Введение 3
Глава 1. Изобразительно-выразительные средства в художественной литературе 6
1.1. Тропы 6
1.2. Стилистические фигуры 16
1.3. Лексические единицы 29
Выводы по 1-ой главе 32
Глава 2. Изобразительно-выразительные средства в произведениях
Антона Павловича Чехова 34
2.1. Анализ тропов в произведениях А. П. Чехова 34
2.2. Анализ стилистических фигур в произведениях А. П. Чехова 36
2.3. Анализ лексических единиц, как средств выразительности текста в
произведениях А. П. Чехова 47
2.4. Программа внеурочных занятий на тему: «Изобразительно-выразительные средства русского языка» 52
Выводы по 2-ой главе 56
Заключение 57
Список литературы 58
В художественной речи наблюдается широкое использование разнообразных изобразительно-выразительных средств, благодаря которым формируется образ героев.
Существует три группы изобразительно-выразительных средств. К ним относятся тропы - лексические средства, стилистические фигуры - фигуры речи и синтаксические средства, языковые единицы разных уровней, как средства создания выразительности текста.
Творчество Антона Павловича Чехова является уникальным явлением в истории не только русской, но и мировой литературы, так как за основу его рассказов идут человеческие недостатки. Рассказы Чехова переведены на многие языки мира, а также такие пьесы, как «Три сестры», «Вишневый сад» и «Чайка», на протяжении многих лет с успехом идут на подмостках театров по всему миру. Еще будучи студентом Чехов писал рассказы, юморески, фельетоны и их охотно печатали в журналах и газетах. Однако критики негативно отзывались о творчестве молодого писателя, его юмор сочли «безидейным легкомысленно равнодушным к серьезным вопросам жизни».
В каждой краткой истории читатель может узнать себя или людей, которые его окружают, оценить со стороны свои поступки и , возможно, сделать выводы. Каждый рассказ краток как анекдот. В основе творчества Чехова лежит духовный и нравственный выбор героя. Писатель отражал реальность в своих произведениях, его рассказы актуальны и в наше время.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы определяется тем, что рассказы А. П. Чехова, несмотря на их краткость, являются высокохудожественными произведениями. Каждое слово в его рассказах несет особую изобразительно-выразительную нагрузку.
Объектом выпускной квалификационной работы являются средства создания выразительности в художественных произведениях.
Предмет исследования: изобразительно-выразительные средства в произведениях Антона Павловича Чехова.
Цель работы: провести анализ изобразительно-выразительных средств в художественном тексте, дать определения и характеристику. Выяснить какие средства художественной выразительности и для каких целей использовал в своих произведениях А. П. Чехов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) в произведениях А. П. Чехова найти средства художественной выразительности;
2) проанализировать и распределить средства художественной выразительности по группам (с точки зрения структуры);
3) определить функции данных изобразительно-выразительных средств.
Материалом исследования послужили произведения А. П. Чехова.
Научная новизна работы заключается в том, что:
1) Предпринята попытка обобщить уже известные сведения об изобразительно-выразительных средствах, представленных в трудах М. М. Бахтина, Н. С. Болотновой, Ф. И. Буслаева, Н. С. Валгиной, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. П.. Потебни, Д. Э. Розенталя и других лингвистов и методистов.
2) Дана относительно подробная характеристика изобразительно-выразительных средств, выявленных в произведениях А. П. Чехова.
Теоретическое значение данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что исследованы изобразительно-выразительные средства разных видов, определены их функции и способ выражения в тексте.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования материала выпускной квалификационной работы в ВУЗе на практических и лабораторных занятиях по современному русскому языку в курсе стилистики и культуры речи русского языка, а также в школьной практике на уроках русского языка и факультативных занятиях при изучении всех уровней языка...
Благодаря изобразительно-выразительным средствам языка русская речь, а в особенности художественная литература красочна, выразительна, эмоциональна.
Целью нашего исследования было проведение анализа изобразительно¬выразительных средств в художественном тексте, дать определения и характеристику. Выяснить какие средства художественной выразительности и для каких целей использовал в своих произведениях А. П. Чехов.
В ходе исследования нами были выполнены все поставленные задачи:
1) В произведениях А. П. Чехова найдены средства художественной выразительности;
2) проанализированы и распределены средства по группам (с точки зрения структуры);
3) определены функции данных изобразительно-выразительных
средств;
4) определена роль изобразительно-выразительных средств в
содержании произведений.
Таким образом, можно считать, что поставленная цель исследования была достигнута.
1. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания - 1993 - № 3. - С. 27-35.
2. Васильева И. Э. Стратегия вымысла и проблемы коммуникации (повесть А. П. Чехова «Степь») // Проблемы нарратологии и опыт формализма / структурализма. Материалы международных научных чтений.
- СПб.: Пушкинский проект, 2008. - С. 326-354.
3. Давтян Л.А. О своеобразии художественного пространства в драматургии А.П. Чехова // Чеховские чтения в Твери. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. С.67 -78.
4. Витлицкая Л. Г. Фразеологические единицы в произведениях А. П. Чехова // Русский язык: проблемы функционирования и методики преподавания на современном этапе: междунар. науч. - практ. конф. - Пенза, 2009. - С. 207 - 208.
5. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Метонимия - сестра метафоры // Книга о хорошей речи. - М. 1997. - С. 213-216.
6. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Олицетворение // Книга о хорошей речи.
- М. 1997. - С. 218-221.
7. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Что мы знаем о перифразах // Книга о хорошей речи. - М. 1997. - С. 226-228.
8. Горланов Г. Средства образной выразительности языка // Русская литература XX века. - Пенза: ПГПУ, 2000. - ч. II. - С. 281 - 283.
9. Зубарева В. Чехов - основатель комедии нового типа // Вопросы литературы. - 2011. - №4. - С. 92-123.
10. Изотова Н. В. Представления сновидений в прозе А. ,П. Чехова // Логический анализ языка. Лингвофутуризм. Взгляд языка на будущее / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. - М., 2011. - С. 435-448.
11. Канакина Г. И. Язык русских пословиц: Элективный курс для 10-11 классов: Программа. Планирование. Методические рекомендации. - М.: Вербум-М, 2006. - 47 с.
12. Карасев Л. Запахи и звуки у Чехова: власть приема // Новый мир. -
2013. - №11. - С. 149-159.
13. Карнизова Н. В. Тропа как выразительное средство языка / Русский язык - Первое сентября. - 2012. - №4. - С. 19-23.
14. Клинг О. А. Тропы / О. А, Клинг // Введение в литературоведение: учеб./ под ред. Л. В. Чернец. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2010. - С. 426-441
15. Крылова Е. О. Метафорическое представление тоски в прозе А. П. Чехова // Филологические науки. - 2008. - №3. - С. 16-24...26