Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повседневная жизнь татарской женщины в Российской империи во второй половине XIX – начале XX веков

Работа №164920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы42
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………….……….....3
Глава I. Нормативно-правовые и делопроизводственные материалы о семейно-брачной жизни татарской женщины…………7
Глава II. Описание жизни татарской женщины в литературе второй половины XIX – начала XX вв…11
Глава III. Жизнедеятельность и быт татар и татарской женщины в «Избранных произведениях» Каюма Насыри…………………….……….…19
Глава IV. Образ и жизнедеятельность татарской женщины в работе А. Сперанского «Казанские татары»…28
Заключение………………………………………………………………...……39
Список использованных источников и литературы…………..………..…41

Актуальность и проблема исследования. История повседневной жизни – одна из наименее изученных тем в историографии, в том числе татарской. Объясняется это тем, что большинство исследований ориентировано на социальную и политическую проблематику, к тому же наблюдается недостаточность источниковой базы для исследования повседневной жизни. Однако данная тема обладает значительным познавательным потенциалом. Именно поэтому очень актуально изучение повседневной жизни татарской женщины дореволюционного времени (т. е. до 1917 г.), это должно помочь при восполнении отдельных пробелов в общей истории татарского народа.
Степень изученности проблемы. В систематизированном виде тема повседневной жизни татарской женщины в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. представлена несколькими работами ученого Л. Р. Габдрафиковой .
Описание нормативно-правовых и делопроизводственных материалов о семейно-брачной жизни татарской женщины имеется в трудах Д. Д. Азаматова , А. З. Асфандиярова , Р. Р. Аминова .
Исследователи Ф. Амирхан , Х. З. Багаутдинова , Т. А. Биктимирова , Ф. Карими , А. Х. Махмутова , Р. Г. Мухаметшин , М. Рахимкулова, Р. Утябай-Карими , Г. Юнусов в своих произведениях затронули тему жизни татарской женщины.
Характеристика источников. Работа писалась на основе документов Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), художественных и публицистических материалов XIX – начала ХХ столетий.
Важной документальной основой в вопросах повседневной жизни татарской женщины в Российской империи во второй половине XIX – начале XX веков является архивный фонд Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) – организации, которая регулировала в это время частную повседневную жизнь мусульман Волго-Уральского региона, Сибири и Центральной России.
Историческую ценность имеют работы И. М. Казанцева «Описание башкирцев» и Ризаэтдина Фахреддина «Знаменитые женщины» . В них также можно найти информацию о повседневной жизнедеятельности татарской женщины.
Описание повседневной жизни татарской женщины можно встретить в художественных произведениях Гаяза Исхаки .
Образ, жизнедеятельность и быт татар и татарской женщины, в особенности татарский свадебный обряд подробно рассматриваются в «Избранных произведениях» Каюма Насыри и в работе Аристарха Сперанского «Казанские татары. (Историко-этнографический очерк)» .
Цель и задачи данного исследования.
Цель исследования заключается в том, чтобы показать с разных позиций повседневную жизнь татарской женщины Российской империи.
Задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые и делопроизводственные материалы на предмет семейно-брачной жизни татарской женщины;
- изучить жизнеописание татарской женщины в публицистической и художественной литературе второй половины XIX – начала XX вв.;
- показать жизнедеятельность и быт татар и татарской женщины в «Избранных произведениях» Каюма Насыри и в работе Аристарха Сперанского «Казанские татары».
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX до начала XX столетия. К этому времени был уже утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся семейно-брачной жизни мусульман Российской империи: был подвергнут изменению возраст вступления в брак, были урегулированы браки между сословиями, урегулирование споров между супругами и дел наследства являлось задачей ОМДС.
Объект исследования – жизнедеятельность и быт татарского народа в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.
Предмет исследования – повседневная жизнь татарской женщины в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.
Методы исследования. В работе использованы такие методы, как исторический, анализ и синтез.
Исторический способствует поиску и изучению первоисточников, таких как документы Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), художественные и публицистические материалы XIX – начала ХХ столетий.
