Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УСТНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №164822

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития устно-речевых умений с применением предметно-интегрированного обучения 9
1.1 Современные подходы к обучению устно-речевым умениям в
лингводидактике 9
1.2 Принципы и особенности предметно-интегрированного обучения 16
1.3 Типы CLIL и модели его применения 25
1.4 Применение предметно-интегрированного языкового обучения на
уровне высшего образования 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
УСТНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 39
2.1 Описание педагогических условий эксперимента 39
2.2. Ход эксперимента по развитию устно-речевых умений обучающихся по
профилю «Информатика. Математика» 44
2.3 Методические рекомендации по развитию устно-речевых умений студентов неязыковых специальностей на основе применения CLIL 66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 89

Социально и экономический рост государства, как основа конкурентоспособности страны, опирается на систему профессионального образования, так как при наличии высококвалифицированных кадров продуктивность процессов модернизации значительно возрастает. Это означает, повышение требований к уровню языковой подготовки обучающихся в высшей школе. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Математика и информатика» ориентирован на развитие коммуникативных компетенций, под которыми понимается способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного. Однако, традиционное обучение базовому иностранному языку не обеспечивает динамичное развитие речевых навыков и приращение знаний языка, не дает необходимых результатов. В этой связи возникает необходимость совершенствования процесса обучения в высшей школе, применения иных подходов, которые бы позволили вывести языковую подготовку на качественно новый уровень. Рассматриваемое в исследовании предметно-языковое интегрированное обучение является одним из инновационных подходов, особенно значимым для неязыковых направлений подготовки бакалавров.
Настоящее исследование посвящено разработке целостного учебного модуля, направленного на развития устно-речевых умений у студентов неязыковых специальностей с применением технологии предметно­интегрированного обучения. Хотя достижения в методике обучения иностранного языка с применением интегрированной технологии обучения значительны, тем не менее остаются вопросы, связанные с дидактическим потенциалом данного подхода в обучении студентов неязыковых специальностей в высшей школе.
Развитие устно-речевых умений студентов неязыковых специальностей на основе применения предметно-языкового интегрированного обучения стало темой диссертационных исследований отечественных ученых: Боброва Н.Е. (2017), Лалетина Т.А. (2017), Ставыщенко О.А. ( 2018), Скачкова М.Н. (2011), Николашина Е.А. (2017), Попова Н.В.(2018), Землянская Н.В. (2009). В методической и лингводидактической литературе отечественные ученые рассматривали устно-речевые умения неразрывно с понятием «речевые навыки». К таким ученым можно отнести Зимнюю И.А. (1985), Алексееву М.М. (2000), Бредихина И.А. (2018), Леонтьева А.А. (1997), Соловову Е.Н. (2002) и Иванову Т.В. (2008).
Обучение с применением предметно-интегрированного обучения представлено лишь в немногих статьях зарубежных ученых: Banegas D.L.(2012), Coyle D. (1999), Klimova B.F.( 2012), Jermaine S. (2012).
Несмотря на имеющиеся достижения в области применения предметно­интегрированной технологии при обучении английскому языку, большинство исследователей изучают данный вопрос на уровне общего образования. Следовательно, использование CLIL для обучения студентов неязыковых специальностей иностранному языку нуждается в доработке.
Существует противоречие между требованием к уровню развития устно­речевых умений и ограниченным характером использования предметно­языкового интегрированного обучения в системе высшего образования.
Обозначенное противоречие определило постановку проблемы исследования, заключающуюся в ответе на вопрос: как практически применить дидактический потенциал предметно-интегрированной технологи обучения при развитии устно-речевых умений у студентов неязыковых специальностей.
Объект - процесс развития устно-речевых умений у студентов неязыковых специальностей.
Предмет — применением метода предметно-интегрированного обучения студентов неязыковых вузов.
Цель - разработка учебного модуля, направленного на развитие умений устно-речевой деятельности на (английском языке) у студентов неязыковых специальностей с применением метода предметно-интегрированного обучения.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие устно-речевых умений на английском языке у студентов неязыковых специальностей посредством предметно-интегрированного обучения, происходит эффективно, если соблюдены следующие условия:
• если определено содержание устно-речевых умений бакалавров, изучающих английский язык.
• если изучены общие закономерности и особенности иноязычного образования при реализации предметно-интегрированного обучения.
• если изучены особенности обучения английскому языку в условиях применения предметно-интегрированного обучения
• если разработан учебный модуль обучения устно-речевым умениям студентов неязыковых специальностей
Цель исследования и гипотеза определяют постановку и решение следующих задач:
• проанализировать особенности предметно-языкового интегрированного обучения в образовательных организациях высшего образования;
• выявить список дидактических свойств и принципов метода предметно­языкового интегрированного обучения;
• разработать и экспериментально апробировать учебный модуль по развитию устно-речевых умений для бакалавров, обучающихся по направлению «математика и информатика».
