Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Работа №164772

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Особенности состояния сердечно-сосудистой системы студентов 6
1.1 Функциональное состоянии сердечно-сосудистой системы и методы его
оценки 6
1.2 Особенности состояния сердечно-сосудистой системы в зависимости от
типа вегетативной регуляции 8
1.3 Типы высшей нервной деятельности и их влияние на сердечно¬сосудистую систему 12
1.4 Изменение состояния сердечно-сосудистой системы студентов в период
экзаменационной сессии 14
2 Организация и методы исследования 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Методы исследования 24
3 Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов
ИФКСиТ 28
3.1 Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов ИФКСиТ во время учебного семестра и экзаменационной сессии 28
3.2 Изменение в период экзаменационной сессии состояния сердечно¬
сосудистой системы студентов в зависимости от типа высшей нервной деятельности и вегетативной регуляции 31
3.3 Рекомендации по улучшению функционального состояния студентов во
время сессии 41
Заключение 48
Список использованных источников 49


Среди факторов риска, негативно влияющих на состояние организма человека, особенно молодого возраста, следует отдельно выделить психоэмоциональные факторы. У студентов процесс обучения требует длительных и значительных физических и интеллектуальных усилий, психологической и эмоциональной уравновешенности и устойчивости, умения правильно преодолевать различные стрессовые ситуации, возникающие практически ежедневно, особенно во время экзаменов [34]. В отношении студентов применяют понятие «экзаменационный стресс», возникающий у каждого человека в разные промежутки времени перед экзаменом: от нескольких дней до нескольких недель, когда чувство тревоги возникает, прогрессирует и достигает своего пика непосредственно во время экзамен [2].
Реакции организма студентов на стресс во время сессии изучаются достаточно активно; существуют работы, рассматривающие влияние физической культуры на адаптацию [15], есть рекомендации по применению физических и дыхательных упражнений перед экзаменом [32] проводились исследования по повышению стрессоустойчивости студентов [26]. Вопрос влияния типа высшей нервной деятельности и типа вегетативной регуляции студента на состояние его сердечно-сосудистой системы представляет большой интерес, так как учет этих особенностей, позволит разработать мероприятия по снижению неблагоприятной адаптации и улучшит функциональное состояние студента. Принадлежность человека к определенному типу высшей деятельности влияет не только на его когнитивные и эмоциональные способности, но и определяет состояние его сердечно-сосудистой системы и адаптации к условиям жизни. Актуальность исследования подтверждается тем, что необходимо искать пути улучшения состояния организма молодежи и сохранение их здоровья.
Цель работы - оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов во время сессии в зависимости от типа высшей нервной деятельности и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить на основе литературных данных особенности функционального состояния студентов в период экзаменов;
2. оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой студентов с различным типом ВНД и вегетативной регуляции;
3. выявить особенности реакции сердечно-сосудистой студентов на экзамены в зависимости от типа ВНД и вегетативной регуляции.
Объектом исследования является изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов ИФКСиТ в период экзаменационной сессии.
Предмет исследования - гемодинамические показатели организма студентов с разными типами высшей нервной деятельности и вегетативной регуляции.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что тип ВНД и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы студента влияет на состояние его сердечно-сосудистой системы в период экзаменационной сессии, и данные показатели необходимо учитывать для благополучной адаптации студентов.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы,
- антропометрические и физиометрические методы, включая оценку по расчетным показателям,
- методы математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы:
1. В период экзаменационной сессии наблюдается снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов, происходит увеличение АД, ЧСС, МОК, снижение адаптационного потенциала и увеличение роли симпатической системы в вегетативной регуляции.
2. Не выявлено достоверных различий по гемодинамическим показателям между эмоционально устойчивыми и эмоционально неустойчивыми студентами в межсессионный период. Влияние вегетативной регуляции проявилось в том, что большие значения ЧСС, СОК и МОК отмечались у симпатотоников, АДС и АДД было близким по значению у симпатотоников и нормотоников. Выявлена корреляционная связь между типом ВНД и ЧСС, типом ВНД и МОК, типом вегетативной регуляции и АДС, ЧСС и МОК.
3. Экзаменационный стресс в большей степени проявляется в группе эмоционально неустойчивых студентов и в группе с симпатическим типом вегетативной регуляции. У эмоционально неустойчивых студентов достоверно увеличивались АДС (на 14,97%), АДД (на 16,51%), ЧСС (на 62,04%) и МОК (на 51,53%), уменьшалось число лиц с удовлетворительной адаптацией (на 18,3%). У симпатотоников увеличивались АДД (на 21,03%), ЧСС (на 25,71%) и МОК (на 48,14%), уменьшалось число лиц с удовлетворительной адаптацией (на 33,3%).



1. Ананьева, Л. В. Методика формирования здорового образа жизни студентов вузов / Л. В. Ананьева. - Самара : Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва, 2020. - 44 с.
2. Андреева, Е. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии / Е. А. Андреева, С. А. Соловьева // Азимут научных исследований: педагоги ка и психология. - 2016. - № 1. - С. 140-143.
