Введение 4
1 Физическая культура, духовная и нравственная культура человека 6
1.2 Физическая культура и личность 10
1.3 Физическое воспитание как педагогический процесс 13
1.4 Составляющие духовной культуры 15
1.5 Структура нравственной культуры 21
1.6 Воспитывающая ситуация, как метод формирования духовно-нравственной культуры 30
2 Организация и методы исследования 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы исследования 37
3 Формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста 41
3.1 Оценка роли влияния физической культуры и спорта на формирование духовно-нравственной культуры 41
3.2 Выявление средств и методов нравственного воспитания в процессе физического воспитания 48
3.3 Выявление исходного уровня развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста 50
3.4 Анализ результатов проведения педагогического эксперимента по внедрению метода воспитывающих ситуаций в тренировочный процесс дошкольников 54
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения А-В 69
Духовно-нравственные нормы и ценности формируются у детей с раннего возраста под влиянием общественных явлений, меняются в процессе жизни и по мере развития общества в целом. Духовно-нравственная культура человека связана напрямую с нравственным воспитанием, благодаря которому формируются необходимые морально-нравственные качества и формы поведения для полноценного становления личности в обществе.
Физическая культура и спорт выступают мощным средством воспитания, так как в процессе физического воспитания осуществляется не только воздействие на физическую составляющую личности, но и на духовно-нравственную, которая является определяющей в становлении личности в социальной среде. Физическое воспитание выступает мощным социальным средством формирования духовно-нравственной культуры личности, активным фактором совершенствования индивидуальных качеств. Являясь естественным мостиком, физическое воспитание позволяет соединить социальное и биологическое, физическое и духовное, может активно влиять на состояние организма, ментальное здоровье, а также реализацию в социальной сфере.
Актуальность: в дошкольном возрасте начинают закладываться нравственные представления, установки и привычки под влиянием различных факторов социальной среды, происходит формирование духовно-нравственных качеств и ценностей. При правильно организованном физическом воспитании во взаимосвязи с духовно-нравственным воспитанием, происходит формирование необходимых представлений, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт правильного поведения и выстраивания взаимоотношений с окружающими людьми, воспитываются важные социально-значимые качества, поэтому актуальность выпускной квалификационной работы на тему «Формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста методом воспитывающей ситуации в процессе физического воспитания» не вызывает сомнений.
Цель исследования: обоснование эффективности метода воспитывающей ситуации в формировании духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста во время физического воспитания.
Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста во время физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Выявить влияние физического воспитания на формирование духовно-нравственной культуры личности.
2. Определить составляющие духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста и выявить методы нравственного воспитания.
3. Обосновать эффективность метода воспитывающей ситуации по формированию духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение метода воспитывающей ситуации в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста повысит их уровень духовно-нравственной культуры, если:
- в полной мере изучить теоретический и практический опыт по формированию духовной и нравственной культуры;
- охарактеризовать особенности применения метода воспитывающих ситуаций в воспитательном процессе детей дошкольного возраста;
- внедрить данный метод в физическое воспитание, который повысит общий уровень духовно-нравственной культуры детей за счет формирования качеств и навыков поведения.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. В работе содержится 14 рисунков, 11 таблиц. Список использованных источников представлен 58 наименованиями.
1. Выявлено, что физическое воспитание, как часть физической культуры, является интегративным педагогическим процессом, который решает не только специальные задачи по развитию физических качеств, овладению двигательными действиями, формированию двигательных умений и навыков и укреплению здоровья, но и предполагает собой наличие элементов духовно- нравственного воспитания, формирования важных духовных ценностей и нравственных качеств, составляющих духовно-нравственную культуру человека.
2. Установлено, что структура духовной культуры представляет собой систему, которая состоит из нескольких компонентов: духовных ценностей, духовной деятельности, духовных потребностей, духовного потребления, духовного отношения и общения. Нравственная культура - целостная система принципов, убеждений и эмоциональных позиций, которые контролируют систему ценностей, потребностей и мотивов, а также моральный облик и поведение личности. Духовно-нравственная культура активно формируется с ранних лет, участники воспитательного процесса, педагоги, тренеры, воспитатели, используют различные методы воспитательных воздействий: беседы, дискуссии, поручения, похвалу и замечания, а также метод воспитывающей ситуации, который объединяет в себе несколько воспитательных методов.
