Правовые проблемы муниципальной политики в сфере социальной защиты населения
|
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие государственной политики в сфере социальной защиты населения 6
1.1. Зарождение и развитие государственной политики в сфере социальной
защиты населения в России 6
1.2. Правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации 14
1.3. Разграничения полномочий по социальной защите населения между
федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти 32
Глава 2. Правовые проблемы реализации муниципальной политики по решению социальных задач защиты населения 41
2.1. Реализация государственной социальной политики в Республике Тыва 41
2.2. Деятельность муниципальных органов по реализации государственной
социальной политики 51
2.3. Проблемы реализации муниципальной социальной политики в
современный период 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73
Глава 1. Становление и развитие государственной политики в сфере социальной защиты населения 6
1.1. Зарождение и развитие государственной политики в сфере социальной
защиты населения в России 6
1.2. Правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации 14
1.3. Разграничения полномочий по социальной защите населения между
федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти 32
Глава 2. Правовые проблемы реализации муниципальной политики по решению социальных задач защиты населения 41
2.1. Реализация государственной социальной политики в Республике Тыва 41
2.2. Деятельность муниципальных органов по реализации государственной
социальной политики 51
2.3. Проблемы реализации муниципальной социальной политики в
современный период 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 73
Актуальность исследования. Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных преград для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому государство принимает и последовательно проводит специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества.
В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. ст. 10, 11).
В свою очередь, в Конституции Российской Федерации также закреплен ряд прав граждан: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на охрану материнства и детства государством; право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на пенсионное обеспечение; право на оказание помощи малоимущим группам населения в вопросах предоставления жилья и в части оплаты коммунальных услуг; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на получение бесплатного основного общего образования на родном языке; право на гарантированную государственную защиту социальных прав.
Несмотря на конституционное закрепление социальных гарантий, вопрос о социальной защите граждан в Российской Федерации остается открытым, о чем свидетельствует следующая статистика. Так, в России 27,8 млн. человек живут за чертой бедности. Большинство из них - семьи с двумя и более детьми, вторая группа - это пенсионеры и инвалиды (6,7 млн.), третья - сельское население.
Эти и многие другие обстоятельства характеризуют о наличии проблем защиты социальных прав человека в современной России, поэтому исследование вопросов защиты социальных прав является актуальным.
Объектом исследования - являются общественные отношения в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
Предмет исследования - формы и методы государственной социальной защиты населения.
Целью работы является выявление оптимальных форм и методов государственной социальной защиты населения.
На основании цели в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать понятие социальной защиты граждан;
- изучить историю развития государственной социальной политики;
- проанализировать правовое обеспечение социальной политики в современной России;
- систематизировать основы социальной политики, проводимой на региональном уровне (на примере Республики Тыва).
Эмпирическую основу выпускного квалификационного исследования составляет Конституция Российской Федерации, Федеральные законы РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи».
Степень разработанности исследования. Данной проблеме посвящено достаточное количество исследований в отечественной и зарубежной литературе. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения и в наши дни. Он определял государство как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью». Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин. Социальное государство и основные методы его построения исследовались в трудах Гонтмахера Е., Кухтевича Е. и других. Использованы также материалы и публикации периодической печати.
Научная новизна данной работы заключается в систематизации отечественного опыта проведения социальной политики и выдача рекомендаций по ее оптимизации в РФ, в первую очередь, на региональном уровне.
Методологическими основами исследования являются методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный) и специальные (сравнительно¬правовой, нормативно-логический, историко-юридический, структурно¬функциональный, статистический) методы познания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. ст. 10, 11).
В свою очередь, в Конституции Российской Федерации также закреплен ряд прав граждан: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на охрану материнства и детства государством; право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на пенсионное обеспечение; право на оказание помощи малоимущим группам населения в вопросах предоставления жилья и в части оплаты коммунальных услуг; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на получение бесплатного основного общего образования на родном языке; право на гарантированную государственную защиту социальных прав.
Несмотря на конституционное закрепление социальных гарантий, вопрос о социальной защите граждан в Российской Федерации остается открытым, о чем свидетельствует следующая статистика. Так, в России 27,8 млн. человек живут за чертой бедности. Большинство из них - семьи с двумя и более детьми, вторая группа - это пенсионеры и инвалиды (6,7 млн.), третья - сельское население.
Эти и многие другие обстоятельства характеризуют о наличии проблем защиты социальных прав человека в современной России, поэтому исследование вопросов защиты социальных прав является актуальным.
Объектом исследования - являются общественные отношения в сфере социальной защиты и социального обслуживания.
Предмет исследования - формы и методы государственной социальной защиты населения.
