Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние стрессоустойчивости и на учебную деятельность студентов

Работа №16451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
966
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости у студентов 7
1.1 Анализ исследований феномена стрессоустойчивости в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2 Психологические особенности студентов как социальной группы 13
1.3 Причины и последствия стресса у студентов 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов разных специальностей 29
2.1 Описание процедуры эмпирического исследования
стрессоустойчивости у студентов разных специальностей 29
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования стрессоустойчивости
у студентов 33
2.3 Рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов разных
специальностей 41
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение


На современном этапе развития системы высшего образования одной из важнейших задач является формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Однако у студентов существует ряд индивидуально-психологических особенностей, которые могут помешать полноценно решить данную задачу. Среди таких особенностей особое место занимает стрессоустойчивость. Существует большое количество подтверждение тому, что стресс - спутник студенческой жизни. В студенчестве, особенно на начальном этапе, обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы. Это пора самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. В числе важнейших проблем, с которыми сталкиваются студенты, находится проблема переживания, экзаменационных стрессов. При всём этом актуальность темы исследования также тесно связана с её малоизученностью и недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости студентов и их учебной деятельности.
Таким образом, встает проблема: зависит ли уровень стрессоустойчивости студентов от того, на какой специальности они обучаются.
Цель исследования: стрессоустойчивость у студентов разных специальностей.
Объект исследования: феномен стрессоустойчивости.
Предмет исследования: стрессоустойчивость у студентов разных специальностей.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень стрессоустойчивости у студентов разных специальностей не имеет существенных различий.
В соответствии с целью и гипотезой мною были сформулированы
следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проанализировать исследования стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить психологические особенности стресса у студентов, в том числе и учебного.
3. Подобрать методы и методики для изучения стрессоустойчивости студентов.
4. Провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов разных специальностей.
5. Провести анализ результатов исследования стрессоустойчивости у студентов разных специальностей.
6. Разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов разных специальностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили зарубежные и отечественные исследования стрессоустойчивости. Среди зарубежных исследователей проблемой стрессоустойчивости занимались Д. Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, С. Фолькман, и др.
Также особый интерес в зарубежной литературе уделяется проблеме поведения личности по отношению к трудным жизненным обстоятельствам, возникающим в процессе жизнедеятельности, называемой копинг-стретегиями или копинг-поведением (А. Биллингс, Р.С. Кэслер, Р.С. Лазарус, Р. Льюис, Р. Моос, П. Тойтс, С. Фолкман, Фрайденберг).
В отечественной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые, как В.А. Абабков, Л.М. Аболин, А.А. Баранов, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, Л.Г. Дикая, П.Б. Зильберман, О.А. Конопкин, Г.И. Косицкий, Л.В. Куликов, А.В. Либин, А.В. Либина, А.Ю. Маленова, К.И. Погодаев, А.А. Реан, С.В. Субботин, Ю.В. Щербатых и др.
Специфика развития стрессоустойчивости студентов раскрывается в
работах Б.Г. Ананьева, Б.А. Вяткина, А.Н. Глушко, О.В. Лозгачёвой, А.О. Прохорова, А.А. Реана, Ю.Е. Сосновикова, Т.В. Середы, М.Л. Тыщковой.
В работе были использованы следующие методы:
- методы теоретического исследования - систематизация, теоретический анализ литературы, составление библиографии, цитирование.
- эмпирические методы - тестирование, в частности: Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых, Копинг тест Лазаруса.
- методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни, в качестве основного интерпретационного метода выступил сравнительный анализ.
Этапы исследования:
I этап: подготовительный. Осуществлялся подбор литературы, постановка целей, задач, определение объекта, предмета исследование, формулировка гипотезы.
II этап: основной. Проводилась систематизация полученной при теоретическом анализе проблемы информации, написание теоретической главы выпускной квалификационной работы, осуществлялся отбор испытуемых, и проводилось их обследование.
