Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые проблемы муниципальной политики в сфере социальной защиты населения

Работа №16466

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы80
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3005
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление и развитие государственной политики в сфере социальной защиты населения 6
1.1. Зарождение и развитие государственной политики в сфере социальной
защиты населения в России 6
1.2. Правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации 14
1.3. Разграничения полномочий по социальной защите населения между
федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти 32
Глава 2. Правовые проблемы реализации муниципальной политики по решению социальных задач защиты населения 41
2.1. Реализация государственной социальной политики в Республике Тыва 41
2.2. Деятельность муниципальных органов по реализации государственной
социальной политики 51
2.3. Проблемы реализации муниципальной социальной политики в
современный период 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73


Актуальность исследования. Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных преград для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому государство принимает и последовательно проводит специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества.
В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. ст. 10, 11).
В свою очередь, в Конституции Российской Федерации также закреплен ряд прав граждан: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на охрану материнства и детства государством; право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на пенсионное обеспечение; право на оказание помощи малоимущим группам населения в вопросах предоставления жилья и в части оплаты коммунальных услуг; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на получение бесплатного основного общего образования на родном языке; право на гарантированную государственную защиту социальных прав.
Несмотря на конституционное закрепление социальных гарантий, вопрос о социальной защите граждан в Российской Федерации остается открытым, о чем свидетельствует следующая статистика. Так, в России 27,8 млн. человек живут за чертой бедности. Большинство из них - семьи с двумя и более детьми, вторая группа - это пенсионеры и инвалиды (6,7 млн.), третья - сельское население.
Эти и многие другие обстоятельства характеризуют о наличии проблем защиты социальных прав человека в современной России, поэтому исследование вопросов защиты социальных прав является актуальным.
Объектом исследования - являются общественные отношения в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
Предмет исследования - формы и методы государственной социальной защиты населения.
Целью работы является выявление оптимальных форм и методов государственной социальной защиты населения.
На основании цели в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать понятие социальной защиты граждан;
- изучить историю развития государственной социальной политики;
- проанализировать правовое обеспечение социальной политики в современной России;
- систематизировать основы социальной политики, проводимой на региональном уровне (на примере Республики Тыва).
Эмпирическую основу выпускного квалификационного исследования составляет Конституция Российской Федерации, Федеральные законы РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи».
Степень разработанности исследования. Данной проблеме посвящено достаточное количество исследований в отечественной и зарубежной литературе. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения и в наши дни. Он определял государство как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью». Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин. Социальное государство и основные методы его построения исследовались в трудах Гонтмахера Е., Кухтевича Е. и других. Использованы также материалы и публикации периодической печати.
Научная новизна данной работы заключается в систематизации отечественного опыта проведения социальной политики и выдача рекомендаций по ее оптимизации в РФ, в первую очередь, на региональном уровне.
Методологическими основами исследования являются методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный) и специальные (сравнительно¬правовой, нормативно-логический, историко-юридический, структурно¬функциональный, статистический) методы познания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный этап развития российской государственности свидетельствует о том, что в России не только произошли существенные изменения в политической, экономической, правовой и других сферах, но и определились основные тенденции в социальной сфере.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечение достойной жизни всех россиян - задача, стоящая не только перед самими гражданами, но и перед государством, которому в ее решении отводится не последняя роль.
Социальная защита населения в РФ направлена на защиту трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения; социальную защиту отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите, а также включает в себя деятельность органов социальной защиты.
Муниципальная политика в сфере социальной защиты направлена на поддержку отдельных групп и слоев населения, которые оказались в трудном социальном положении и не могли, опираясь на собственные силы, выбраться из тисков нужды, нищеты, бесправия. В целях реализации государственной социальной политики на федеральном уровне приняты все необходимые федеральные законы. Также государственная социальная политика реализуется и на муниципальном уровне. В целях реализации полномочий в сфере социальной защиты в Российской Федерации принят ряд законодательных и подзаконных актов. Кроме того, нормы социальной защиты прав граждан установлены также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Проведенное исследование практики регулирования социально¬правовых отношений в Республике Тыва, позволило два основных вывода.
