Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения и развития эмоциональной
отзывчивости и сопереживания у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Сущность развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания 8
1.2 Специфика развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания 14
2 Экспериментальное изучение и развитие эмоциональной отзывчивости
и сопереживания у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Организация и методы исследования на этап констатирующего эксперимента
2.2 Описание комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей старшего дошкольного возраста 26
2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и
контрольного этапа эксперимента 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение А Список детей 41
Приложение В Итоги диагностики 42
В современном мире сейчас очень остро стоит проблема эмоциональной отзывчивости и сопереживания детей. Все чаще и чаще мы замечаем, что многие из нас не хотят или не могут, а чаще всего игнорируют те переживания и ту боль, что случается в жизни у окружающих их людей. Они стесняются, или попросту не умеют и не хотят проявить симпатию и сострадание к окружающим. Всем давно известен то факт, что если ребенок растет окруженный достаточным вниманием, любовью взрослых и родственников, то этот ребенок вырастает абсолютно эмоционально устойчивый, активный и жизнерадостный. Однако сейчас все идет к тому, что новое поколение растёт в мире новых технологий, которые отделяют человека от внешнего мира и общения с окружающими вживую. Соответственно ребенок не может адекватно различать и понимать чувства и эмоции окружающих. Поэтому дети вырастают жестокими и грубыми по отношению к окружающим
В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцентируется внимание на «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания» [28]. Именно в дошкольном возрасте очень важно научить ребенка понимать чувства и эмоции других людей, уметь сопереживать и помогать в какой-либо эмоциональной ситуации, уметь поддержать. Следовательно, это самый благоприятный момент для развития эмоциональной сферы ребенка
Можно также отметить, что с каждым годом заметно увеличивается количество детей, с психоэмоциональным расстройством, которые требуют особого внимания у специалистов. Основными показателями этих расстройств у детей являются трудности во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Однако ребенку с развитыми эмоциями легче работать и участвовать в образовательных и жизненных ситуациях, чтобы он стал более успешным в своей собственной деятельности.
Цель исследования: выявить теоретические основы, подобрать и провести комплекс занятий по развитию у детей эмоциональной отзывчивости и сопереживания
Объект исследования: развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей старшего дошкольного возраста через использование комплекса игровых занятий, в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация специально подобранного комплекса дидактических и сюжетно-ролевых игр будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ, на основе изучения психологической литературы, содержания понятий «эмоциональная отзывчивость» и «сопереживание».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания в старшем дошкольном возрасте.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести на констатирующем этапе диагностику эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей дошкольного возраста
4. Разработать и провести комплекс занятий, по развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживания у старших дошкольников.
5. Провести сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы), эмпирические (наблюдение, беседа), анализ и обработка результатов экспериментальной работы.
Практическая значимость результатов исследования: материалы и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при организации развивающей деятельности со старшими дошкольниками. Оптимально подобранный комплекс занятий и диагностический инструментарий, для определения и развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания, позволяет в дальнейшем использовать его в практике работы педагогов и педагогов-психологов в ДОУ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, содержит список использованных источников. Объем работы составляет 63 страницы.
В последнее время педагоги, педагоги - психологи и родители все чаще говорят о том, что многие дошкольники испытывают безразличие и эгоизм по отношению к окружающим. Такие дети, как правило, вырастают жестокие и переживают только о своем благополучии.
В процессе изучения литературы по интересующей нас проблеме мы смогли провести анализ содержания понятий «Эмоциональная отзывчивость» и «сопереживание», а также делительные понятия такие как «Эмоции», «Чувства», «Эмпатия». Были выделены компоненты эмоциональной отзывчивости и психолого - педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у старших дошкольников
Затем, исходя из поставленной проблемы, мы провели диагностику на констатирующем этапе, чтобы определить уровень развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания детей дошкольного возраста. Подобрали диагностический инструментарий для проведения диагностики. По ее результату мы подобрали комплекс занятий, позволяющий нам развить нужные качества для повышения уровня эмоциональной отзывчивости и сопереживания.
После проведения комплекса занятий мы решили провести повторную диагностику для того чтоб убедиться в том, что занятия оказали нужное влияние на развитие и совершенствования навыков отзывчивости и сопереживания. В рамках проведения комплекса занятий мы выбрали игровую деятельность.
