном обществе.
В настоящее время увеличилось число семей, которые пренебрегают обеспечением своим детям надлежащего образования и развития. Существует множество примеров асоциальных семей, которые не в состоянии удовлетворить основные потребности своего ребенка, такие как: пища, одежда, безопасные условия жизни и надлежащая гигиена. Безнравственный образ жизни родителей, в том числе их пристрастие к алкоголю, наркотикам, преступная деятельность, пагубно влияют на развитие их детей.
На законодательном уровне дефиниция «трудная жизненная ситуация» закреплена в статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи»: «трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно».
Трудная жизненная ситуация негативно влияет на поведение и мировоззрение всех членов семьи, ухудшает условия их жизнедеятельности. Неблагополучие семьи приводит к тому, что:
- семья не выполняет юридические обязательства;
- семья не выполняет свою воспитательную функцию;
- семья не выполняет социальную функцию;
- семья не выполняет развивающую функцию.
Необходимость особого внимания специалистов к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, закреплена в Конвенции о правах ребенка, в которой закреплены права ребенка на физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие в благополучной семье и социуме .
Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» нацеливают на создание в сфере образования условий для развития подрастающего поколения.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года подчеркивает, что семья является основой для становления и развития подростка, его социализации, приобретения первичных навыков исполнения различных социальных ролей .
Поэтому приоритетной задачей является организация психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Нормативно-правовые акты, принятые в целях обеспечения прав детей и членов семей, находящихся в трудных условиях, а так же, данные статистики и научные публикации указывают на актуальность проблемы помощи семье в трудной жизненной ситуации. Необходимо формировать и развивать методы и технологии сопровождения семей в трудной жизненной ситуации, оказывать им всемерную поддержку.
Цель исследования: изучение психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: психологические особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
...
В настоящее время увеличилось число семей, которые пренебрегают обеспечением своим детям надлежащего образования и развития. Существует множество примеров асоциальных семей, которые не в состоянии удовлетворить основные потребности своего ребенка, такие как: пища, одежда, безопасные условия жизни и надлежащая гигиена. Безнравственный образ жизни родителей, в том числе их пристрастие к алкоголю, наркотикам, преступная деятельность, пагубно влияют на развитие их детей.
На законодательном уровне дефиниция «трудная жизненная ситуация» закреплена в статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи»: «трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно».
Трудная жизненная ситуация негативно влияет на поведение и мировоззрение всех членов семьи, ухудшает условия их жизнедеятельности. Неблагополучие семьи приводит к тому, что:
- семья не выполняет юридические обязательства;
- семья не выполняет свою воспитательную функцию;
- семья не выполняет социальную функцию;
- семья не выполняет развивающую функцию.
Необходимость особого внимания специалистов к семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, закреплена в Конвенции о правах ребенка, в которой закреплены права ребенка на физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие в благополучной семье и социуме .
Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» нацеливают на создание в сфере образования условий для развития подрастающего поколения.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года подчеркивает, что семья является основой для становления и развития подростка, его социализации, приобретения первичных навыков исполнения различных социальных ролей .
Поэтому приоритетной задачей является организация психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Нормативно-правовые акты, принятые в целях обеспечения прав детей и членов семей, находящихся в трудных условиях, а так же, данные статистики и научные публикации указывают на актуальность проблемы помощи семье в трудной жизненной ситуации. Необходимо формировать и развивать методы и технологии сопровождения семей в трудной жизненной ситуации, оказывать им всемерную поддержку.
Цель исследования: изучение психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: психологические особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
...
По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
В научной литературе предлагается большой спектр трактовок понятия «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации». В качестве рабочего в настоящей выпускной квалификационной работе принято определение, предложенное сотрудниками Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (В.А. Пониделко, А.В. Куваева, И.В. Галицкая): «Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность всех ее членов (малообеспеченность, безработица, инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую семья не может преодолеть самостоятельно. Данное определение видится наиболее полным, поскольку в нем сосредоточены все характеристики, свойственные семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
К психологическим особенностям семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: повышенная тревожность, неуверенность в завтрашнем дне, напряженность, межличностные конфликты, чувство вины, нарушение детско-родительских отношений.
Установление единой траектории работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, является важным шагом на пути создания благоприятных условий для жизни и развития каждой семьи. Работа должна быть организована комплексно и системно, чтобы обеспечить эффективную психологическую помощь семьям, которые нуждаются в этом.
