Взаимосвязь этнической и личностной самооценки студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Сущность понятия этнической самооценки и ее уровни 5
1.2. Исследования личностной самооценки в отечественной психологической науке 16
1.3. Психологическая характеристика студенчества 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ 31
2.1. Программа исследования и методики выявления этнической и личностной
самооценки 31
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ 36
2.3. Рекомендации по повышению самооценки личности 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ . РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ВЫБОРКИ 55
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Сущность понятия этнической самооценки и ее уровни 5
1.2. Исследования личностной самооценки в отечественной психологической науке 16
1.3. Психологическая характеристика студенчества 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ 31
2.1. Программа исследования и методики выявления этнической и личностной
самооценки 31
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ 36
2.3. Рекомендации по повышению самооценки личности 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ . РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ВЫБОРКИ 55
Актуальность исследования. Каждому из нас приходилось сталкиваться с человеком, у которого преобладает завышенная либо заниженная самооценка. Довольно часто происходит так, что люди замечая такого субъекта, не прилагают ни каких усилий, чтобы помочь, а в иных ситуациях даже самим себе. Самооценка является «управляющей программой в подсознании каждого человека».
На сегодняшний день можно смело сказать, что проблема этнической и личностной самооценки значима и актуальна во всех аспектах человеческой жизни.
Психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных исследований, проблема этнической и личностной самооценки является недостаточной изученной, более полную разработку получили вопросы личностной самооценки (Б. Г. Ананьев, Р. Бернс, JI. И. Божович, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Р. Мейли, И. Н. Михеева, В. В. Оссянникова, А. В. Петровкий, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова, Т. Шибутани и др.)
Самооценка - широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является толчком к развитию личности. Хочется отметить, что благодаря самооценки личность может ставить перед собой определенные цели и задачи. А также самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека
Самооценка личности тесно связана с ее этнической самооценкой, базируется на ней. В этнической самооценке сочетается оценка личностью своих возможностей и качеств, этноса в целом среди прочих этнических групп.
Недостаточная освещенность проблемы этнической и личностной самооценки обусловила выбор темы нашего исследования.
В связи с этим, целью исследования является изучение взаимосвязи личностной самооценки студентов.
Объект исследования: самооценка как психологический феномен, являет собой оценку самого себя, своих достоинств и недостатков. Предмет исследования: связь между этнической и личностной студентов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, между личностной самооценкой существует прямая положительная если уровень этнической самооценки адекватно-высокий, то уровень гной самооценки адекватно-высокий, если уровень этнической инки низкий, то уровень личностной самооценки - низкий, данной гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретико-методологические основы изучения кой и личностной самооценки;
! Раскрыть сущность понятия этнической самооценки и ее уровни;
;. Охарактеризовать психологические особенности студенчества;
> Провести эмпирическое исследование по выявлению этнической и ной самооценки студентов.
Теоретико-методологические основы исследования составили А. Д. Карнышева (этническая самооценка), Г. У. Солдатовой кая идентичность), И. Е. Господинова, А. А. Декач, Л. В. Карпова Е. •мина, Л. Д. Столяренко (самооценка личности), В. Г. Крысько колотая).
исследовании были использованы следующие методы и методики вания: опрос (опросник Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой «Типы :ой идентичности»), тестирование (методика С. А. Будасси для I с амооценки с помощью процедуры ранжирования). В исследовании сть и достоверность данных обеспечивается с использованием вен та линейной корреляции Пирсона.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы этнической и личностной самооценки. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов в образовательных учреждений для диагностики этнической и личностной самооценки.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Тувинского государственного университета. Выборку составили студенты количестве 70 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе проводится теоретический анализ проблемы этнической и личностной самооценки студентов, роль этнической самооценки, личностная самооценка, а также психологическая характеристика студенчества. Во второй главе описываются результаты эмпирического исследования по выявлению этнической и личностной самооценки на примере ТувГУ. В заключении подведены итоги исследовании.
На сегодняшний день можно смело сказать, что проблема этнической и личностной самооценки значима и актуальна во всех аспектах человеческой жизни.
Психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных исследований, проблема этнической и личностной самооценки является недостаточной изученной, более полную разработку получили вопросы личностной самооценки (Б. Г. Ананьев, Р. Бернс, JI. И. Божович, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Р. Мейли, И. Н. Михеева, В. В. Оссянникова, А. В. Петровкий, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова, Т. Шибутани и др.)
Самооценка - широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является толчком к развитию личности. Хочется отметить, что благодаря самооценки личность может ставить перед собой определенные цели и задачи. А также самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека
Самооценка личности тесно связана с ее этнической самооценкой, базируется на ней. В этнической самооценке сочетается оценка личностью своих возможностей и качеств, этноса в целом среди прочих этнических групп.
Недостаточная освещенность проблемы этнической и личностной самооценки обусловила выбор темы нашего исследования.
В связи с этим, целью исследования является изучение взаимосвязи личностной самооценки студентов.
