ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕСТОВЫХ
ПОХОДОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
1.1. Значение научного познания в реализации требований ФГОС 10
1.2.Зарубежная и отечественная историография 12
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «КРЕСТОВЫЕ
ПОХОДЫ» В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
2.1. Крестовые походы: контент-анализ школьных учебников по истории
Средних веков 30
2.2. Практическая разработка урока по теме «Крестовые походы» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется положениями Федерального закона (ФЗ) «Об образовании в РФ», в которых содержится информация о том, что задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)1 2. Требования ФГОС, которые необходимо реализовывать в процессе обучения не всегда в должной мере присутствуют в образовательном процессе. Необходимо с опорой на федеральный государственный образовательный стандарт стараться восполнять пробелы в преподавании истории, посредством формирования у обучающихся системного мышления, целостных представлений о мировом историческом процессе, личной гражданской позиции, способности ориентироваться в современных условиях, основываясь на знании об историческом прошлом. Утвержденный ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Кодификатор требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, проверяемых в рамках основного государственного экзамена (ОГЭ) по истории, содержит тематический раздел, который выделяет тему «Крестовые походы», которая необходима для изучения при подготовке к экзамену2. Одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» включает в минимум обязательных к изучению в 6 классе такие темы, как «Крестовые походы: цели, участники, итоги», « Духовно-рыцарские ордены»3.
Кроме этого, немаловажно отметить еще один факт, который определяет актуальность исследуемой темы. Актуальна проблема взаимоотношений между христианским и мусульманским мирами, которая оказывает влияние на все сферы общественной жизни начиная с момента их взаимодействия в раннее Средневековье и по сегодняшний день. Проблема христианско-мусульманских отношений присутствует в рамках базового школьного курса истории, наиболее ярко отражаясь в теме «Крестовые походы» в курсе всеобщей истории для 6 класса. Именно в процессе изучения данной темы школьники знакомятся с истоками взаимоотношений представителей этих двух мировых религий и усваивают черты сходства и различия между мусульманами и христианами. Поэтому изучение характеристики этих отношений, представленной в школьных учебниках и преподаваемой в рамках курса истории в 6 классе, когда закладываются мировоззренческие основы человека, представляется крайне важным.
Степень изученности проблематики исследования.
В зарубежной историографии начало целостного изучения данной темы связанно с именем французского историка Жозефа Франсуа Мишо, который является представителем историографии романтизма. В монографии «История Крестовых походов», опубликованной после его смерти в 1840 году, автор предпринял попытку предоставить изложение истории Крестовых походов, соблюдая хронологический принцип, выделяя важные и ключевые события, которые демонстрируют колоссальный масштаб и исключительную выгоду Крестовых походов. В своем труде автор идеализирует Крестовые походы как христианско-героическую эпопею.
Дальнейшее изучение крестоносного движение связанно с именем немецкого медиевиста Бернарда Куглера, который написал монографию «История Крестовых походов» в 1885 году. Целью Крестовых походов автор видит не только освобождение крестоносцами Иерусалима, но и стремление подчинить Восток христианскому западному господству. Работа Б. Куглера по-прежнему является одной из лучших работ обобщающего типа в историографии по Крестовым походам.
Настоящую революцию в понимании феномена Крестовых походов совершил немецкий ученый Карл Эрдман, который развивал идею о том, что импульсом к крестовым походам была не типичная жажда наживы и варварства, не искренние религиозные чувства верующих, а коренное изменение в сознании общества, в трансформации исторической эпохи. Это был весьма свежий взгляд на идею Крестовых походов.
Особую ценность имеет труд С. Рансимена, который предложил иную интерпретацию Крестовых походов, рассматривая их не столько к ак оборонительную войну христиан против мусульман, сколько как продолжение варварского разорения и вторжения, которое в конечном итоге привело к падению Рима.
Интерес в историографии крестовых походов представляет совместная работа британских ученых Оксфордского университета, под редакцией Джонатана Райли - Смита. Книга «История Крестовых походов» была написана в 1998 году. Крестоносное движение рассматривается как феномен с различных его сторон. Весьма детально описывается мировоззрение участников крестовых походов, отношение мусульман к священной войне. Авторы освещают идеологические, экономические, социальные, организационные, финансовые, юридические, хозяйственные аспекты Крестовых походов.
Чтобы полноценно изучить тему Крестовых походов, кажется важным обратить к трудам К.Хилленбранд, которая изучает исламскую историю, что позволит всесторонне изучить данную тему. В своем труде К. Хилленбранд обращает внимание на сложившиеся стереотипы сознания в отношении эпохи Крестовых походов и о преодолении этих стереотипов
События Крестовых походов наиболее подробно рассмотрены в работах современных историков Т. Эсбриджа и Дж. Филипса, опирающихся в своих исследованиях на множество документов и большое внимание уделяющих последствиям походов, тем самым предостерегая об опасности исторического параллелизма.