III этап: заключительный. Анализировались полученные в эмпирической части данные, формировались выводы, проводилось литературное оформление выпускной работы.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном анализе теоретических концепций стрессоустойчивости, анализе возможных причин стрессоустойчивости студентов. Материалы выпускной квалификационной работы можно использовать для создания коррекционно-развивающих программ работы со стрессоустойчивостью студентов.
Эмпирическая база исследования : ТывГУ, всего в исследовании приняло участие 30 студентов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованных литератур.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в высшем учебном заведении и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции [14].
Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). В нашем исследовании
стрессоустойчивость понимается как "свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности".
В нашем исследовании принимали участие студенты, обучающиеся в одном и том же высшем учебном заведении. Различие этих двух выборок состоит в том, что студенты обучаются на разных факультетах.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы::
• По результатам «Теста самооценки стрессоустойчивости» видно, что у студентов физико-математического факультета, также как и у студентов филологического факультета преобладает удовлетворительная оценка уровня самооценки стрессоустойчивости, что означает адекватность восприятия студентами своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости в группе;
• Исследование уровня стрессоустойчивости с помощью «Теста самооценки стрессоустойчивости» не выявило достоверных различий. Это свидетельствует о том, что существенных различий в уровнях стрессоустойчивости у студентов филологического и физико¬математического факультетов нет;
• Исследование экзаменационного волнения с помощью теста на учебный стресс Ю.В. Щербатых не выявило достоверных различий. Это свидетельствует о том, что студенты филологического и физико-математического факультетов примерно в одинаковой степени испытывают экзаменационный стресс. Следовательно, и уровень стрессоустойчивости исследуемых групп существенно не различается;
• Дoпoлнительно мы узнали, что основными причинами стресса у студентов как филологического, так и физико-математического факультетов являются: большая учебная нагрузка; непонятные, скучные учебники; неумение правильно организовывать свой режим дня; нерегулярное питание;
• Cтресс у студентов исследyемыx факультетов пpoявляется в основном на психологическом уровне, что сказывается на нехватке времени, невозможности избавиться от посторонних мыслей и др. Показатели биологических признаков проявления стресса у студентов исследуемых факультетов невысокие, это может говорить об их хорошем состоянии здоровья.
На основе вышеописанного можно предположить, что уровень стрессоустойчивости у студентов не зависит от того, на какой специальности они обучаются. Возникновение стресса у студентов разных специальностей может быть вызвано различными причинами, связанными как с обучением в высшем учебном заведении, так и с их личностными факторами.
Цель, которая ставилась нами в начале исследования была достигнута. Гипотеза, о том, что уровень стрессоустойчивости у студентов разных специальностей не имеет существенных различий подтвердилась.



1. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань. :КазГУ, 2009. 264 с
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб, пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - 5-е изд. - М.: Академический проспект: Альма Матер, 2005. - 702 с.
3. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб.: Речь 2004. -165 с.
4. Андреева, Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество [Текст]: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 2003. - 69 с.
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] - М.: ПЕР СЭ, 20(06 -528 с.
6. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]. М.: ПЕР СЭ, 2004. - 382 с.
7. Баранов А.А. Психологическая стрессоустойчивость и мастерство педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис...док. психол. наук. - СПб, 2002. 41 с.
8. Братченко, С.Л., Миронова, М.Л. Личностный рост и его критерии.// Психологические проблемы самореализации личности / под. ред.
А.А.Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб.:Прайм-Еврознак, 2007. 38 -16 с.;
9. Большой психологический словарь. — М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Подред. Б.Г. Мещерякова, акад.В.П.Зинченко.2003.
10. Багрецов С.А. Диагностика социально - психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб: Изд-во "Лань", 2009. 640 с.
11. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М., 2013. 542-543с.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Издательство Московского университета, 2011. — 200 с.
13. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты
психопрофилактической работы в спортивных командах. - М.:Физкультура и спорт, 1990.
14. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002 - 496 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»),
15. Горизонтов, П. Д. Стресс [Текст]: БМЭ, 2013. -628с.
16. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики [Текст]: М.: Политиздат, 2007. - 286 с.
17. Губачев, Ю.М., Иевлев, Б.В., Карвасарский, Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии [Текст]:. Л.: Медицина, 2008. - 224 с.
18. Данилова П.Н. / Основные виды стресса/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tsuslik.nV (дата обращения: 21.07.2011)
19. Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - М.: Изд-во Московского ун-та: Академия, 2006. 304с.
20. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / Под ред. Е.А. Милеряна. М., 2004.
21.3арубко Е.Ю., Вакарина Н.С. Профессиональная адаптация и копинг- стратегии. [Текст] / Журнал Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 9.
22. Изард, К. Эмоции человека [Текст]:. М.: Изд-во Моек,ун-та, 2010,- 440 с.
23. Климов, Е.А. Психология профессиональной деятельности: Учеб, пособие для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия». 2004. 304 с.
24. Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод, пособ. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. 19-23 с.
25. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества: Учебное
пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. -160 с.
26. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1983.
27. Немчинов Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - JL, 2013.
28. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. - СПб.: Питер, 2010. 198 с.
29. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. -СПб.: Питер, 2000.
30. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Еуманит. изд. Центр, 2013. 312 с.
ЗЕ Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Еуманит. изд. Центр
32. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? - М.: Физкультура и спорт, 1990.
33. Селье Е. На уровне целого организма. - М: Наука, 1972.
34. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса.-М.,1981.
35. Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М.: Айрис-пресс, 2002.
36. Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья [Текст]:. М. - Женева, 2009. - 121-126 с.
37. Косицкий Е.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. - М.: Наука, 2010, 245 с.
38. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладения (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93¬112.
39. Куликова Л.В. Психические состояния. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000
40. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональных стресс /Под ред. Л.Лева. - Л., 2010. 127 с.
4Е Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс [Текст]: Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 2000. - 178-208.
42. Лисовский, В.Т. Педагогика и психология высшей школы; под ред. Самыгина С.И. Серия «Учебники, учебные пособия» / В.Т. Лисовский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 544 с.
43. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. - М.: Радикс, 1995.
44. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 1955.
45. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карликов, В.А. Старовойтова. - 2-е изд. - Мн.: "Попурри", 2006. - 848 с.
46. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом [Текст]:. Москва: ИКЦ "МарТ", 2004. - с.288
47. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип./
B. C. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
48. Никольская И.М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2001
49. Онишина В.В. Учебный стресс и способы его нейтрализации // Технология здоровье сбережения школьников в процессе учебной деятельности: метод.пособ. Москва, 2009. 9 с.
50. Селье, Г. На уровне целого организма [Текст]:. М.: Наука, 2012. - 122 с.
51. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст]:. М.: Прогресс, 2009. - 124 с.
52. Смит, Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 2011. - 356-392 с.
53. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст]:. М.: Педагогика,2005. - 208 с.
54. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 2009. 123-124 с.
55. Словарь терминов МЧС, 2010.
56. Столяренко Л. Д. Психология. - Ростов и / Д: «Феникс», 2003. 448 с.
57. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальносты учителя: Дис... канд. психол. наук. - Пермь, 2012. 159 с.
58. Управляем стрессом. - «Книги «Искателя», 2002.
59. Хвалина С.А. Экзаменационный стресс // Бюллетень медицинских интернет-конференций: сб. науч. ст. Саратов, 2013. Вып. 2. С. 4.
60. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 5-118.
61. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции СПб.: Питер,
2006. С. 77-78, I6I-IH1 200-202.
62. Щербатых, Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВИД им. Павлова, 2000, №6, 959-965 с.
63. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. - 105-107 с.
64. URL: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html - Тест на учебный стресс. Разработан Ю.В. Щербатых.
65. URL: http://www.gurutestov.ru - Тест самооценки стрессоустойчивости
С. Koныхнн и Г. Виллианнона.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