После тщательно анализа проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что игровая деятельность оказала достаточно ощутимое влияние на развитие у старших дошкольников эмоционального развития и сопереживания. В процессе экспериментальной деятельности дети стали намного дружнее. У детей появилась потребность в хорошем отношении к себе со стороны сверстников и окружающих людей. Появилась желание, чтоб их понимали. Это говорит о том, что эксперимент оказал достаточное влияние на развитие у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости и сопереживания. Поэтому мы считаем задачи исследования можно считать решёнными.
1. Алексеева, Н. И. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 272 с.
2. Анисимова, В. П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога /
В. П. Анисимова // Фундаментальные исследования - 2011. -
№ 8 . - С. 496 - 499
3. Андреенко, Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова — Санкт Питербург : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 76 с.
4. Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста / О. В. Алекинова., Т. А. Андреенко // Молодой ученый. - 2017. - № 8.- С. 27-29.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт Питербург, 2018. - 39 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва, 2016. - 32 с.
7. Вартанян, В. М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности / В. М. Вартанян. - Ставрополь, 2017 - 72 с.
8. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е, Веракса., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва, 2010. - 304 с.
9. Волков, Б. С. Психология педагогического общения / Б. С. Волков, И. В. Волкова, Е. А. Орлова; под общ. ред. Б. С. Волкова. - Москва :
Издательство Юрайт, 2016. - 136 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во Эксмо, 2016. — 136 с,
11. Выготский, Л. С. Психология и детство / Л. С. Выготский. - Москва, 2018. - 108 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва, 2019. - 71 с.
13. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская. - Москва, 2016. - 76 с.
14. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакавлавриата / О. О. Гонина. - Москва, 2018. - 465с.
15. Гончарова, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника / Н. Г. Гончарова // Вопросы дошкольной педагогики - 2018. - № 4. - С. 18-20.
16. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. - Москва : Творческий центр Сфера, 2016. - 95 с.
17. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - Санкт-Петербург, 2012. - 464 с.
18. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с.
19. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт Петербург, 2016. - 782 с.
20. Колмогорова, Н. С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности / Н. С. Колмогорова. - Барнаул, 2017. - 228 с.
21. Коломинский, Я. И. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я. И. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск, 2019. - 73 с.
22. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. - Москва, 2017. - 176 с.
23. Лаптева, Ю. А. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников / Ю. А. Лаптева. - Москва, 2016. С. 51¬55.
24. Леонтьев, А. И. Потребности, мотивы, эмоции / А. И. Леонтьев // Психология эмоций. - 2017. - № 10. -С.56-59.
25. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - Москва, 2016. - 184 с.
26. Морозова, И. С. Опыт, проблемы и перспективы развития / И. С. Морозова // материалы Международной научно-практической конференции. - 2018. - № 15. - С. 56-59
27. Пичугина, И. В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками [Электронный ресурс] / И. В. Пичугина // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2019. - № 6. - С. 50-54. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=30769005
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) [Электронный ресурс] : от 17 октября 2013 г. № 1155. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - Режим доступа: http://www.rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
29. Резек, А. М. Понятие «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии [Электронный ресурс] / А. М. Резек. - В сб. : Наука, образование, общество : тенденции и перспективы развития. - 2018. - С. 142-145. - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36799697.
30. Рогов, Е. И. Общая психология / Е. И. Рогов. — Москва, 2016. - 448 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер Ком, 2019. - 720 с.
32. Рыжекова, С. Е. Практикум по детской психологии / С. Е. Рыжекова., Ю. А. Афонькина. - Москва, 1999. - С. 226-228.
33. Смирнова, Е. О. Детская психология / О. Е. Смирнова. - Санкт- Петербург, 2019. - 304 с.
34. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаевой, - Москва, 2018. - 291 с.
35. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста / Г. А. Урунтаева. - Москва, 2015. - 272 с.
36. Черных, Т. В. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания / Т. В. Черных, М. Скребцова. - Москва, 2018. - 259 с.
37. Шушанова, А. В. Дошкольная психология / А. В. Шушанова. - Москва : 2018. - 336 с.
38. Щетинина, А. М. Методики проявление эмоциональных реакций / А. М. Щетина. - Москва, 2016. - 233 с.
39. Юрчук, В. В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. - Минск : 2015. - 704 с.
40. Ясинских, Л. В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ / Л. В. Ясинских. - Екатеринбург : 2016 - 202 с.
41. Ятунина, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Ятунина., В. И. Пукагуда., О. А. Шугрина. - Москва, 2018. - 176 с.