Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА MOODLE 6
1.1. Дистанционное образование его преимущества и эффективность 6
1.2. Элементы создания дистанционного курса MOODLE 11
1.3. Этапы разработки дистанционного курса MOODLE по дисциплине
«Менеджмент» 19
Глава 2. РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ MOODLE ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» 26
2.1. Создание курса по дисциплине «Менеджмент» 26
2.2. Создание ресурса «Информация об авторе» и «Полная аннотация
курса» по дисциплине «Менеджмент» 32
2.3. Создание лекции по дисциплине «Менеджмент» в MOODLE 35
2.4. Создание теста по дисциплине «Менеджмент» в MOODLE 43
2.5. Создание глоссария по дисциплине менеджмент 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Информационные технологии активно внедряются во все сферы жизни
человека, а это значит, что происходят глобальные процессы, основное
назначение которых - совершенствование устаревших методов управления информацией путём поэтапного внедрения электронных систем. Одной из таких модернизаций является постепенный переход системы образования на электронное управление данными, что делает возможным полномасштабное внедрение дистанционного образования, которое открывает множество новых возможностей [3, с. 7].
Дистанционное образование - это особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.
В настоящее время существует большое количество форм обучения, способных «разгрузить» рабочий график преподавателя. Они отвечают конкретным требованиям, целям, задачам, предъявляемым обучению в конкретном образовательном учреждении.
В ведущих ВУЗах России, в том числе и Тувинском государственном университете внедрен программный комплекс MOODLE (Modular Object-
Oriented Dynamic Learning Environment).
Система выделяется простотой и удобством использования в сочетании с широкими возможностями. Важным достоинством MOODLE является то, что данная среда изначально проектировалась для организации деятельностного обучения, в основе которого лежит взаимодействие всех участников учебного процесса. Данный продукт соответствует всем требованиям качества образования предъявляемым в обучении.
Актуальность использования дистанционных технологий в системе образования отражает потребности общества в совершенствовании форм обучения, реализации современных методов обучения с опорой на самостоятельность обучающегося, предоставлении различных образовательных услуг и определения необходимости разработки и описания
педагогических требований к организации дистанционного образования.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - это дистанционное образование.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы - это элементы создание дистанционного курса по дисциплине «Менеджмент» в программном комплексе MOODLE.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка дистанционного курса по дисциплине «Менеджмент» в программном комплексе MOODLE.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
• изучены основные функциональные элементы среды дистанционного обучения Moodle;
• рассмотрены требования качества образования к системам дистанционного обучения;
• разработаны этапы создания дистанционного курса по дисциплине «Менеджмент»;
• описаны средства для создания учебного курса и наполнения его ресурсами различного типа;
• разработан дистанционный курс по дисциплине «Менеджмент» в программном комплексе MOODLE.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в создании этапов разработки элементов дистанционного курса по дисциплине «Менеджмент».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в практическом применении изученного материала по созданию, редактированию и наполнению дистанционного курса по дисциплине «Менеджмент» элементами позволяющими разносторонне изучать данную дисциплину, и оценивать результаты изучения данной дисциплины благодаря элементу программного комплекса MOODLE «Тестирование».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Введении обозначены цель, задачи, объект, предмет исследования, а также практическая и теоретическая значимость выпускной квалификационной работы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты дистанционного образования в программном комплексе MOODLE, вторая глава содержит описание разработки дистанционного курса по дисциплине «Менеджмент» в программном комплексе MOODLE.
Одной из основных методов модернизации усовершенствования образования является постепенный переход системы образования на электронное управление данными, что делает возможным полномасштабное внедрение дистанционного образования, которое открывает множество новых возможностей
Дистанционный курс не является электронной копией лекций или других учебных материалов, несущих информационную нагрузку, предоставляя возможность обучающимся прочитать их на экране компьютера. Он специальным образом организуется, чтобы вовлечь обучающегося в процесс освоения необходимых знаний и умений и иметь возможность управлять этим процессом. Для этого используются различные способы доставки информации, способы и приемы для создания необходимых условий взаимодействия между субъектами образовательной деятельности.