Результаты проведенного диагностического исследования показали, что родители из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не осознают свои трудности, не стремятся обращаться за помощью к специалистам, не понимают свои ошибки, не учитывают особенности своего ребенка, не умеют 53
налаживать стиль отношений в семье, не могут найти выход из затянувшегося внутрисемейного конфликта. Детям свойственны тревожность, чувство неполноценности и собственной ненужности, со стороны родителей они испытывают непринятие, конфликтность, враждебность. Исходя из полученных данных, была разработана и реализована программа психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Сможем вместе!» с элементами арт-терапии.
Целью программы «Сможем вместе!» является гармонизация детско- родительских отношений, сплочение детей и родителей с помощью проведения совместных мероприятий.
Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «Тест- опросник родительского отношения» (авторы - А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет говорить о положительной динамике.
При первичной диагностике не было выявлено семей, в которых диагностирован высокий уровень по шкале «принятие/отвержение». При повторной диагностике высокий уровень выявлен у 40% семей. При первичной диагностике средний уровень по шкале «принятие/отвержение» диагностирован у 50% семей. При повторной диагностике средний уровень выявлен у 40% семей. При первичной диагностике низкий уровень по шкале «принятие/отвержение» диагностирован у 50% семей. При повторной диагностике низкий уровень выявлен у 20% семей.
При первичной диагностике не было выявлено семей, в которых диагностирован высокий уровень по шкале «кооперация». При повторной диагностике высокий уровень выявлен у 30% семей. При первичной диагностике средний уровень по шкале «кооперация» диагностирован у 60% семей. При повторной диагностике средний уровень выявлен у 50% семей. При первичной диагностике низкий уровень по шкале «кооперация» диагностирован у 40% семей. При повторной диагностике низкий уровень выявлен у 20% семей.
При первичной диагностике не было выявлено семей, в которых диагностирован высокий уровень по шкале «симбиоз».
...
В научной литературе предлагается большой спектр трактовок понятия «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации». В качестве рабочего в настоящей выпускной квалификационной работе принято определение, предложенное сотрудниками Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (В.А. Пониделко, А.В. Куваева, И.В. Галицкая): «Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - это семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность всех ее членов (малообеспеченность, безработица, инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую семья не может преодолеть самостоятельно. Данное определение видится наиболее полным, поскольку в нем сосредоточены все характеристики, свойственные семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
К психологическим особенностям семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: повышенная тревожность, неуверенность в завтрашнем дне, напряженность, межличностные конфликты, чувство вины, нарушение детско-родительских отношений.
Установление единой траектории работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, является важным шагом на пути создания благоприятных условий для жизни и развития каждой семьи. Работа должна быть организована комплексно и системно, чтобы обеспечить эффективную психологическую помощь семьям, которые нуждаются в этом.
Результаты проведенного диагностического исследования показали, что родители из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не осознают свои трудности, не стремятся обращаться за помощью к специалистам, не понимают свои ошибки, не учитывают особенности своего ребенка, не умеют 53
налаживать стиль отношений в семье, не могут найти выход из затянувшегося внутрисемейного конфликта. Детям свойственны тревожность, чувство неполноценности и собственной ненужности, со стороны родителей они испытывают непринятие, конфликтность, враждебность. Исходя из полученных данных, была разработана и реализована программа психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Сможем вместе!» с элементами арт-терапии.
Целью программы «Сможем вместе!» является гармонизация детско- родительских отношений, сплочение детей и родителей с помощью проведения совместных мероприятий.
Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «Тест- опросник родительского отношения» (авторы - А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет говорить о положительной динамике.
При первичной диагностике не было выявлено семей, в которых диагностирован высокий уровень по шкале «принятие/отвержение». При повторной диагностике высокий уровень выявлен у 40% семей. При первичной диагностике средний уровень по шкале «принятие/отвержение» диагностирован у 50% семей. При повторной диагностике средний уровень выявлен у 40% семей. При первичной диагностике низкий уровень по шкале «принятие/отвержение» диагностирован у 50% семей. При повторной диагностике низкий уровень выявлен у 20% семей.
При первичной диагностике не было выявлено семей, в которых диагностирован высокий уровень по шкале «кооперация». При повторной диагностике высокий уровень выявлен у 30% семей. При первичной диагностике средний уровень по шкале «кооперация» диагностирован у 60% семей. При повторной диагностике средний уровень выявлен у 50% семей. При первичной диагностике низкий уровень по шкале «кооперация» диагностирован у 40% семей. При повторной диагностике низкий уровень выявлен у 20% семей.
При первичной диагностике не было выявлено семей, в которых диагностирован высокий уровень по шкале «симбиоз».
...
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КЛУБА МОЛОДОЙ СЕМЬИ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантым поведением из семей в тяжелой жизненной ситуации (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВУШЕК, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023