Целью работы является выявление оптимальных форм и методов государственной социальной защиты населения.
На основании цели в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать понятие социальной защиты граждан;
- изучить историю развития государственной социальной политики;
- проанализировать правовое обеспечение социальной политики в современной России;
- систематизировать основы социальной политики, проводимой на региональном уровне (на примере Республики Тыва).
Эмпирическую основу выпускного квалификационного исследования составляет Конституция Российской Федерации, Федеральные законы РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи».
Степень разработанности исследования. Данной проблеме посвящено достаточное количество исследований в отечественной и зарубежной литературе. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения и в наши дни. Он определял государство как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью». Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин. Социальное государство и основные методы его построения исследовались в трудах Гонтмахера Е., Кухтевича Е. и других. Использованы также материалы и публикации периодической печати.
Научная новизна данной работы заключается в систематизации отечественного опыта проведения социальной политики и выдача рекомендаций по ее оптимизации в РФ, в первую очередь, на региональном уровне.
Методологическими основами исследования являются методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный) и специальные (сравнительно¬правовой, нормативно-логический, историко-юридический, структурно¬функциональный, статистический) методы познания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Современный этап развития российской государственности свидетельствует о том, что в России не только произошли существенные изменения в политической, экономической, правовой и других сферах, но и определились основные тенденции в социальной сфере.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечение достойной жизни всех россиян - задача, стоящая не только перед самими гражданами, но и перед государством, которому в ее решении отводится не последняя роль.
Социальная защита населения в РФ направлена на защиту трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения; социальную защиту отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите, а также включает в себя деятельность органов социальной защиты.
Муниципальная политика в сфере социальной защиты направлена на поддержку отдельных групп и слоев населения, которые оказались в трудном социальном положении и не могли, опираясь на собственные силы, выбраться из тисков нужды, нищеты, бесправия. В целях реализации государственной социальной политики на федеральном уровне приняты все необходимые федеральные законы. Также государственная социальная политика реализуется и на муниципальном уровне. В целях реализации полномочий в сфере социальной защиты в Российской Федерации принят ряд законодательных и подзаконных актов. Кроме того, нормы социальной защиты прав граждан установлены также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Проведенное исследование практики регулирования социально¬правовых отношений в Республике Тыва, позволило два основных вывода.
С одной стороны, очевидно стремление республиканских органов власти повысить уровень социальной защищенности своего населения.
В качестве одним из путей решения проблем нами была обозначена необходимость дальнейшего развития мер социальной защиты семей с детьми, в особенности многодетных семей. В настоящее время на территории Республики Тыва, в частности г. Кызыла, нет специально разработанных программ и нормативно-правовых актов, направленных на поддержку этой категории населения (как правило, многодетные семьи попадают в группу малообеспеченных семей).
С другой стороны, ограниченность ресурсов не позволяет в достаточной мере профинансировать мероприятия по социальной поддержке граждан, установить размер выплат, компенсирующий в полной мере утраченные натуральные льготы, ущерб от стихийных бедствий и т.д. В этой связи представляется необходимым сформулировать следующие позиции.
1. Тенденция децентрализации системы социальной защиты населения, предполагающая переложение бремени финансирования и организации защиты на регионы и муниципалитеты, проводимая законодателем при поддержке ряда представителей правовой науки, не должна принять необратимый характер.
2. Необходимо закрепление на уровне федерального законодательства минимального объема социальных прав всех категорий населения, нуждающихся в защите, и в первую очередь прав, в сфере социального обеспечения исходя из приоритетов политики РФ, вытекающих из ст. 7 Конституции.
3. В сложившейся ситуации требуется повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем финансирования социальной защиты путем увеличения степени ответственности за организацию социальной защиты на уровне муниципальных программ, а также переориентация ресурсов в местные бюджеты в целях финансирования мероприятий социальной защиты.
4. Определенную часть средств (бюджетных ассигнований) из бюджетов государственных внебюджетных фондов, сформированных за счет взносов организаций, целесообразно направлять на поддержку муниципальных учреждений социальной защиты населения. Это позволит расширить их повсеместно и создать там, где социальная помощь и обслуживание населения осуществляется только на региональном уровне, а муниципалитеты не имеют возможности проведения дополнительных мероприятий по социальной защите.
5. Также желательна финансовая поддержка муниципальных образований по вопросам социальной защиты населения со стороны органов управления субъектов РФ на безвозвратной основе в виде субсидий и субвенций на условиях долевого финансирования, что позволит активизировать деятельность муниципальных образований в привлечении дополнительных источников дохода.