Методологическую основу исследования составляют предметно­языковой интегрированный подход к обучению, а также компетентностный подход, реализуемый в высшей школе России. Под предметно-языковым интегрированным обучением понимается подход к обучению, ориентированный на достижение двуединой цели, при котором второй язык используется в качестве средства обучения предмету и одновременно является объектом изучения. Он представлен работами таких ученых, как: Д. Марш, Д. Койл, П. Мехисто, Ф. Худ, О. Мейер, М. ФриголсМартин, Д. Греддол, Д. Вульф, М.А. Хансен-Паули, К. Далтон-Паффер и др.
Компетентностный подход предполагает обучение построение учебного процесса с акцентом на результатах обучения, включая метапредметные компетенции. Данный подход имеет глубоко проработанную теоретическую базу, представленную трудами отечественных и зарубежных исследователей: В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской.
Теоретической основой исследования являются, теоретические основы предметно-языкового интегрированного обучения как подхода к обучению, подразумевающего дуальную цель - одновременное изучение языка и предметной дисциплины. Были разработаны в трудах зарубежных ученых: Д. Маршем, Д. Койл, П. Мехисто, Д. Греддол, О. Мейер и др.
В ходе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ методической и психологической литературы, наблюдение, изучение устных ответов обучающихся.
Научная новизна исследования состоит в следующем - теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность учебного модуля с применением метода интегрированного предметно-языковой обучения на уровне высшего образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• дополнены теоретические представления о характерных особенностях применения метода предметно-языковой интеграции в образовательных организациях высшего образования на примере неязыковых направлений подготовки;
• идея об интеграции иностранного языка и предметных дисциплин, применяемая для обучающихся образовательных организаций высшего образования.
Практическая ценность работы заключается в разработке учебного модуля с применением предметно-интегрированного подхода по дисциплине «Иностранный язык» по направлению подготовки «Математика и информатика» для обучающихся образовательных организаций высшего образования.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Работа изложена на 112 страницах. Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
В первой главе раскрываются современные подходы к обучению устно­речевым умениям в лингводидактике, принципы и особенности предметно­интегрированного обучения, типы CLIL и модели его применения, а также применение предметно-интегрированного обучения на уровне высшего образования.
Во второй главе описывается организация процесса и анализ опытно­экспериментального исследования по развитию умения конструировать монологическую и диалогическую речь у студентов-бакалавров.
В заключении представлены результаты проведенного исследования и излагаются основные выводы.
Список использованной литературы насчитывает 60 источников.
В приложениях представлена методическая разработка, направленная на развитие устно-речевых умений обучающихся. Она включает в себя критерии оценивания монологической и диалогической речи, занятия, состоящие из упражнения (в том числе интерактивных), методические рекомендации по использованию этих упражнений для педагогов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из целью ФГОС ВО является формирование коммуникативной компетенции, подразумевающую развитие коммуникативных умений монологической и диалогической речи. Для обучения устно-речевым умениям используются различные подходы, среди которых наиболее используемые построение обучение с помощью речевых ситуации, содержательных и смысловых опор.
В настоящее время уделяется отдельное внимание языковой подготовки выпускников. С связи с этим возникает необходимость пересмотра традиционных инструментов формирования коммуникативной компетенции. В этом контексте представляет интерес образовательный потенциал предметно-интегрированного обучения. Термин «предметно-языковое- интегрированное обучение» (CLIL) был впервые использован Д. Маршем в 1994 году. Суть метода CLIL в возможности формирования у обучающегося иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональном контексте, т.е. использовании изучаемого языка для освоения предметного содержания, и иностранного языка одновременно. Данный метод имеет свои принципы: принцип 4С, принцип сотрудничества, использования аутентичных матреиалов и т.д. Наличие «soft» и «hard» версий CLIL позволяет варьировать типы обучения подстраивая их под потребности учебного процесса.
Целью данной магистерской диссертации являлось разработка учебного модуля, направленного на развитие умений устно-речевой деятельности на (английском языке) у студентов неязыковых специальностей с применением метода предметно-интегрированного обучения.
Для достижения поставленной цели были реализованы ряд задач:
- проанализировать особенности предметно-языкового
интегрированного обучения в образовательных организациях высшего образования;
• выявить список дидактических свойств и функций технологии интегрированного обучения;
• разработать и экспериментально апробировать учебный модуль по развитию устно-речевых умений для бакалавров, обучающихся по направлению «математика и информатика».