Одной из современных работ в области изучения Крестовых походов в зарубежной историографии необходимо отметить труд британского историка Питера Франкопана. Монография «Первый Крестовый поход : Зов с Востока» была написана в 2012 году. Автор является специалистом в области Византийской империи, именно поэтому в книге представляет повествование со стороны Востока. В исследование Франкопана в главное степени рассматривается роль византийского императора Алексея I Комнина, который стоял у истоков организации Первого Крестового похода.
В отечественной историографии начало критическому осмыслению этих событий в начале XX в. положили выдающиеся русские византинисты Ф. И. Успенский («История Византийской империи») и А. А. Васильев («Византия и крестоносцы. Падение Византийской империи»). В этих работах Крестовые походы рассматривается и как духовный порыв крестоносцев, и как погоня за наживой, в особенности, когда речь идет о Четвертом крестовом походе. Но все же авторы отмечают преобладание материальных интересов над духовно - религиозными мотивами. Оба историка очень красочно описывают Крестовые походы, но в то же время весьма скрупулезно отражают факты и события.
В 1918 году была написана монография «Эпоха крестовых походов. Запад в крестоносном движении» известного историка - медиевиста О.А. Добиаш- Рождественской. По мнению автора, крестовые походы были определенно этапом экономической эволюции, борьбой за восточные рынки, а так же стремление удовлетворить нужду в земельных наделах. Но в больше степени Крестовые походы были великим паломничеством.
Среди работ отечественных исследователей, которые представляют целостную картину крестоносного движения необходимо выделить труды М.А. Заборова. В 1960 году была представлена монография «Папство и Крестовые походы», в которой автор раскрывает роль пап в организации и проведении Крестовых походов. По мнению Заборова папство преследовало собственные корыстные цели, но так же отстаивало и интересы правящего класса (рыцарства и зажиточных феодалов), которые воплощались в завоевании и обогащении. Разумеется, интересы трудящихся масс для папства были чужды. Господствующие классы Запада прикрываясь религиозными чувствами использовали религию исключительно для достижения мирских целей.
В современной историографии Крестовых походов важное место занимают труды российского медиевиста С. И. Лучицкой, в своих работах обращающей внимание не столько на событийную сторону крестовых походов, сколько на их идеологическое обоснование.
Одной из современных работ является труд «Крестовые походы в Палестину (1095-1291). Аргументы для привлечения к участию.», написанный в 2017 году отечественным исследователем Валентином Портных. В свое работе автор изучает церковную пропаганду, которая имела огромное значение в мотивации к участью в Крестовых походах.
Так же стоит обратить внимание на литературу по методике преподавания истории. Методические разработки к уроку по теме «Крестовые походы» были предложены А.В. Игнатовым. Он акцентировал внимание на особо важных аспектах данной темы, выделив основные понятия, даты и события, а также предложил различные формы работы на уроке. Данные методические разработки являются универсальными сразу для двух учебников из «Федерального перечня».
Целью выпускной квалификационной работы является исследование использования научного и методического содержания темы «Крестовые походы» в школьном курсе истории для реализации требований ФГОС.
Задачи исследования:
1. определить ценность научного познания для педагога и обучающегося
2. проанализировать подходы в изучении Крестовых походов в историографии и проследить их эволюцию;
3. проанализировать и сравнить между собой различные школьные учебники, допущенные Федеральным перечнем учебников, на предмет освещения темы Крестовых походов и определить какой учебник наиболее подходит для реализации требований ФГОС;
4. разработать методическую рекомендацию по данной теме для общеобразовательных учреждений с учетом психологическо -возрастных особенностей учеников шестых классов, требований ФГОС и проекта концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории.
Объектом исследования является деятельность по реализации требований ФГОС в процессе преподавания истории в шестом классе
Предметом исследования является научное и методическое содержания темы «Крестовые походы» необходимое для реализации требований ФГОС.
Источниковая база исследования. Источники, использованные для данной работы, возможно, объединить в три группы:
I. Нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в области методики преподавания изучаемых предметов, которые устанавливают требования к образовательным результатам4, содержательной части программы5.
II. Основные учебники по истории Средних веков для 6 класса, рекомендованные Министерством образования и науки РФ6.
III. Исторические источники, которые привлекаются при изучении причин Крестовых походов на уроках истории в 6 классе.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют следующую принципы:
1. принцип объективности - при оценке историографической базы исследования, при отборе материалов, а также при анализе проблемных вопросов, в том числе причин крестовых походов;
2. принцип историзма - при изучении изменений и процессов во взаимосвязи с установлением хронологических рамок и происходящими событиями и причинно-следственной зависимости.