Объект исследования: самооценка как психологический феномен, являет собой оценку самого себя, своих достоинств и недостатков. Предмет исследования: связь между этнической и личностной студентов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, между личностной самооценкой существует прямая положительная если уровень этнической самооценки адекватно-высокий, то уровень гной самооценки адекватно-высокий, если уровень этнической инки низкий, то уровень личностной самооценки - низкий, данной гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретико-методологические основы изучения кой и личностной самооценки;
! Раскрыть сущность понятия этнической самооценки и ее уровни;
;. Охарактеризовать психологические особенности студенчества;
> Провести эмпирическое исследование по выявлению этнической и ной самооценки студентов.
Теоретико-методологические основы исследования составили А. Д. Карнышева (этническая самооценка), Г. У. Солдатовой кая идентичность), И. Е. Господинова, А. А. Декач, Л. В. Карпова Е. •мина, Л. Д. Столяренко (самооценка личности), В. Г. Крысько колотая).
исследовании были использованы следующие методы и методики вания: опрос (опросник Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой «Типы :ой идентичности»), тестирование (методика С. А. Будасси для I с амооценки с помощью процедуры ранжирования). В исследовании сть и достоверность данных обеспечивается с использованием вен та линейной корреляции Пирсона.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути оптимизации проблемы этнической и личностной самооценки. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов в образовательных учреждений для диагностики этнической и личностной самооценки.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Тувинского государственного университета. Выборку составили студенты количестве 70 человек в возрасте от 18 до 23 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе проводится теоретический анализ проблемы этнической и личностной самооценки студентов, роль этнической самооценки, личностная самооценка, а также психологическая характеристика студенчества. Во второй главе описываются результаты эмпирического исследования по выявлению этнической и личностной самооценки на примере ТувГУ. В заключении подведены итоги исследовании.
В рамках данного исследования мы рассмотрели проблемы этнической и личностной самооценки, сущность понятия этнической самооценки, исследование личностной самооценки в отечественной психологической науке, а также психологическая характеристика студенчества.
В зарубежных и отечественных исследованиях отсутствует единая трактовка понятия самооценка. Обращаясь к большой психологический словарь можно сказать «...самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [27].
Толковый словарь С. Ожегова утверждает, что самооценка - это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков [28].
По определению психолога В. В. Стопина, самооценка - это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды» [44].
Рассмотрены понятие этнической самооценки, и ее уровни. А. Д. Карнышев выделяет четыре уровня этнической самооценки: заниженная, адекватно-низкая, адекватно-высокая, завышенная.
В построении этнической самооценки существенную роль играют как отношение к этносу со стороны «значимых других» этносов, так и этнический идеал, фиксирующийся в «народной идее», подкрепленный традициями и именами авторитетов народа и понимаемый этносом как поведенческий императив. Этническая самооценка определяется двумя типами «значимых других»: внешним (другими этносами), внутренними референтными источниками.
Человек заниженной самооценкой не знает достоинств и возможностей своего народа, не раскрыл его потенциалы.
При адекватно-низкой самооценке человек убежден в значимости своей нации, но не до конца, верит в перспективу нации.
Человек при адекватно-высокой самооценке убежден, в значимости и ценности своей нации, знает ее исторический и современный вклад в мировое содружество, гордится известными представителями своего народа, боготворит их и стремится следовать их путем (гордость, чувство национального достоинства, уважение к себе и своему этносу - вот что испытывает такой человек).
При завышенной самооценке человек по каким-то причинам переоценивает вес собственной нации среди других, намеренно подчеркивает ее исключительность.
Под личностной самооценкой понимается то, как человек в целом, оценивает себя и свое место среди окружающих: каков, мой статус и какова моя компетентность по жизни как гарантия достаточного статуса.
Главными функциями самооценки являются: защитная, регуляторная, развивающая, эмоциональная, Можно сказать что, самооценка личности заключается в умении оценивать свои силы и возможности, относительно к себе критически. Она составляет основу тех задач, на выполнение которых человек считает себя способным. На тувинский язык понятие самооценки попытались перевести К.Б. Салчак, Л.М. Ондар, К.К Сотпа, которые самооценку понимают как «бот - унелел - бодунун хууда арга - мергежилин, аажы - чанын, сагыш-сеткилин, оске кижилер аразында туруш - байдалын туе кижинин унелээри». В структуру самооценки включают когнитивный и эмоциональный компоненты.
Таким образом, можно утверждать, что в общем самооценка личности
- это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Мы рассмотрели психологическую характеристику студенчества. И таким образом, можно сказать, студент как человек определенной возрастной категории и обладающий определенными характеристиками, рассматривается с разных сторон. С психологической точки зрения «студент»
- это личность, обладающая целым комплексом различных психических процессов, состояний и свойств, таких как: темперамент, направленность, характер, способности, задатки, которые влияют на то, как протекают психические процессы и состояния данного студента во время учебной деятельности. Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов. Период студенчества является важным этапом развития основных социогенных потенций человека, на формирование которых в значительной степени влияют психологические характеристики юности.