Прежде чем создавать электронный курс в виде учебного курса по отдельно взятой дисциплине, необходимо обозначить его основные дидактические цели и задачи, содержание, структуру и назначение, а также определить основные виды занятий, на которых будет использован конкретный ресурс. Как правило, процесс создания электронного курса происходит поэтапно и занимает достаточно много времени.
Создание дистанционного курса - это процесс, который сводится к организации учебного материала так, чтобы студенты могли самостоятельно изучить его, выполнить определенные упражнения и виды другой деятельности для освоения данного материала, приобрести практические навыки и выполнить контрольные задания по проверке усвоения материала.
Таким образом, разработка дистанционного курса в системе управления образованием в программном комплексе MOODLE проходит через определенные этапы, каждый из которых имеет свое содержание.
Возможности программного комплекса MOODLE позволяют реализовать качественное высшее профессиональное образование, и стимулировать процесс самообразования студентов.
Создание дистанционного курса «менеджмент» для студентов имеет немаловажное значение в разрезе развития профессионального образования в Республике Тыва и, как следствие, необходимости повышения качества подготовки специалистов в области менеджмента, в том числе через формирование у них навыков дистанционного обучения и свободного владения компьютерными технологиями.
В ходе выполнения выпускной квалификационной были выполнены поставленные задачи и достигнута основная цель.
Результатом выполнения выпускной квалификационный является созданный дистанционный курс по дисциплине «Менеджмент» на основе разработанного алгоритма создания дистанционного курса.
1. Андреев А.А., Кинелев В.Г., Краснова Г.А. и др. Преподавание в сети Интернет: Учеб. пособие / Отв. ред. В.И.Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2004. - 516с.
2. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения - Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. - 282с.
3. Асаул, А.Н. Управление высшим учебным заведением в условиях
инновационной экономики : научное и учебно-методическое справочное пособие / А.Н. Асаул, Б.М. Капаров ; Институт проблем экономического возрождения ; под ред. А.Н. Асаула. - Санкт-Петербург : Гуманистика, 2007. - 264 с. : табл., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 5-86050-284-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434532 (13.06.2018).
4. Асаул, А.Н. Формирование и реализация промышленной политики
региона : монография / А.Н. Асаул, К.Б. Сагаан-оол, В.К. Севек. - Кызыл : АНО «ИПЭВ», 2014. - 243 с. : табл., схем. - Библиогр. в кн.. ; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434506 (14.06.2018).
5. Афанасьева А. В., Дручевская Л. Е. Интеграция дистанционных курсов обучения как механизм решения задачи повышения качества образования в системе подготовки специалистов в области туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. №4. (дата обращения: 12.12.2017).
6. Ахметова Д. З. Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий: научно-методическое пособие; Институт экономики, управления и права (г.Казань) / Д. З. Ахметова. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. - 64 с.
7. Белозубов А. Система дистанционного обучения Moodle [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. - СПб., 2007.
- 108 с.
8. Беркут Р. А. Обзор существующих автоматизированных обучающих систем. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 185 с.
9. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, -
2008. - 352 с.
10. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности. Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь.
11. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: Учебное пособие / Н.В. Волженина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 59 с.
12. Высшее образование в России / ред. М.Б. Сапунова - Москва : Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова, 2013.
- № 3. - 160 с. - ISSN 2072-0459 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210006 (14.06.2018).
13. Высшее образование в России : научно-педагогический журнал /
учредит. Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, Ассоциация технических университетов ; гл. ред. М.Б. Сапунов - Москва : Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова, 2015. - № 5. - 168 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISSN 2072-0459 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=340462 (13.06.2018).
14. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 510 с. : табл., схемы - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01095-3 ;
15. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 510 с. : табл., схемы - (Золотой фонд российских учебников). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01095-3 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114981 (14.06.2018).
16. Гильмутдинов, А.Х., Ибрагимов, Р.А., Цивильский, И.В.
Электронное образование на платформе MOODLE / А.Х. Гильмутдинов, Р.А.
Ибрагимов, И.В. Цивильский. - Казань: КГУ, 2008. - 169 с.