Метод анализа в данном случае помогает поделить повседневную жизнь на составные части и разобрать по отдельности быт, жизнедеятельность, семейно-брачные отношения.
Научная новизна исследования. Новизна в том, что повседневная жизнь татарской женщины в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. представлена в системном виде с позиций разных исследователей.
Практическая значимость. Содержание данной работы может быть использовано при чтении лекционных материалов и в семинарских занятиях среди студентов исторического профиля.
Структура работы состоится на основе поставленных задач. Состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель исследования заключалась в том, чтобы показать с разных позиций повседневную жизнь татарской женщины Российской империи конца XIX – начала XX века.
Ставились следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые и делопроизводственные материалы на предмет семейно-брачной жизни татарской женщины;
- изучить жизнеописание татарской женщины в публицистической и художественной литературе второй половины XIX – начала XX вв.;
- показать жизнедеятельность и быт татар и татарской женщины в «Избранных произведениях» Каюма Насыри и в работе Аристарха Сперанского «Казанские татары».
В итоге пришли к следующему.
В нормативно-правовых и делопроизводственных материалах о семейно-брачной жизни татар, в частности татарской женщины, содержатся сведения об Оренбургском магометанском духовном собрании как гаранте разрешения спорных вопросов, касающихся взаимоотношений в семье и браке, имеются данные о заключении браков, разводах, заключении новых бракосочетаний, рассматриваются вопросы наследования.
Несмотря на интересные подробности описания жизни татарской женщины в публицистической литературе второй половины XIX – начала XX вв., все описания внешнего вида, образованности и семейного статуса татарских женщин не в полной мере дают представление о жизнедеятельности женщин, могут быть рассмотрены только как их образы. В одном случае, образ возникает извне, то есть со стороны внешнего наблюдателя. В другом случае, это взгляд самих татар касательно того, какой должна быть женщина (религиозно образованной и благочестивой матерью).
Известный татарский просветитель второй половины XIX столетия Каюм Насыри при описании жизнедеятельности и быта татар и татарской женщины детально рассмотрел двор и жилище, женскую одежду, представил в системном виде свадебный обычай.
Исследователь Аристарх Сперанский в своей работе «Казанские татары. (Историко-этнографический очерк)» описал гостеприимство, как основную положительную черту, торговлю, как главную деятельность татарского народа, кухню и общий быт татар, подразделил представителей народа на три главных сословия: купцов, мещан и крестьян. Автор уделил внимание такой сфере общественной жизни, как образование и грамотность среди татар. Особенный акцент сделал на таком обряде народа, как свадьба.
В качестве важной составляющей всей жизнедеятельности татарского народа посвятил строки жизнеописанию татарской женщины: ее внешнему облику, месту в общем быте, в свадебном обряде, в похоронном процессе среди татар. Особенность татарской женщины, по мнению А. Сперанского, заключается в ее чистоплотности и поддержании чистоты и порядка в доме.
Таким образом, все поставленные в начале исследования задачи в той или иной степени решены. Подчеркнем, что в дальнейших исследованиях необходимо дальше и глубже изучать нормативно-правовые и делопроизводственные материалы, касающиеся повседневной жизни татарской женщины в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.



1. Журналы чрезвычайного Мензелинского уездного земского собрания созыва 27 апреля 1885 года с докладами управы и приложениями. Казань: Типография А. А. Родионова, 1885.
2. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях. Сборник / сост. Ф. Х. Гумеров. Уфа: Китап, 1999.
3. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И–295. Оп. 4. Д. 707.
4. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 603.
5. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 604.
6. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 665.
7. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 666.
8. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 711.
9. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 762.
10. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 822.
11. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 886.
12. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 889.
13. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 999.
14. НА РБ. Ф. И–295. Оп. 4. Д. 2150.
15. Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского духовного собрания, 1841–1901 гг. Уфа: Оренбургское магометанское духовное собрание, 1902.
