ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА)
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования творческих способностей детей
младшего школьного возраста 8
1.1 Проблема формирования творческих способностей в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возможности системы дополнительного образования в формировании
творческих способностей младших школьников 18
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию творческих
способностей младших школьников в системе дополнительного образования (на примере хореографической студии) 24
2.1 Хореография как средство формирования творческих способностей
младших школьников 24
2.2 Диагностика уровня сформированное™ творческих способностей младших школьников (на примере хореографической студии) 27
2.3 Методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников в условиях хореографической студии 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Методические рекомендации 50
1 Теоретические основы формирования творческих способностей детей
младшего школьного возраста 8
1.1 Проблема формирования творческих способностей в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Возможности системы дополнительного образования в формировании
творческих способностей младших школьников 18
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию творческих
способностей младших школьников в системе дополнительного образования (на примере хореографической студии) 24
2.1 Хореография как средство формирования творческих способностей
младших школьников 24
2.2 Диагностика уровня сформированное™ творческих способностей младших школьников (на примере хореографической студии) 27
2.3 Методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников в условиях хореографической студии 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Методические рекомендации 50
Как указано в ФГОС НОО: «Начальное общее образование направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся» [40, С.18]. Развитие творческих способностей детей важная на сегодняшний день проблема. Деятельность в сфере творчества помогает развитию личности, продуктивному развитию высших психических функций: мышление, внимание, память, восприятие, от этого зависит продуктивность в учебной деятельности. С раскрытием и развитием творческих способностей также развиваются культурные и эстетические качества личности, благодаря которым формируется отношение ребенка к миру. Анализ основных понятий и сущности развития творческих способностей изучались и освещались в работах педагогов и психологов: Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.
Для формирования творческих способностей существует множество эффективных средств, одним из которых является хореография. Об этом свидетельствует большое количество научных исследований Е. М. Абакумовой, М. А. Сова, Ж. В. Чечиной и др. Авторы утверждают, что для ребенка естественно переносить образы из своего воображения в действительность. В связи с этим актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать формирование творческих способностей младшего школьника в дополнительном образовании (на примере хореографического искусства).
Объект исследования - формирование творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - формирование творческих способностей младших школьников в системе дополнительного посредством хореографического искусства (на примере хореографической студии).
Задачи исследования:
- проанализировать проблему формирования творческих способностей в психолого-педагогической литературе;
- определить возможности системы дополнительного образования в формировании творческих способностей младших школьников;
- охарактеризовать возможности хореографии как средства формирования творческих способностей младших школьников;
- провести диагностику уровня сформированное™ творческих способностей младших школьников (на примере хореографической студии);
- разработать методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников в условиях хореографической студии.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблематике исследования, сравнение и обобщение результатов проведенного исследования, анкетирование и анализ творческих работ.
Практическая значимость: в работе подобраны упражнения и разработаны методические рекомендации по организации занятий хореографией для формирования и развития творческих способностей младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны для педагогов дополнительного образования, а также при написании рефератов, курсовых работ и ВКР.
База исследования: МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска, хореографическая студия «Наш Стиль». Исследование проводилось с января по май 2022 г. Выборка составила 15 учащихся начальной школы - участников хореографической студии.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы представлены в материалах XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников в количестве 46 наименований, одного приложения. Общий объем работы составляет 52 страницы.
Для формирования творческих способностей существует множество эффективных средств, одним из которых является хореография. Об этом свидетельствует большое количество научных исследований Е. М. Абакумовой, М. А. Сова, Ж. В. Чечиной и др. Авторы утверждают, что для ребенка естественно переносить образы из своего воображения в действительность. В связи с этим актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать формирование творческих способностей младшего школьника в дополнительном образовании (на примере хореографического искусства).
Объект исследования - формирование творческих способностей младших школьников в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - формирование творческих способностей младших школьников в системе дополнительного посредством хореографического искусства (на примере хореографической студии).
Задачи исследования:
- проанализировать проблему формирования творческих способностей в психолого-педагогической литературе;
- определить возможности системы дополнительного образования в формировании творческих способностей младших школьников;
- охарактеризовать возможности хореографии как средства формирования творческих способностей младших школьников;
- провести диагностику уровня сформированное™ творческих способностей младших школьников (на примере хореографической студии);
- разработать методические рекомендации по формированию творческих способностей младших школьников в условиях хореографической студии.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблематике исследования, сравнение и обобщение результатов проведенного исследования, анкетирование и анализ творческих работ.
