Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения профилактики девиантного
поведения в подростковом возрасте 7
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 7
1.2 Проявление девиантного поведения в подростковом
возрасте 13
1.3 Методы профилактики девиантного поведения в подростковом
возрасте 20
Учеными, государственными деятелями, педагогами-психологами и родительской общественностью четко осознана социальная опасность распространяющегося девиантного поведения среди подростков. Важным направлением образовательной практики является предупреждение девиантного поведения в подростковой среде, что актуализирует данную проблему.
В период перестройки организма подросток не всегда может справиться с перепадами настроения и типичными проблемами, характерными для подросткового возраста. Причины появления девиантного поведения в подростковом возрасте постоянно варьируются, однако, можно выделить некоторые из них: психологические, педагогические, социальные и
биологические.
Одним из актуальных вопросов превентивной психологии является незамедлительное предотвращение девиантного поведения в подростковом возрасте.
В связи с актуальностью данной проблемы, цель нашего исследования - изучение девиантного поведения в подростковом возрасте и его профилактика.
Объект исследования: девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения в
подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте;
- описать методы профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте;
- провести экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения в подростковом возрасте;
- разработать и реализовать систему занятий, направленную на профилактику девиантного поведения в подростковом возрасте, определить ее эффективность.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел); методика «Склонность к девиантному поведению» (автор - Э. В. Леус);
- методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретико-методологической основой послужили труды отечественных исследователей по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте (Балахонский В.В., Гаас А.А., Дзабаев А.Р., Змановская Е.В., Исраилова Х.З., Яковлев Б.П. и др.), а также труды, раскрывающие специфику профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте (Назарова М.М., Ничишина Т.В., Черникова А.В. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ Казачинской СОШ. Исследование проводилось в декабре 2022 г. - мае 2023 г. Выборка представлена учащимся 8 классов в количестве 54 человек. Возраст испытуемых составил 13-14 лет.
...