В эмпирическом исследовании мы выявили уровень этнической и личностной самооценки на примере 70 студентов ТувГУ. В результате эмпирического исследования выявлено, что в методике Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности», у респондентов выражено позитивная этническая идентичность (59%), в методике С. А. Будасси по изучению уровня самооценки на 1 МИСТТ, у большинства респондентов (43%) человек преобладает адекватно-высокая самооценка.
И в результате эмпирического исследования, гипотеза о том, между этнической и личностной самооценкой существует прямая положительная связь: если уровень этнической самооценки адекватно-высокий, то уровень личностной самооценки адекватно-высокий, если уровень этнической самооценки низкий, то уровень личностной самооценки - низкий. Данном исследовании гипотеза подтверждена.
Данные нашего исследования позволяют определить пути оптимизации проблемы этнической и личностной самооценки в студенческом возрасте.
В зарубежных и отечественных исследованиях отсутствует единая трактовка понятия самооценка. Обращаясь к большой психологический словарь можно сказать «...самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [27].
Толковый словарь С. Ожегова утверждает, что самооценка - это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков [28].
По определению психолога В. В. Стопина, самооценка - это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды» [44].
Рассмотрены понятие этнической самооценки, и ее уровни. А. Д. Карнышев выделяет четыре уровня этнической самооценки: заниженная, адекватно-низкая, адекватно-высокая, завышенная.
В построении этнической самооценки существенную роль играют как отношение к этносу со стороны «значимых других» этносов, так и этнический идеал, фиксирующийся в «народной идее», подкрепленный традициями и именами авторитетов народа и понимаемый этносом как поведенческий императив. Этническая самооценка определяется двумя типами «значимых других»: внешним (другими этносами), внутренними референтными источниками.
Человек заниженной самооценкой не знает достоинств и возможностей своего народа, не раскрыл его потенциалы.
При адекватно-низкой самооценке человек убежден в значимости своей нации, но не до конца, верит в перспективу нации.
Человек при адекватно-высокой самооценке убежден, в значимости и ценности своей нации, знает ее исторический и современный вклад в мировое содружество, гордится известными представителями своего народа, боготворит их и стремится следовать их путем (гордость, чувство национального достоинства, уважение к себе и своему этносу - вот что испытывает такой человек).
При завышенной самооценке человек по каким-то причинам переоценивает вес собственной нации среди других, намеренно подчеркивает ее исключительность.
Под личностной самооценкой понимается то, как человек в целом, оценивает себя и свое место среди окружающих: каков, мой статус и какова моя компетентность по жизни как гарантия достаточного статуса.
Главными функциями самооценки являются: защитная, регуляторная, развивающая, эмоциональная, Можно сказать что, самооценка личности заключается в умении оценивать свои силы и возможности, относительно к себе критически. Она составляет основу тех задач, на выполнение которых человек считает себя способным. На тувинский язык понятие самооценки попытались перевести К.Б. Салчак, Л.М. Ондар, К.К Сотпа, которые самооценку понимают как «бот - унелел - бодунун хууда арга - мергежилин, аажы - чанын, сагыш-сеткилин, оске кижилер аразында туруш - байдалын туе кижинин унелээри». В структуру самооценки включают когнитивный и эмоциональный компоненты.
Таким образом, можно утверждать, что в общем самооценка личности
- это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Мы рассмотрели психологическую характеристику студенчества. И таким образом, можно сказать, студент как человек определенной возрастной категории и обладающий определенными характеристиками, рассматривается с разных сторон. С психологической точки зрения «студент»
- это личность, обладающая целым комплексом различных психических процессов, состояний и свойств, таких как: темперамент, направленность, характер, способности, задатки, которые влияют на то, как протекают психические процессы и состояния данного студента во время учебной деятельности. Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов. Период студенчества является важным этапом развития основных социогенных потенций человека, на формирование которых в значительной степени влияют психологические характеристики юности.
В эмпирическом исследовании мы выявили уровень этнической и личностной самооценки на примере 70 студентов ТувГУ. В результате эмпирического исследования выявлено, что в методике Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности», у респондентов выражено позитивная этническая идентичность (59%), в методике С. А. Будасси по изучению уровня самооценки на 1 МИСТТ, у большинства респондентов (43%) человек преобладает адекватно-высокая самооценка.
И в результате эмпирического исследования, гипотеза о том, между этнической и личностной самооценкой существует прямая положительная связь: если уровень этнической самооценки адекватно-высокий, то уровень личностной самооценки адекватно-высокий, если уровень этнической самооценки низкий, то уровень личностной самооценки - низкий. Данном исследовании гипотеза подтверждена.
Данные нашего исследования позволяют определить пути оптимизации проблемы этнической и личностной самооценки в студенческом возрасте.
Подобные работы
- Личностная идентичность мужчин в период кризиса среднего возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь самоотношения и семейных установок и ценностей в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ - ИНЖЕНЕРОВ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2018 - БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Динамика эмоционального состояния в период вынужденной самоизоляции у людей в связи с их личностными особенностями
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения (на примере студентов ТГУ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Взаимосвязь саморегуляции и уровня прокрастинации у студентов (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические условия социализации иностранных студентов в пол и культур ной среде вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021



