Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы поиска средств развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Сущность и содержание понятия связная монологическая речь 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3 Условия развития связной монологической речи детей старшего
дошкольного возраста 23
Выводы по главе I 32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 34
2.1. Методики исследования и анализ результатов констатирующего
эксперимента 34
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по развитию
связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 45
2.3 Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного
возраста 51
Выводы по главе II 67
Заключение 69
Список литературы 72
Приложения 76
Актуальность исследования проблемы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста обоснована особенностями возраста, специфическими параметрами психологического, физиологического, социального и личностного развития детей, которые проявляются в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в период дошкольного возраста создается благоприятная среда для целостного и комплексного развития подрастающего поколения. Одним из важных направлений в реализации целостного подхода в учебно-воспитательном процессе является своевременное освоение ребенком родного языка в максимально сенситивные для этого сроки.
Значимость разработки этой проблемы определяется несколькими аспектами: во-первых, необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; во-вторых, успешным решением образовательновоспитательных задач на начальном этапе школьного обучения; в-третьих, специальной подготовкой воспитателя к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на ранних этапах возрастного развития ребенка. Таким образом, тема «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» кажется нам особенно актуальной.
Актуальность выбранной темы исследования находит свое отражение в различного рода психолого-педагогических и лингвистических исследованиях. Большой вклад в развитие психологических подходов к изучению данной проблематики внесли отечественные и зарубежные исследователи, рассматривающие особенности взаимосвязи мышления и речи (Ш. Бутон, К. Бюлер, Л.О. Выготский, А. Валлон, М. Доналдсон, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн), механизмы возникновения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия), речь как средство общения (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина), закономерности 3
усвоения старшими дошкольниками лексических разнообразий родного языка, специфики норм и правил построения синтаксических конструкций М. М. Бахтин, А. Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, A.M. Шахнарович, Л.В. Щерба, С.Н.Цейтлин, Л.П. Якубинский).
Основополагающими в контексте нашего исследования являются положения относительно определения показателей развития связной монологической речи: ее основных признаках (А.А. Леонтьев) и
операционных компонентах (А.Р. Лурия).
В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей, от правильного использования которых существенно зависит уровень развития связной речи [37, с. 7].
Цель работы: разработать и апробировать условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития связной монологической речи детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет: условия развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста улучшится, если в процессе педагогической работы будут соблюдены следующие условия:
•разработать теоретическое содержание работы с детьми по развитию связной монологической речи на основе принципов доступности и последовательности;
• организация практического обучения детей в форме игры с
использованием разнообразных средств;
• вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию связной монологической речи детей.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. изучить сущность и содержание понятия связная монологическая речь;
2. проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить в психолого-педагогической литературе условия развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста;
4. организовать и провести опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта;
2. Эмпирические - наблюдение, комплекс диагностических методик;
3. Методы качественной и количественной обработки информации.
Для решения поставленных задач применялся комплекс диагностических методик, позволяющих изучить разные стороны монологической речи и уровень ее развития [30]:
Методика № 1. Анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры). Проводится для выявления понимания темы и выделения основных структурных частей текста, определение названия текста (приложение 1);
Методика № 2. Придумывание рассказа. Проводится для выяснения, как дети по названию раскрывают основную мысль высказывания, строят повествовательный рассказ, какие связи используют при построении высказывания (приложение 2);
Методика № 3. Придумывание рассказа по серии сюжетных картинок. Проводится для определения умение завершить рассказ по серии сюжетных картинок (приложение 3).
Этапы работы
Первый этап - теоретический анализ проблемы, подбор методик, проведение констатирующего эксперимента, с целью определения уровня развития связной монологической речи в экспериментальной и контрольной группе детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап - формирующий эксперимент, включающий проведение развивающей программы с использованием подобранных средств развития связной монологической речи в экспериментальной группе.
Третий этап - контрольное исследование уровня развития связной монологической речи в экспериментальной и контрольной группе, а также интерпретация результатов. Обобщение, систематизация и статистическая обработка полученных материалов.
База исследования.
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" г. Красноярска.
В исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста (20 детей в экспериментальной и 20 в контрольной группе). Исследование проводилось в период с января по апрель 2016 года.
Промежуточные результаты работы обсуждались в рамках IX Международной дистанционной научно - практической конференции. Опубликована статья на тему Роль семьи в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Работу можно найти в сборнике «Теоретические и практические проблемы развития современного общества» - сб. науч. Ст. / отв. И науч. Ред. Т.М. Гончарова. - Красноярск: ИП Азарова Н.Н. («ЛИТЕРА - принт»), 2015, 418 с.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под монологической речью В.П. Глухов понимает связную речь одного лица, коммуникативная цель которой заключается в необходимости сообщения о каких-либо фактах, явлениях реальности. Монологическая речь, представляет собой форму речи, которая является обращенной к одному или нескольким слушателям, а иногда и к самому автору, это активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие, которая характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему), составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения формируются в процессе выполнения языковых и речевых упражнений.
Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений:
1) понимать тему;
2) собирать материал к высказыванию;
3) систематизировать материал;
4) совершенствовать высказывание;
5) строить высказывание в определенной композиционной форме;
6) выражать свои мысли правильно.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком дошкольном возрасте, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности, такие как пересказ, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, составление рассказов с элементами творчества.
Мы провели исследование уровня развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" г. Красноярска. Исследование проводилось в течение января-апреля 2016 года. В исследовании принимало участие 40 детей старшего дошкольного возраста (20 в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста и 20 в контрольной). На этапе констатирующего эксперимента мы провели диагностику детей по методикам Ушаковой О.С. Струниной Е.М. [30]. На констатирующем этапе исследования, мы выявили, что результаты в контрольной и экспериментальной группе примерно одинаковы, различия не существенны. Программа формирующего эксперимента велась в двух направлениях. Первое - это работа с родителями. Которая строилась на общих собраниях, консультациях, семинарах. Второе - это работа с детьми, которая выстраивалась в системе занятий.
После проведения формирующего эксперимента, была проведена повторная диагностика, после которой, мы увидели, что практически вся экспериментальная группа детей значительно улучшила свои результаты, а в контрольной группе, различия незначительны. Для выявления достоверности различия, был применен критерий Манна-Уитни, который показал нам существенную разницу между экспериментальной и контрольной группой детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы подтвердили поставленную гипотезу о том, что связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста улучшится, если, в процессе педагогической работы будут соблюдены следующие условия: будет разработано теоретическое содержание работы с детьми по развитию связной монологической речи на основе принципов доступности и последовательности; будет организовано практическое обучение детей в форме игры с использованием разнообразных средств; будут вовлечены родители в совместную деятельность по развитию связной монологической речи детей.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров Искусство. М. 1986. 445 с.
3. Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Букварь. М.: Баласс, 2008
4. Бунеева Е.В. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Сборник программно-методических материалов / Авт. колл. Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушев, О.В. Чиндилова и др. - М. : Баласс, 2007. - 160 с.
5. Волина В.В. Праздник Букваря М. «АСТ - ПРЕСС» 1995
6. Волина В.В.Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб.пособие / под ред. В.К. Воробьевой. М.: АСТ :Астрель :Транзиткнига, 2009. 158 с.
8. Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР. — Дефектология. 1986. — № 3 — с.73 -80
9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб.пособие / В. П. Глухов. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 321 с.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. [Текст] / В. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.
11. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская - 2-е изд. - СПб., 2000. - 560 с.
12. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников — М., 1985г. — с.- 25-30
13. Журнал «Педагогическое творчество» № 1, 1999г.
14. Журнал «Педсовет» № 9,1998г....37