В работе применялись следующие методы:
1. логический, позволивший выстроить общую структуру подачи материала и его анализа на протяжении всего исследования;
2. метод комплексного анализа явлений, использовавшийся при рассмотрении эволюции христианско-мусульманских отношений на протяжении средневековой истории;
3. метод проблемно-хронологического изложения - при выявлении наиболее значимых аспектов заявленной темы, в том числе значения Католической церкви в организации крестовых походов.
В соответствии с целями и задачами, структура работы состоит из введения, двух глав и их параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования методических разработок в качестве самостоятельного урока по теме Крестовых походов, а так же вариантах внеурочной деятельности.
Апробация результатов исследования. Результаты выпускной квалификационной работы были
применены на уроке в шестом классе во время практики на базе МБОУ Гимназии № 7 г. Красноярска.
Значение научного познания заключается в том, что современные научные исследования и подходы дополняют и обогащают традиционные методы обучения. Они дают возможность ученикам углубить свои знания в различных областях и научиться анализировать, оценивать и интерпретировать информацию. Для учителя истории знание современных научных подходов в изучении истории важно, потому что это помогает им сделать уроки более интересными и доступными для учеников. Современные исследования и подходы позволяют учителям показать своим ученикам, как история связана с сегодняшним днем и почему она так важна.
Для проведения анализа историографии по Крестовым походом была использована как зарубежная, так и отечественная историография. Эволюция историографии по данной теме происходила под влиянием исторических условий и идеологии, которая накладывает определенный отпечаток и выставляет рамки для исследователей. Среди первых работ историков в области Крестовых походов наблюдается описательный характер исследований. С течением времени зарубежные и отечественные историки постепенно начинают обращать внимание на проблемный характер Крестовых походов, в частности это характерно для современных работ. Данная тема до сих пор является предметом пристального изучения, как зарубежных, так и отечественных историков, подтверждением чему служит появляющиеся новые труды, предлагающие оригинальный взгляд на рассматриваемую эпоху.
Рассмотрев представленные учебники по истории Средних веков, в которых отражается тема крестовых походов, возможно заключить, что наиболее полно соответствуют требованиям ФГОС, а так же содержанию проекта концепции нового учебно-методического комплекса по всемирной истории учебники М.А. Бойцова, А.В. Абрамова и Е.В. Агибаловой, так как, помимо полноты теоретического материала, они отличаются широким и детально проработанным методическим аппаратом. Учебник В.А. Ведюшкина указанным критериям не соответствует.
С учетом психолого-возрастных особенностей учеников 6 класса представляется необходимым внедрять предложенные в данной работе методические разработки, направленные на формирование целого ряда предметных, метапредметных и личностных результатов, в классной работе при изучении данной темы. Качественную проработку учениками материалов параграфов учебников М.А. Бойцова, А.В. Абрамова и Е.В. Агибаловой допустимо проводить в рамках закрепления изученного материала дома, подготовки домашнего задания или выполнения индивидуальных учебных проектов.
Таким образом, использование предложенных приемов и форм работы в совокупности с проработанным учебником, доступным для восприятия учениками среднего школьного возраста, способно сформировать необходимые знания и компетенции, а также повысить возможность качественного усвоения материала темы «Крестовые походы».
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
2. Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Падение Византийской империи. М.: Ломоносовъ, 2020. 256 с.
3. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении). Общий очерк. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003. 120 с.
4. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1993. 272 с.
5. Заборов М. А. Крестовые походы / Предисл. А. В. Сазанова, Т. Г. Бородинской, примеч. А. В. Сазанова. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2016. 366 с.
6. Заборов М. А. Папство и крестовые походы. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. 263 с.
7. Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику В.А. Ведюшкина): пособие
8. История крестовых походов / Под ред. Д. Райли-Смита. М.: Крон-пресс, 1998. 495 с.
9. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 256 с.
10. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.
11. Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. СПб.: Наука,
2019. 392 с.
12. Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Пер., науч. ред., сост. А. П. Левандовский. М.: Вече, 2005. 367 с.
13. Портных В. Л. Крестовые походы в Палестину (1095—1291): аргументы для привлечения к участию. СПб.: Алетейя, 2017. 222 с.
14. Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток. / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. М.: ЗАО «Центрполиграф»,
2020. 479 с.
15. Рансимен С. Основание Иерусалимского королевства. Главные этапы первого крестового похода / Пер. с англ. Т. М. Шуликовой. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. 287 с....23