16. Сборник постановлений Мензелинского уездного земского собрания XXXVIII-й очередной сессии с 30 октября по 12 ноября 1912 года и доклады Мензелинской уездной земской управы с приложениями. Мензелинск: Типография Наследников Губанова, 1913.
17. Фахреддин Р. Знаменитые женщины // Бельские просторы. – 2008. – № 2. – URL: http://www.hrono.info/text/2008/fah02_08.html (дата обращения: 15.02.2024).

Список литературы
2.1. Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII–XIX вв. – Уфа: Гилем, 1999. – 193 с.
2.2. Амирхан Ф. Письмо Исмагилу Аитову (на тат. яз.) // Фатих Амирхан. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. – Казань: Татарское книжное издательство, 1986. – 389 с.
2.3. Асфандияров А. З. Брак и развод у башкир в XVIII – первой половине XIX в. // Демографические процессы на Урале в эпоху феодализма. – Свердловск: УрО АН СССР, 1990. С. 136–147.
2.4. Багаутдинова Х. З. Историко-этнографический очерк «Описание села Мастеева Мензелинского уезда Уфимской губернии» (1870–1880-е гг.) // Исчезнувшие и исторические села: изучение, сохранение и возрождение. Казань-Азнакаево, 2017. – С. 174–179.
2.5. Бикташев А. Вокруг критики // Г. Исхаки. Сочинения в 15 томах. Том 8 (на тат. яз.) – Казань, 2001.
2.6. Биктимирова Т. А. Женщины-татарки на пути просветительства (на тат. яз.). – Казань: Печатный Двор, 2001. – 140 с.
2.7. Вакъкас. Новые книги // Г. Исхаки. Сочинения в 15 томах. Т.8 (на тат. яз.) – Казань, 2001. – С.108–109.
2.8. Габдрафикова Л. Р. Социальная жизнь татар-мусульман на рубеже XIX–XX вв. в художественной интерпретации Гаяза Исхаки. URL: https://e-histconf2011.livejournal.com/4036.html?ysclid=lxgjvovmuk825612713 (дата обращения: 10.06.2024).
2.9. Габдрафикова Л. Р. Частная жизнь татарской женщины дореформенной эпохи (на примере Мензелинского уезда) // Историческая этнология. 2023. Т. 8. № 3. С. 407–421. DOI: 10.22378/he.2023-8-3.
2.10. Исхаки Г. Нищенка // Г. Исхаки. Сочинения в 15 томах (на тат. яз.). Т.3. – Казань, 2001. – С. 5–220.
2.11. Казанцев И. М. Описание башкирцев. – СПб.: «Общественная польза», 1866. – 97 с.
2.12. Карими Ф. Покойный Гильман ахун (на тат. яз.) // Фатих Карими. Научно-биографический сборник. – Казань: Рухият, 2000. – 317 с.
2.13. Круз Р. За пророка и царя. Ислам и империя в России и Центральной Азии. М.: НЛО, 2020.
2.14. Махмутова А. Х. Пора и нам зажечь зарю свободы (Джадидизм и женское движение). – Казань: Татарское книжное издательство, 2006. – 254 с.
2.15. Мухаметшин Р. Г. Татарский традиционализм: особенности и формы проявления. – Казань: Меддок, 2005. – 163 с.
2.16. Насыри К. Избранные произведения. – Татарское книжное издательство. – Казань, 1977. – 256 с.
2.17. Небельсин П. Очерки волжского низовья. – СПб.,1852.
2.18. Сперанский А. Казанские татары. (Историко-этнографический очерк). – Центральная типография. – Казань, 1914. – 30 с.
2.19. Татарские селения Восточного Закамья / отв. ред. А. И. Ногманов. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021. – 276 с. – С. 44–76.
2.20. Утябай-Карими Р., Рахимкулова М. Герои истории просвещения // Педагоги Бобинские и Иж-Бобинское медресе (на тат. яз.). – Казань, 1999. – С. 6–13.
2.21. Юнусов Т. Из жизни купцов-меценатов Юнусовых // Казань. – 1997. – № 10/11. С. 90–140.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