3. Аникина, Т. А. Физиологические основы высшей нервной
деятельности детей и подростков: учеб. Пособие /
Т. А. Аникина, А. В. Крылова. - Казань : Изд-во Казанского федерального университета, 2014. - 69 с.
4. Боева, Э. Э. Профилактика экзаменационного стресса. Психологическая подготовка к экзаменам / Э. Э. Боева, М. Ю. Швецов // Трибуна ученого. - 2021. - № 6. - С. 9-15.
5. Бунькова, Е. А. Адаптация сердечно-сосудистой системы студентов к условиям экзаменационного стресса / Е. А. Бунькова, Ю. С. Баурин // Биологические науки. - 2021. - № 1. - С. 16-19.
6. Вагин, Ю. Е. Вегетативный индекс Кердо: роль исходных параметров, области и ограничения применения / Ю. Е. Вагин, С. М. Деунежева , А. А. Хлытина // Физиология человека. - 2021. - № 1. - С. 31-42.
7. Ведясова, О. А. Физиология центральной нервной системы и высшей нервной деятельности: учеб. пособие / О. А. Ведясова, И. Д. Романова, Р. А. Зайнулин. - Самара : Изд-во Самарского университета, 2017. - 128 с.
8. Власов, Е. А. Формирование профессионального здоровья студентов в процессе физического воспитания в вузе: монография / Е. А. Власов, Е. В. Воробьева. - Иркутск : Иркутский государственный университет путей сообщения, 2020. - 160 с.
9. Гребняк, Н. П. Здоровье и образ жизни студентов / Н. П. Гребняк, В.
B. Машинистов, В. П. Гребняк // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 2013. - № 4. - С. 33 - 37.
10. Данилова, Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н. Н. Данилова. - М. : МГУ, 1992. - 246 с.
11. Двоеносов, В. Г. Особенности функционального и психофизиологического состояния студентов с различным вегетативным тонусом в условиях экзаменационного стресса / В. Г. Двоеносов // Учебные записки Казанского государственного университета. - 2009. - № 3. - С. 255-265.
12. Ериков, В. М. Адаптивная физическая культура. Краткий словарь терминов / В. М. Ериков, А. А. Никулин. - СПб. : Лань, 2021. - 200 с.
13. Жданов, Р. И. Взаимосвязь стратегий совладания с экзаменационным стрессом и тревожности: роль пола, физиологических показателей и занятий спортом / Р. И. Жданов, Р. В. Куприянов, Д. Р. Нугманова и др. // Образование и саморазвитие. - 2020. - № 2. - С. 57-73.
14. Заборовская, В. Г. Возможности повышения эффективности медико-психологической реабилитации с учетом преобладающего отдела автономной нервной системы у специалистов МЧС России / В. Г. Заборовская, Е.В. Куричкова, В.О. Штумф // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2017. - № 1. - С. 101-114.
15. Колосов, Г. Н. Профилактика перегрузки студентов ВУЗа в период экзаменационной сессии средствами физической культуры / Г. Н. Колосов // Психолого-педагогические науки. - 2022. - № 3. С. 55-63.
16. Колчина, Е. Ю. Изменение показателей сердечной деятельности у студентов медицинского вуза в период сдачи экзаменов / Е. Ю. Колчина, В. И. Лизун // Морфологический альманах имени В. Г. Ковешникова. - 2019. - № 3. - C. 94-98.
17. Кривобокова, В. А. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса / В. А.
Кривобокова, А. А. Нургазина // Безопасность и охрана труда. - 2021. - № 3. - С. 23-25.
18. Кривой, А. П. Экзаменационный стресс у студентов / А. П. Кривой, Ю. В. Бакалов, Е. А. Кирица, Ю. А. Пара, А. А. Илиеш // Издательство Истоки : материалы XXIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. - Воронеж, 2017. - С. 1206-1208.
19. Марчук, С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов / С. А. Марчук // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10. - С. 222-226.
20. Матвеенко, А. В. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние студентов с различным типом вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы [Электронный ресурс] : выпускная квалификационная работа бакалавра : 49.03.03 / А. В. Матвеенко. — Красноярск : СФУ, 2019.
21. Медведев, В. И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха / В. И. Медведев. - Л. : Наука, 1984. - 140 с.
22. Медведев, В. И. Функциональные состояния человека. Физиология трудовой деятельности / В. И. Медведев, А. Б. Леонова. - СПб. : Наука, 1993. - 250 с.
23. Миронова, О. И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов / О. И. Миронова // Педагогика и психология образования. - 2021. - № 1. - С. 159-170.
24. Мицан, Е. Л. Сравнительный анализ двигательной активности и функционального состояния студентов за время обучения в высшем учебном заведении / Е. Л. Мицан // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №6. - С. 203-205.
25. Мустафина, И. Г. Гигиена и экология человека / И. Г. Мустафина, 2021. - 276 с.
26. Надежкина Е. Ю. Влияние экзаменационного стресса на
функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень тревожности у студентов с различным типом высшей нервной деятельности / Е. Ю. Надежкина, Е. И. Новикова, М. В. Мужиченко, О. С. Филимонова // Вестник ВолгГМУ. - 2017. - № 2. - С. 115-118.