Предложенные меры по совершенствованию организации социальной защиты населения позволяют осуществлять высокоэффективное управление данной системой и обеспечить удовлетворение гарантированных минимально достаточных условий существования и жизнедеятельности уязвимых групп населения. Что имеет особую актуальность для нового, находящегося в стадии разработки законодательства, предусматривающего: пересмотр нормативов количества социальных учреждений на определенную численность населения; изменения в порядке софинансирования социальных программ субъектов; проведение конкурса на получение государственного заказа на оказание государственных услуг в регионах.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечение достойной жизни всех россиян - задача, стоящая не только перед самими гражданами, но и перед государством, которому в ее решении отводится не последняя роль.
Социальная защита населения в РФ направлена на защиту трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения; социальную защиту отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите, а также включает в себя деятельность органов социальной защиты.
Муниципальная политика в сфере социальной защиты направлена на поддержку отдельных групп и слоев населения, которые оказались в трудном социальном положении и не могли, опираясь на собственные силы, выбраться из тисков нужды, нищеты, бесправия. В целях реализации государственной социальной политики на федеральном уровне приняты все необходимые федеральные законы. Также государственная социальная политика реализуется и на муниципальном уровне. В целях реализации полномочий в сфере социальной защиты в Российской Федерации принят ряд законодательных и подзаконных актов. Кроме того, нормы социальной защиты прав граждан установлены также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Проведенное исследование практики регулирования социально¬правовых отношений в Республике Тыва, позволило два основных вывода.
С одной стороны, очевидно стремление республиканских органов власти повысить уровень социальной защищенности своего населения.
В качестве одним из путей решения проблем нами была обозначена необходимость дальнейшего развития мер социальной защиты семей с детьми, в особенности многодетных семей. В настоящее время на территории Республики Тыва, в частности г. Кызыла, нет специально разработанных программ и нормативно-правовых актов, направленных на поддержку этой категории населения (как правило, многодетные семьи попадают в группу малообеспеченных семей).
С другой стороны, ограниченность ресурсов не позволяет в достаточной мере профинансировать мероприятия по социальной поддержке граждан, установить размер выплат, компенсирующий в полной мере утраченные натуральные льготы, ущерб от стихийных бедствий и т.д. В этой связи представляется необходимым сформулировать следующие позиции.
1. Тенденция децентрализации системы социальной защиты населения, предполагающая переложение бремени финансирования и организации защиты на регионы и муниципалитеты, проводимая законодателем при поддержке ряда представителей правовой науки, не должна принять необратимый характер.
2. Необходимо закрепление на уровне федерального законодательства минимального объема социальных прав всех категорий населения, нуждающихся в защите, и в первую очередь прав, в сфере социального обеспечения исходя из приоритетов политики РФ, вытекающих из ст. 7 Конституции.
3. В сложившейся ситуации требуется повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем финансирования социальной защиты путем увеличения степени ответственности за организацию социальной защиты на уровне муниципальных программ, а также переориентация ресурсов в местные бюджеты в целях финансирования мероприятий социальной защиты.
4. Определенную часть средств (бюджетных ассигнований) из бюджетов государственных внебюджетных фондов, сформированных за счет взносов организаций, целесообразно направлять на поддержку муниципальных учреждений социальной защиты населения. Это позволит расширить их повсеместно и создать там, где социальная помощь и обслуживание населения осуществляется только на региональном уровне, а муниципалитеты не имеют возможности проведения дополнительных мероприятий по социальной защите.
5. Также желательна финансовая поддержка муниципальных образований по вопросам социальной защиты населения со стороны органов управления субъектов РФ на безвозвратной основе в виде субсидий и субвенций на условиях долевого финансирования, что позволит активизировать деятельность муниципальных образований в привлечении дополнительных источников дохода.
Предложенные меры по совершенствованию организации социальной защиты населения позволяют осуществлять высокоэффективное управление данной системой и обеспечить удовлетворение гарантированных минимально достаточных условий существования и жизнедеятельности уязвимых групп населения. Что имеет особую актуальность для нового, находящегося в стадии разработки законодательства, предусматривающего: пересмотр нормативов количества социальных учреждений на определенную численность населения; изменения в порядке софинансирования социальных программ субъектов; проведение конкурса на получение государственного заказа на оказание государственных услуг в регионах.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование социальной защиты населения на региональном уровне (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Пенсионное обеспечение как элемент социальной защиты
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - Повышение эффективности государственного управления в сфере социальной защиты населения
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Реализация государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Уральский филиал))
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность региональных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения: современное состояние и перспективы совершенствования (Институт Международных Экономических Связей)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Организация социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере Черемшанского района РТ)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