С одной стороны, очевидно стремление республиканских органов власти повысить уровень социальной защищенности своего населения.
В качестве одним из путей решения проблем нами была обозначена необходимость дальнейшего развития мер социальной защиты семей с детьми, в особенности многодетных семей. В настоящее время на территории Республики Тыва, в частности г. Кызыла, нет специально разработанных программ и нормативно-правовых актов, направленных на поддержку этой категории населения (как правило, многодетные семьи попадают в группу малообеспеченных семей).
С другой стороны, ограниченность ресурсов не позволяет в достаточной мере профинансировать мероприятия по социальной поддержке граждан, установить размер выплат, компенсирующий в полной мере утраченные натуральные льготы, ущерб от стихийных бедствий и т.д. В этой связи представляется необходимым сформулировать следующие позиции.
1. Тенденция децентрализации системы социальной защиты населения, предполагающая переложение бремени финансирования и организации защиты на регионы и муниципалитеты, проводимая законодателем при поддержке ряда представителей правовой науки, не должна принять необратимый характер.
2. Необходимо закрепление на уровне федерального законодательства минимального объема социальных прав всех категорий населения, нуждающихся в защите, и в первую очередь прав, в сфере социального обеспечения исходя из приоритетов политики РФ, вытекающих из ст. 7 Конституции.
3. В сложившейся ситуации требуется повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем финансирования социальной защиты путем увеличения степени ответственности за организацию социальной защиты на уровне муниципальных программ, а также переориентация ресурсов в местные бюджеты в целях финансирования мероприятий социальной защиты.
4. Определенную часть средств (бюджетных ассигнований) из бюджетов государственных внебюджетных фондов, сформированных за счет взносов организаций, целесообразно направлять на поддержку муниципальных учреждений социальной защиты населения. Это позволит расширить их повсеместно и создать там, где социальная помощь и обслуживание населения осуществляется только на региональном уровне, а муниципалитеты не имеют возможности проведения дополнительных мероприятий по социальной защите.
5. Также желательна финансовая поддержка муниципальных образований по вопросам социальной защиты населения со стороны органов управления субъектов РФ на безвозвратной основе в виде субсидий и субвенций на условиях долевого финансирования, что позволит активизировать деятельность муниципальных образований в привлечении дополнительных источников дохода.
Предложенные меры по совершенствованию организации социальной защиты населения позволяют осуществлять высокоэффективное управление данной системой и обеспечить удовлетворение гарантированных минимально достаточных условий существования и жизнедеятельности уязвимых групп населения. Что имеет особую актуальность для нового, находящегося в стадии разработки законодательства, предусматривающего: пересмотр нормативов количества социальных учреждений на определенную численность населения; изменения в порядке софинансирования социальных программ субъектов; проведение конкурса на получение государственного заказа на оказание государственных услуг в регионах.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Изд-во Омега-Л, 2011.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 01.01.2006, № 1, ст. 16)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 07.01.2012, № 1 (ч. 1), ст. 3.)
4. Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 46. Ст. 4538.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. № 3061-1) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 32. Ст. 1861.
6. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 48. Ст. 5850.
7. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ, 03.07.1995, № 27, ст. 2503.
8. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 07.08.1995, № 32, ст. 3198.
9. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
10. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» //Собрание законодательства РФ, 16.01.2005, № 3, ст. 168.
11. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 22.05.2005, № 21, ст. 1929.
12. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, № 52, ст. 5880.
13. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995, № 50, ст. 4872.
14. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости СНД и ВС РФ", 25.03.1993, № 12, ст. 425.
15. Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» //Собрание законодательства РФ", 13.11.2010, № 46, ст. 4538.
16. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
17. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст.4904.
18.Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Ведомости СНД и ВС РФ", 22.04.1993, № 16, ст. 551.
19.Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ, 25.12.2005, № 52, ст. 5110.
20. Федеральный закон от 01.12.2014 N 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2014, № 58, ст. 4872.
21.Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915// 22.Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» //Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, № 21, ст. 699 23.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.2006, № 3, ст. 140.
24. Указ Председателя Правительства РТ от 07.12.2010 № 230 «О структуре органов исполнительной власти Республики Тыва» //Тувинская правда, № 167, 11.12.2010.
25. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 г. № 339 «Об утверждении Положения о Департаменте организации социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
26. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.05.2010 г. № 402 «Об утверждении Положения о Департаменте по делам инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
Научная и учебная литература
27. Андреев В.С. Право социального обеспечения. Учебник. М., 2008. С. 16 -
18.
28. Анисимов, Л.Н., Анисимов, А.Л. Социальное партнерство в сфере труда и социальная защита населения / Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. // Трудовое право. 2002. №5, №6.
29. Байков, Н. М. Проблемы социально-демографического развития Востока России в контексте национальных интересов / Н. М. Байков, Е. Л. Мотрич // Пограничное пространство Востока России: национальные интересы и безопасность. - Хабаровск: ДВАГС. 2000. С. 70-71.
30. Боровская, Н.В. Региональный аспект проблемы благополучия/ Н.В. Боровская //Человек и культура: Сборник статей и тезисов. - Тюмень, 2001. - С. 138-140.
31. Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики // Теоретико-правовой аспект. Монография. М. : ООО «Издательство проспект», 2012. С. 17.
32. Васильева, Т.Ю. Пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны в связи с изменениями в Федеральном законе "О ветеранах"/ Т.Ю. Васильева //Пенсия. - 2000. - № 10. - С. 10-11
33. Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита прав как правовая категория // Правоведение. 2008. N 1. С. 67 - 79 и др.
34. Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр., доп., перераб. М.: Контракт, 2013. С. 317.
35. Волгин Н. А. Социальная политика. М.: изд-во «Экзамен», 2008. С. 436.
36. Гимбаренко, В.В. Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения / В.В. Гимбаренко // Социальное обеспечение. 2002. № 10. С. 10-18.
37. Глущенко П. П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан. СПб, 2008. С. 20.
38. Дегтярев, Г.П. От общественного призрения к социальному обеспечению и социальной защите / Г.П. Дегтярев // Пенсия. 1998. №3(18).
39. Дуда, И.И. Льготы гражданам РФ, имеющим звание "Ветеран труда"/ И.И. Дуда, А.В. Клейменов //Справочник кадровика. - 2013. - № 1. - С. 57-59 40.Зорькин В.Д. Обеспечение социальной справедливости и защита социальных прав граждан в конституционном правосудии // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 3. С. 13.
41. Иванкина Т.В. Проблемы правового регулирования распределения общественных фондов потребления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 102.
42. Кадомцева, С.В. Роль социальных программ в сокращении бедности в Российской Федерации / С.В.Кадомцева // Вестник Московского университета. Экономика. - М. : Издательство РАГС. 2010. С. 47.
43. Карелова, Г.Н. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра / Г.Н. Карелова //Человек и труд. 2012. № 6.
44. Комарова, С.В. Пенсии по старости гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. / С.В. Комарова //Пенсия. - 2008. - № 8. - С. 10-14
45. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.О. Буянова, К.Н. Гусов, М.Л. Захаров и др.; под ред. К.Н. Гусова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 928 с.
46. Корякин, В.М. О правах и льготах ветеранов боевых действий/ В.М. Корякин //Право в Вооруженных Силах. - 2013. - № 4. - С. 15-17
47. Кощеев А.А. Рынок и социальная защита населения / А.А. Кощеев. - Киев, 2010. С. 298.
48. Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России. М. : Академический Проект, 2012. С. 155-156.