Практическая значимость: в работе подобраны упражнения и разработаны методические рекомендации по организации занятий хореографией для формирования и развития творческих способностей младших школьников. Материалы данной работы могут быть полезны для педагогов дополнительного образования, а также при написании рефератов, курсовых работ и ВКР.
База исследования: МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска, хореографическая студия «Наш Стиль». Исследование проводилось с января по май 2022 г. Выборка составила 15 учащихся начальной школы - участников хореографической студии.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы представлены в материалах XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников в количестве 46 наименований, одного приложения. Общий объем работы составляет 52 страницы.
Мы проанализировали проблему формирования творческих способностей в психолого-педагогической литературе и пришли к выводу, что способности, это качества человека, которые были даны ему с рождения и в последующем развиты культурой и обществом окружающем человека. Способности имеют различную направленность в зависимости от рода деятельности. В своей работе мы опирались на определение Л. А. Большаковой, которая под творческими способностями понимает сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлеченности, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности».
Нами были определены возможности системы дополнительного образования в формировании творческих способностей младших школьников: свободный выбор направления и вида деятельности, ориентир на личные интересы, потребности и возможности ребенка, самоопределение и самореализация ребенка, синтез развития, обучения, воспитания, ориентация на практическую деятельность.
Мы выяснили, что хореография может выступать эффективным средством формирования творческих способностей. Хореография - это особый жанр искусства, который требует от ребенка самостоятельной активности при перевоплощениях музыкальных образов в самостоятельные движения. Занятия в хореографической студии способствует развитию у ребенка музыкальности, чувства ритма, а также учат воспринимать музыкальное настроение и переносить его в танцевальные образы, развивая у ребенка импровизационные возможности и артистизм. Хореография позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, дает возможность ему придумывать и создавать новые образы, перевоплощаться и реализовывать на сцене свои творческие идеи.
С целью выявления уровня сформированное™ творческих способностей младших школьников нами была организованна и проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «СОШ №1» г.Лесосибирска, хореографическая студия «Наш Стиль». По результатам первичной диагностики можно сделать вывод, что по всем критериям, выделенными нами для определения развития творческих способностей, у большинства испытуемых наблюдается средний и низкий уровни сформированное™ творческих способностей младших школьников. В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации, которые включали цикл занятий, направленных на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в хореографической деятельности. По результатам проведенной работы нами был осуществлён сравнительный анализ первичной и повторной диагностик, который позволяет сделать вывод о том, хореография как вид искусства имеет широкие возможности для формирования творческих способностей.
В связи с чем мы можем утверждать об эффективности хореографии как средства сформирования творческих способностей младших школьников.
Нами были определены возможности системы дополнительного образования в формировании творческих способностей младших школьников: свободный выбор направления и вида деятельности, ориентир на личные интересы, потребности и возможности ребенка, самоопределение и самореализация ребенка, синтез развития, обучения, воспитания, ориентация на практическую деятельность.
Мы выяснили, что хореография может выступать эффективным средством формирования творческих способностей. Хореография - это особый жанр искусства, который требует от ребенка самостоятельной активности при перевоплощениях музыкальных образов в самостоятельные движения. Занятия в хореографической студии способствует развитию у ребенка музыкальности, чувства ритма, а также учат воспринимать музыкальное настроение и переносить его в танцевальные образы, развивая у ребенка импровизационные возможности и артистизм. Хореография позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, дает возможность ему придумывать и создавать новые образы, перевоплощаться и реализовывать на сцене свои творческие идеи.
С целью выявления уровня сформированное™ творческих способностей младших школьников нами была организованна и проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «СОШ №1» г.Лесосибирска, хореографическая студия «Наш Стиль». По результатам первичной диагностики можно сделать вывод, что по всем критериям, выделенными нами для определения развития творческих способностей, у большинства испытуемых наблюдается средний и низкий уровни сформированное™ творческих способностей младших школьников. В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации, которые включали цикл занятий, направленных на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в хореографической деятельности. По результатам проведенной работы нами был осуществлён сравнительный анализ первичной и повторной диагностик, который позволяет сделать вывод о том, хореография как вид искусства имеет широкие возможности для формирования творческих способностей.
В связи с чем мы можем утверждать об эффективности хореографии как средства сформирования творческих способностей младших школьников.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоциональной культуры младших школьников в условиях детского хореографического коллектива
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования средствами синтетических видов искусств
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Формирование эстетической культуры младших подростков в условиях интегрированного пространства детского хореографического коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетической культуры младших подростков
в условиях интегрированного пространства детского
хореографического коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Культурно-досуговая программа как фактор творческих способностей детей младших подростков (Челябинский Государственный Институт Культуры)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Художественно-эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017