27. Назмутдинова, В. И. Морфофункциональные показатели студентов гуманитарного вуза с разным адаптационным потенциалом перед экзаменационной сессией / В. И. Назмутдинова // Формирование здорового образа жизни : сб. науч. тр. / Тюменский гос. ун-т. - Тюмень, 2004. - С. 190-194.
28. Павлий, А. И. Методы и методики оценки физического развития и функционального состояния организма / А. И. Павлий, С. А. Романченко, А. Ю. Галкина. - СПб. : Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2018. - 34 с.
29. Питкевич, М. Ю. Уровень стрессоустойчивости и функционального состояния сердечно-сосудистой системы первокурсников в период экзаменационной сессии / М. Ю. Питкевич // Вестник Российского университета дружбы народов: Экология и безопасность жизнидеятельности. - 2014. - №1. - С. 92-100.
30. Петраш, М. Д. Особенности вегетативной регуляции при воздействии повседневных стрессоров: возрастно половой аспект / М. Д. Петраш, В. А. Гребенников // Мир науки. - 2018, - № 16. - С. 10-25.
31. Плотникова, М. В. Психофизиология профессиональной деятельности / М. В. Плотникова. - Тюмень : Тюменский государственный университет, 2016. - 220 с.
32. Пугачев, И. Ю. Комплексный контроль динамики стрессоустойчивости обучающихся физкультурных ВУЗов в период экзаменационной сессии / И. Ю. Пугачев, С. А. Загузова, Д. И. Иванов, А. В. Холин, С. В. Разновская // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 9. - С. 551-555.
33. Рустамова, Т. В. Влияние экзаменационного стресса на вегетативные показатели у 17-21-летних студентов с меланхолическим типом высшей нервной деятельности / Т. В. Рустамова // Образовательный вестник «Сознание». - 2021. - № 6. - С. 18-29.
34. Семенова, Л. М. Функциональное состояние организма студентов в период обучения / Л. М. Семенова, С. В. Куприянов, Ю. В. Семенова // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - № 12. - С. 183-187.
35. Семенова, Т. Н. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели студентов / Т. Н. Семенова, В. В. Первушин, Д. Ю. Коротков // Образование и общество. - 2021. - № 3. - С. 124-129.
36. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная.
Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Спорт-Человек, 2022. - 624 с.
37. Солодовников, Ю. Л. Гигиена и экология человека / Ю. Л. Солодовников. - СПб. : Лань, 2022. - 468 с.
38. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. - М. : Академический Проект, 2020. - 128 с.
39. Токаева, Л. К. Влияние экзаменационного стресса на
психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников /
Л. К. Токаева, С. С. Павленкович // Современные проблемы науки и образования.
- 2012. - № 2. - С. 13-15.
40. Трифонова, Т. А. Экология человека / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко. - М. : Академический Проект, 2020. - 154 с.
41. Черноземов, В. Г. Методы физиологического исследования человека / В. Г. Черноземов. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2017. - 159 с.
42. Шилов, С. Н. Темперамент, адаптация и здоровье: монография / С. Н. Шилов, Ю. И. Савченков, Н. А. Лисова. - Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, 2022. - 202 с.
43. Шишко, В. И. Вегетативная регуляция сердечной деятельности / В. И. Шишко // Журнал ГрГМУ. - 2009. - № 3. - С. 6-8.
44. Юрченко, В. Н. Исследование психического состояния человека в процессе производственной деятельности: 19.00.01. автореф. на соискани науч. степени канд. психол. наук / В. Н. Юрченко. - Л., 1980. - 18 с.
45. Яруллина, Л. Р. Учебные страхи и экзаменационный стресс студентов средних профессиональных и высших образовательных учреждений / Л. Р. Яруллина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 6. - С. 39.
46. Backovic, D. Gender differences in academic stress and burnout among medical students in final years of education / D. Backovic // Psychiatr Danub. - 2012. - Vol. 24. - P. 175-181.
47. Cool, J. The physiology of stress / J. Cool, D. Zappetti // Medical student well-being. Springe. - 2019. - Vol. 112. - P. 1-15.
48. Ifemeje, J. Effect of examination stress on oxidative stress markers and cortisol levels of medical students / J. Ifemeje, C. Egbuna // Int J Sci Res. - 2020. - Vol. 50. - P. 6.
49. Oligschlaeger, Y. Inflammatory bowel disease: a stressed “Gut/Feeling” / Y. Oligschlaeger, T. Yadati // Cells. - 2019. - Vol. 7. - P. 659.
50. Pisanski, K. Individual differences in cortisol stress response predict increases in voice pitch during exam stress / K. Pisanski, J. Nowak, P. Sorokowski // Physiol Behav. - 2016. - Vol. 163, - P. 234-238.
51. Russell, G. The human stress response / G. Russell, S. Lightman // Nat Rev Endocrinol. - 2019. - Vol. 15. - P. 525-534.
52. Shields, G. Stress and cognition: a user’s guide to designing and interpreting studies / G. Shields // Psychoneuroendocrinology. - 2020. - Vol. 112. - P. 104-115.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