49. Лашкина Е. Греф перешагнул черту бедности // Российская газета. 2012. 26 марта., С. 5
50. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М., 2010. С. 5.
51. Мельников В. П. История социальной работы в России. М. : «Маркетинг», 2012. С. 22-25.
52. Мещенина, Т.Особенности психологической реабилитации участников вооруженных конфликтов/ Т. Мещенина //Прикладная психология и психоанализ. - 2003. - № 4. - С. 61-67.
53 .Министерство труда и социальной политики России: официальный сайт http//:www.rosmitrud.ru/ - 2015.
54. Миронов, В.И. Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях / В.И. Миронов // Трудовое право. 2002 №10.
55. Морозов А.И. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М., 2012. С. 75.
56. Назаров А.С. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей/ А.С. Назаров //Пенсия. - 2012. - № 2. - С. 56¬61
57.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 2014. С. 374.
58. Перминова, Г. Правовой щит от радиации/ Г. Перминова //Закон. - 2012. - № 2. - С. 51-53
59. Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. проф. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 10 - 11.
60. Римашевская Н.М. Стратегии социальной защиты населения России / Н.М. Римашевская //Народонаселение. 2001.№1.
61. Родин, В.Д. Ветераны Российской книжной палаты/ В.Д. Родин //Библиография. - 2008. - № 2. - С. 45-48
62. Самойлов С. Закон "О ветеранах": Де-юре и де-факто/ С. Самойлов //Законность. - 2012. - № 3. - С. 31-33
63. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 18 - 19.
64 . Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты населения // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 18.
65. Социальная защита граждан, пострадавших в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов: (комментарии) //Библиотечка "Российской газеты". - 2002. - № 10
66. Социальная защита инвалидов. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов: Опыт работы.-М.: ЦБТНИ Минтруда России, 1997.
67. Социальная работа / Под общей ред. проф. В. И. Курбатова. Ростов н/Д : «Феникс», 2009. С - 576.
68. Социальное место России// Аргументы и факты. 2012. 8 окт., с. 15
69. Социальные проблемы Республики Тыва//официальный сайт Правительства Республики Тыва, http//:www.gov.tuva.ru/articles/laws/ 12.12.2011
70. Суслова, М. Трудовой потенциал северных регионов России и проблемы материального стимулирования/ М. Суслова //Общество и экономика. - 2012. - № 7/8. - С. 147-169
71. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой. -М., 2004. - С. 398.
72. Управление социальными процессами в регионе / Под ред. Н. М. Горбунова. М.-Хабаровск : Изд-во РАГС. 2009. С. 159-160.
73. Управление социальными процессами в регионе / Под ред. Н.М. Горбунова. Москва - Хабаровск: Изд-во РАГС, 2009. С. 159-160.
74. Усольцева, О.А. Социальная защита населения как одно из важнейших направлений работы органов управления / О.А. Усольцева, В.А. Иванова // Социальная политика в Дальневосточном регионе России. Выпуск 2. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВАГС. 2013. С. 174.
75. Фаршатов, И. Жилищные льготы для инвалидов и ветеранов-пенсионеров/ И. Фаршатов //Российская юстиция. - 2012. - № 2. - С. 14-15.
76. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск.: ОмГУ, 2008. С 89.
77. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М. : ВЛАДОС, 1999. С. 10-11.
78. Халдеева, Н.В. Правовое регулирование труда работников Крайнего Севера в Трудовом кодексе РФ/ Н.В. Халдеева //Трудовое право. - 2012. - № 11. - С. 64-68.
79. Холостова Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА- М, 2009. - С 512.
80. Шеденков С.А. Социальная защита в условиях местного самоуправления / С.А. Шаденков. - Белгород, 2008. - С. 328.
81. Яковлев, Р.А. Особенности организации оплаты труда работников в особых условиях / Р.А. Яковлев // Трудовое право. 2012. № 6. С. 12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