Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития устно -речевых умений школьников через проектную деятельность 6
1.1 Сущность проектного метода 6
1.2 Значение устно-речевых умений в образовательном процессе 13
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Практическое применение метода проектов на уроках английского языка 34
2.1 Примеры проектной деятельности в Учебно-методическом комплексе
на среднем общем этапе обучения в СОШ 34
2.2 Практическое применение метода проектов в образовательном процессе
36
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 57
Приложение Г 58
Приложение Д 59
В современном мире, где происходят стремительные изменения и развивается социально-экономическая обстановка как в глобальном масштабе, так и в России, требования к личности претерпевают значительные изменения. Сегодняшний выпускник средней школы должен обладать высокой степенью самостоятельности, развитым продуктивным мышлением и относительно сформированными ключевыми компетенциями, включая межличностные, социальные и информационные навыки. Эти изменения в социальных требованиях отражаются на содержании, методах и формах образовательного процесса, который готовит будущих выпускников к взрослой жизни и профессиональной деятельности.
Одной из ключевых целей среднего (общего) образования является формирование учащихся с развитыми коммуникативными навыками. Это включает способность воспринимать и оценивать позицию других людей, выражать собственное мнение, отличать его от чужих и защищать его, а также умение решать различные коммуникативные задачи в различных речевых ситуациях. Современные тенденции в образовании, такие как индивидуальный подход к обучению, укрепление профессиональных связей между учителями и учениками, а также достижения науки и технологий, в значительной степени влияют на выбор методов обучения. В этом контексте педагоги всё чаще прибегают к активным и интерактивным образовательным технологиям, среди которых выделяется метод проектов.
Внедрение таких методик в образовательный процесс означает процесс самостоятельного изучения материала, что играет большую роль для учащихся, потому что он сам становится главной действующей фигурой процесса получения знаний и сам открывает путь к усвоению этих самых знаний.
Таким образом, актуальность данной работы определяется потребностью в исследовании новых методов и средств обучения, способствующих развитию и улучшению устно-речевых навыков в процессе изучения английского языка.
Объектом исследования является процесс развития устно-речевых умений школьников.
Предметом исследования является использование проектного метода для развития устно-речевых умений школьников.
Целью работы является разработка проекта по теме “What you are allowed/not allowed to do at school”, направленных на развитие устно-речевых умений школьников в 7 классе.
Чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать существующие методы обучения устно -речевым навыкам в школьном образовании.
2. Изучить особенности проектной методики и ее применимость для развития устно-речевых умений у школьников.
3. Провести практическое тестирование методики на уроках английского языка среди школьников.
4. Проанализировать полученные данные и сделать выводы об эффективности проектной методики для развития устно-речевых умений у школьников.
Методической базой исследования стали работы российских
авторов, таких как: Полат Е.С. [2010], Конышева А.В. [2011], Соловова
Е.Н. [2010], Рогова Г.В.[2020],Пахомова Н.Ю.[2004],Ахрименко М.И. [2019], Волков Б.С. [2008], Андреева И.А. [2023]и др.
Для осуществления поставленных целей и задач были использованы такие методы исследования, как метод анализа методической литературы, метод обобщения, метод синтеза и метод тестирования.
Научная новизна заключается в описании применения проектного метода для развития устно-речевых умений школьников на уроках английского языка на среднем этапе с учетом рамок урока и особенностями учебной программы, а также в разработке планов развития монологической речи на английском языке учащихся 7 класса.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать для разработки методов развития устно-речевых умений школьников на среднем этапе.
Апробация исследования была проведена в МАОУ Гимназия № 9 г. Красноярска и осуществлена на учащихся 7 «д» класса.
Работа включает в себя введение, две главы, подразделенных на параграфы, выводы к главам, заключение, список использованных источников, содержащий 20 источников, 5 приложений. Общий объем работы составляет 59 страниц.
Во введении представлены актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, научная новизна, практическая ценность исследования, апробация результатовисследования.
В первой главе описана сущность проектного метода, а также сущность монологической речи в контексте учебного процесса, изучены технологии использования проектных форм работы при обучении монологической речи на английском языке на среднем этапе.
Во второй главе описано внедрение данного проекта в учебный процесс учащихся 7 класса, раскрыты проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться, а также проанализированы результаты работы.
В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
Язык - наше средство общения, и мы не можем обучаться ему, не разговаривая на нем, именно поэтому большое значение имеет развитие устно-речевых навыков. Благодаря их развитию, учащиеся могут свободно и эффективно общаться на иностранном языке. А иностранный язык, в свою очередь, расширяет кругозор учащихся и помогает им лучше понять особенности других культур и проникнуться к ним уважением.