17. Гнилицкий А. В. Разработка курса в системе дистанционного обучения Moodle по теме «Алгоритмизация»: выпускная квалификационная работа / А.В. Гнилицкий. - Таганрог : Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» 2016. - 59 с.
18. Горщар, Р.С. Разработка веб-ориентированной информационной системы научно-методического учебного Центра дистанционного образования ГПА (филиал) «КФУ ИМ. В.И. Вернадского» В Г. Ялте : выпускная квалификационная работа / Р.С. Горщар ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте, Институт экономики и управления и др. - Ялта : , 2017. - 98 с. : ил., схем., табл. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463256 (13.06.2018).
19. Дистанционное и виртуальное обучение : научный журнал / гл. ред. Г.И. Письменский - Москва : Издательство Современного гуманитарного университета, 2016. - № 11(113). - 116 с.: схем., табл., ил. - ISSN 1561-2449 ;
20. Дистанционное и виртуальное обучение : научный журнал / гл. ред.
Г.И. Письменский - Москва : Издательство Современного гуманитарного университета, 2017. - № 1(115). - 120 с.: схем., табл., ил. - ISSN 1561-2449 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458209 (13.06.2018).
21. Донец, Н.Ю. Менеджмент: Методические указания к практическим и самостоятельным работам для обучающихся по направлениям подготовки 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» (уровень бакалавриата) / Н.Ю. Донец ; Министерство сельского хозяйства РФ, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Кафедра менеджмента в АПК. - Санкт-Петербург : СПбГАУ, 2016. - 66 с. : табл., схем. - Библиогр. в кн.. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445934 (14.06.2018).
22. Думанян В.Е., Мамедова Ч.М., Серээжикпей А.А. Создание дистанционных курсов обучения на базе MOODLE как механизм повышения качества образования// КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции (Казань, 14 декабря 2017). /в 6 ч. Ч.1 - Стерлитамак: АМИ, 2017. C. 114-118.
23. Егорова, М.В. Менеджмент : учебное пособие / М.В. Егорова ; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». - Казань : б.и., 2010. - 143 с. : табл., схем. - ISBN 978-5-7882-0950-0;
24. Екимова, М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения в системе дистанционного
обучения Moodle / М.А. Екимова ; Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия». - Омск : Омская юридическая академия, 2015. - 22 с. : ил., табл. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437043 (13.06.2018).
25. Инновации в образовании / гл. ред. И.В. Сыромятников - Москва :
Издательство Современного гуманитарного университета, 2016. - № 5. - 136 с. - ISSN 1609-4646 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443346 (13.06.2018).
26. Использование современных информационных и
коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2016.
27. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента : учеб.пособие / Н. И. Кабушкин. - 11-е изд., стер. - М. : Новое знание, 2009. - 336 с. - (Гриф УМО)
28. Ключников, А.В. Основы менеджмента : учебное пособие /
А.В. Ключников ; Российская международная академия туризма. - Москва : Советский спорт, 2010. - 172 с. : ил. - (Профессиональное туристское образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9718-0448-2 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258227 (14.06.2018).
29. Колбышева, С.И. Организация учебной деятельности слушателей
дистанционной формы обучения : методические рекомендации / С.И. Колбышева. - Минск : РИПО, 2016. - 42 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-985-503-589-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485935 (13.06.2018).
30. Колокольникова, А.И. Базовый инструментарий Moodle для развития системы поддержки обучения / А.И. Колокольникова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 291 с. : ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN
31. Кравченко Г. Работа в системе Moodle: руководство пользователя / Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина. - Изд-во Алт. ун-та, 2012. - 123 с
32. Кручинин В. В. , Тановицкий Ю. Н. , Хомич С. Л. Компьютерные технологии в науке, образовании и производстве электронной техники: учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. - 155 с.
33. Мазур, З. Ф. Использование информационных и коммуникационных технологий в инновационно-маркетинговой деятельности учителя-новатора / З. Ф. Мазур, О. В. Панченок // Информатика и образование. - 2009. - № 8. - С. 119-121