В первой главе магистерской диссертации был проведен анализ научной литературы по проблемам обучения диалогической и монологической речи и описаны основные подходы к форматированию коммуникативных умений. Также в первой части диссертационной работы были описаны преимущества и недостатки, трудности применения метода CLIL на базе высшего образования. Для наиболее эффективного развития у обучающихся устно­речевых умений нами был выбран лингвистически -ориентированный тип CLIL, предложенных К. Бентли.
Во второй части магистерской диссертации была представлена разработка учебного модуля и методических рекомендаций по организации обучения с применением метода CLIL. Занятия модуля основывались на работе текстом и выстраивались поэтапно:
• введение и актуализация лексических единиц
• работа с текстовым материалом
• продуктивный этап.
Также описаны этапы и ход опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя 3 этапа: диагностический, формирующий и итоговый. В рамках эксперимента был разработан и апробирован учебный модуль на тему «Информационные технологии». Перед началом эксперимента был проведен анализ методов и критериев оценивания устно-речевых умений обучающихся. Были отобраны критерии для оценивания монологической и диалогической речи. Отобранные критерии помогли в оценивании уровня обучающихся на диагностическом и итоговом этапах эксперимента.
На диагностическом этапе обучающимся было необходимо составить монологическое высказывание на тему плюсы и минусы онлайн обучения. После обучающиеся в парах необходимо было сконструировать диалог- расспрос «Использование онлайн платформа Zoom». Выступление обучающихся оценивалось по представленным ранее критериям преподавателем и другими обучающимися. На формирующем этапа эксперимента обучающиеся активно использовались электронные ресурсы, такие как «YouTube», приложение «learningapps», что способствовало повышению мотивации к использованию учебного материала в речевой деятельности. На итоговом этапе эксперимента было произведено контрольное измерение уровня развития диалогической и монологической речи. Итоговое измерение продемонстрировало, что большинство студентов имеют средний уровень развития устно-речевых умений, несколько человек имеют высокий уровень: монологической речи на 8%, и диалогической речи на 3 %. Анализ показал положительную динамику развития компетенций и предметных знаний. В конце второй главы магистерской диссертации были представлены методические рекомендации для педагогов по подготовке, организации и проведению занятий, посвященных изучению и проведению занятий с применением метода CLIL.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что эффективность обучение профессиональной коммуникации с применение предметно-языкового интегрированного обучения бакалавров была обоснована, а значит, цель магистерской диссертации была достигнута.


1. Российская Федерация. Закон. Об образовании [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ;одобрен Советом Федераций 26 дек. 2022 г.]. - URL http://www.- consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.03.2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.05 Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) // Министерство образования и науки Российской федерации. Документы. URL: https://docs.edu.gov.ru/#activity=26 (дата обращения: 21.12.2022).
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд- во ИКАР. 2009.
• №1. - 448с.
4. Алмабекова О.А, Интегративный подход к обучению профессионально­ориентированным иностранным языкам // Вестник Красноярского государственнного педагогического университета им В.П. Астафьева. Красноярск. 2012. - № 1. - С. 12-18
5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2000. - № 3.
• 400с.
6. Артамонова Е.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности у будущих учителей на основе социокультурного подхода: дис. канд. пед. наук. Магнитогорск. 2004. -153с.
7. Артемьева О. А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации: Тмаб. гос. тех. ун-та. 2005. - №1. - 160 c.
8. Арчегова С.З. Обучение устной речи на уроках иностранного языка //
Молодой ученый. 2015. - №1. - С. 429-432. URL:
https://moluch.ru/archive/81/14611/ (дата обращения: 02.12.2021).
9. Боброва Н.Е. Особенности использования методики CLIL в рамках иноязычной подготовки студентов // Филологические науки, вопросы теории и практики. Ижевск. 2017. - №5. С. 164 - 166.
10. Борозенец, Г. Л. Ингегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вызов средствами иностранного языка: дис. д-ра пед. наук ; Тольятин. гос. ун­т. - 2005. - 434 с.
11. Буралава М.Н. Теоретические основы интеграции образования: научное издание. М.: Совершенство. 1998. - 192с.
12. Вдовина Е.К. Модель предметно-языкового интегрирующего обучения в вузе: от EMI и ESP к CLIL // Материалы междунар. школы конф. «Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования». СПб. 2017. - С. 286 -287
13. Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. 2001. - №1. - 127 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез H.H. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия. 2007. - №5. - 336с.
15. Гальскова Н.Д. Инновационные процессы в сфере обучения
иностранным языкам в неязыковых вузах // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: МГИМО- Университет, 2016. С. 11-18...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