3. Установлено, что правильно подобранные педагогические воспитывающие ситуации, могут послужить одним из мощных стимулов развития и воспитания личности ребенка, и, что немаловажно, надолго определить направленность его нравственной жизни.
4. Выявлено, что когда в воспитывающей ситуации для ребенка возникает проблема, а затем создаются условия для выбора ее решения, ребенок неосознанно включается педагогом в воспитательный процесс, благодаря которому у воспитуемого формируется социальная позиция и социальная ответственность, возникают определенные эмоции и чувства, которые подкрепляются действиями, так ребенок получает ценные знания и опыт по выстраиванию гуманных отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми. В процессе различных по характеру воспитывающих ситуаций, педагог видит личностные качества каждого из участников, оценивает уровень их развития, понимает сложившиеся взаимоотношения между воспитанниками, а затем осмысленно и целенаправленно корректирует и влияет на формирование дальнейшей культуры поведения.
5. Доказано, что метод воспитывающих ситуаций, формируя духовно - нравственные качества, проявляющиеся в поведении и общении детей с окружающими людьми, такие как: доброта, вежливость, отзывчивость, справедливость, правдивость и другие качества, а также навыки правильного поведения со сверстниками и взрослыми - повышает уровень их духовно-нравственной культуры. После эксперимента общий прирост уровня духовно-нравственной культуры в контрольной группе составил 1,7%, а в экспериментальной группе прирост составил 17,3%. Эмпирическое значение Т экспериментальной группы попадает в зону значимости: Тэмп<Ткр (0,01). Показатели после эксперимента превышают значения показателей до эксперимента. Следовательно, гипотезу исследования можно считать подтвержденной.
1. Строгецкий, В. М. Основы культурологии: учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с. — (Университеты России).
2. Багаутдинов А. М., Харисов М. А. Духовная культура молодежи: моногр. / А. М. Багаутдинов, М. А Харисов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 192 c.
3. Евсеев, Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю. И. Евсеев; Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с.
4. Хорошева, Т. А. Физическая культура (теоретический курс): электронное учебное пособие / Т. А. Хорошева, Г. М. Популо. - Тольятти: Изд- во ТГУ, 2018. - 1 оптический диск.
5. Зайцева, И. П. Физическая культура для бакалавров: Критерии оценок: учебное пособие / И. П. Зайцева; Яросл.гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 196 с.
6. Пельменев, В. К. История физической культуры: Учебное пособие / В. К. Пельменев, Е. В. Конеева; Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 186 с.
7. Бочкарева, С. И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С. И. Бочкарева, Кокоулина О. П., Копылова Н. Е. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. - 344 с.
8. Мостовая, Т. Н. Физическая культура. Психофизическое развитие личности в процессе физического воспитания: конспект лекций для высшего профессионального образования / Т. Н. Мостовая. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014. - 276 с
9. Иванова, С. Ю. Физическая культура (часть 1): учебное пособие для студентов вузов / С. Ю. Иванова, Е. В. Сантьева, Ю. В. Гребенникова и др.; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет). - Кемерово, 2016. - 154 с.
10. Бондаревская, Е. В. Теория и практика ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Рос-тов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2000. - 352 с.
11. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2017. - 352 с.
12. Виноградов, П. А. Физическая культура и спорт трудящихся / П. А. Виноградов, Ю. В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2015. - 172 с.
13. Бишаева, А. А. Физическая культура (для бакалавров) / А. А. Бишаева, В. В. Малков. - М.: КноРус, 2018. - 167 с.
14. Гришина, Ю. И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю. И. Гришина. - РнД: Феникс, 2019. - 283 с.
15. Мельников, П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) [Текст] / П. П. Мельников. — М.: КноРус, 2013. — 240 с...(58)