Важно помнить, что знание языка не заканчивается на возможности читать и писать на нем, важно также уметь говорить и понимать иностранную речь, потому что только так язык может использоваться по назначению. Реальное владение языком проявляется в способности свободно выражаться свои мысли и развивать диалог на данном языке.
Невероятно важно уделять огромное внимание развитию именно устной речи у учащихся на любом этапе обучения, так как именно она доказывает уровень компетентности в данном вопросе. А для повышения компетентности стоит помнить о том, как важно увеличивать словарный запас и тренировать грамматические структуры, чтобы они в дальнейшем использовались автоматически.
Проектный метод играет важнейшую роль в обучении в разных аспектах, в данной работе, мы уделили внимание устно-речевым умениям и монологической речи учащихся. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что метод проектов это отличная разработка, позволяющая развивать коммуникативную компетенцию учащихся средней школы, исследуя то, что им самим интересно узнавать. Он позволяет за небольшой промежуток времени изучить вопрос, подготовить исследование и представить его перед аудиторией, а также позволяет выучить и закрепить новый материал надолго.
В процессе нашего исследования, нами были изучены основы развития устно-речевых умений школьников с помощью проектной деятельности на основании теоретических сведений. Проанализировав практическое применение данного метода, мы обратились к учебно -методическому комплексу и разработали некоторые аспекты, которые помогли нам в реализации данного проекта среди учащихся, а также провели его на обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Эти результаты дали нам понять, что метод проектов имеет явные преимущества перед проведением традиционного урока, а также повышает уровень сформированности коммуникативных компетенций учащихся.
В ходе нашего исследования нами также был разработан проект на тему «Whatyouareallowed/notallowedtodoatschool» для учащихся 7 класса, а к нему также представлены некоторые разработки, которые помогли нам в реализации задумки, которых не было в представленном УМК. Без них информации, представленной в учебнике было бы недостаточно. Мы также разработали таблицы критериев для оценивания проектов, которые могут быть использованы и в дальнейшем для проектов другой тематики и направленности.
Нами был апробирован метод проектов на учащихся 7 класса общеобразовательной школы, результаты которого показали, что его использование отлично влияет на развитие устно-речевых умений школьников и способствует лучшему запоминанию материала, так как ответы во время защиты превышали уровень подготовки обычных ответов на уроках, что дало нам осознать заинтересованность и увлеченность учащихся касательно этой темы.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что проектный метод имеет достаточно преимуществ и без особых усилий может быть внедрен в учебный процесс. Он развивает не только устно-речевые умений школьников, но также влияет на их личностный рост, самооценку и мотивацию к дальнейшему обучению. А самое главное - учащиеся с удовольствием работают в группах и выполняют работу по составленному плану, что приучает их к сотрудничеству и логическому мышлению, которое позволяет выполнять задания в срок и повышает чувство ответственности не только перед собой, но и перед другими членами группы. Метод проектов еще раз доказывает свое преимущество перед другими методиками.
1. Ахрименко М. И. Метод проектов для развития устно-речевых умений в школьном образовании на базе ИКТ при обучении иностранным языкам // Учитель. Ученик. Учебник. - 2019. - 428 с.
2. Андреева И.А., Геливера Л.О., Папикян А.В. Применение лингводидактических приемов обучения на уроках иностранного языка в контексте современной образовательной парадигмы // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 9А. С. 128-138.
3. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям: в 2 ч. / Б. С. Волков Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. М.: Владос, 2008. - 239 с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - 3 изд. - М.: Изд-во «Академия», 2009. - 336 с.
5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2014. - 206 с.
6. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.— М, 1991. - 160 с.
7. Конышева, А. В. Английский язык. Современные методы обучения / А. В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 352 с.
8. Лыкова Т. О. Опыт формирования социокультурной компетенции
школьников с помощью проектной методики / Т. О. Лыкова // Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: в 2х частях, Благовещенск, 2017. - Благовещенск:
Благовещенский государственный педагогический университет, 2017. - 337 с.
9. Манкеш, А. Е. Развитие познавательных навыков детей на основе
проектной технологии / А. Е. Манкеш, М. Б. Шахизад. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 478-481. — [Электронный ресурс] URL:
https://moluch.ru/archive/466/102563/(gaTa обращения: 06.05.2024).
10. Милованова Л.А. Компетентностный подход к
профильноориентированному обучению иностранным языкам // Лемпертовские чтения. - М., 2010 - 346 с.
11. Назарова Е. А., Макарова Е. В. Интерактивные методы формирования устно-речевых умений учащихся 5-х классов на уроках английского языка. - 2019. - 71 с.
12. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов?. - 4 изд. - М: Изд-во «Школьные технологии», 2004. - 96 с.
13. Пикеева, Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. Н. Пикеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 534-536. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11111/(дaтa обращения: 15.03.2024).
14. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010. - 200 с.
15. Рогова, Рабинович, Сахарова. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, 2020. - 282 с....20