Введение 3
ГЛАВА I . Теоретические основы исследования профессионального
самоопределения школьников
1.1. Сущность основных понятий исследования
1.2. Структура и факторы профессионального самоопределения
Вывод
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование профессионального
самоопределения школьников как субъекта образовательного процесса
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Вывод
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Обработка результатов исследовании
Приложение 2 . Анализ результатов исследования с помощью
математической статистики
Актуальность исследования. Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы в том, чтобы помочь школьникам и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Профориентация, существовавшая еще при социалистическом методе ведения хозяйства и ориентированная на тоталитарное педагогическое мышление, изжила себя. А профориентация, соответствующая требованиям изменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала. Выбор профессии, в частности поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование таких больше трети. Вуз выполняет роль «социального убежища» не только для ребят, подлежащих призыву, но и просто для «профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает не в школе, а уже в вузе.
В настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.
Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.
Проблема профессионального самоопределения является актуальной для учащихся и их родителей. Особенно она волнует выпускников основной и средней школы, когда нужно сделать обоснованный выбор своего дальнейшего образования, профессионального пути. Куда, в какую сферу предпочтительно пойти работать в будущей практической жизни? Кем быть? Помочь найти ответы на главные вопросы жизни молодого человека должна школа. На это нацелена профориентационная работа, цель которой - помочь ребенку выбрать сферы деятельности, профессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: образовательное учреждение как пространство профессионального самоопределения школьников.
Цель исследования: изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
Гипотеза: образовательное учреждение выступает как основное пространство формирования профессионального самоопределения школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
2. Выбор соответствующих теме исследования методик и формирование выборки.
3. Организация и проведение эмпирического исследования.
4. Обобщение полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения ученых о профессиональном самоопределении (Зеер Э. Ф., Е.А. Климова), о профессиональном и личностном самоопределении (Жигулин А.А.), об активных методах профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников).
Метод исследования: теоретические (анализ, сопоставление и обобщение), эмпирические (тестирование), математические методы (коэффициент корреляции Пирсона, качественный анализ и содержательная интерпретация результатов).
Практическая значимость исследования: данные могут быть использованы в психологической и педагогической практике при решении вопросов, связанных с подготовкой школьников к выбору профессий.
База исследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №9 г. Кызыла.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной работе была предпринята попытка изучения проблемы профессионального самоопределения школьников в условиях массовой школы. Проведению исследования предшествовал анализ работ, посвященных изучению самоопределения личности, профессионального самоопределения вообще и профессионального самоопределения школьников в частности, позволивший выделить основные научные подходы к изучению профессионального самоопределения и сформулировать гипотезу, цель и основные задачи исследования.
Проводимое исследование ставило перед собой целью изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
На базе гимназии №9 г. Кызыла проведено исследование, проведенное с целью изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
Таким образом, анализ изучения опыта работы образовательного учреждения - гимназии по профессиональному самоопределению школьников показывают, что большинство школьников - 23,8% относится к виду занятиях хореография и гитара. 19% ходят на кружок горловое пение; 14,2% ходят на кружок театр, чонар - даш, каратэ; 11% школьников ходят на кружок журналистика, хор; 9,5% школьников ходят на кружок монгольский язык, народные танцы, шахмат, самбо; 7,1% школьников ходят на кружок модельное агенство, юный дизайнер, народная педагогика, вокал «Азияточки», вокал.
Таким образом, анализ результатов теста Е. А. Климова «На кого пойти учиться?» показывают, что большинство школьников - 40% относится к профессии «человек-человек» на 30% относится к профессии «человек - техника», а в одинаковом количестве школьников - 10% относится к профессиям «человек - природа», «человек - знаковая система» и «человек - художественный образ».
Анализ результатов теста Дж. Голланда по определению профессионального типа личности показывают, что наибольший процент испытуемых выбирают артистический тип личности 31%. 28,5% испытуемых выбрали социальный тип личности. 14, 5% относят себя к офисному типу. 14% выбирают интеллектуальный тип личности. 7% относят себя к реалистическому типу личности.
Таким образом, анализ результатов методики «Определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности » Л.А. Йовайши показывают самые отвергаемые сферы - это сфера искусства 21,4% и сфера умственного труда 21,4% испытуемых отдали наименьшие баллы, самая предпочитаемая сфера - это сфера физического труда - 26,1% испытуемых, затем идет сфера физического труда 21,4%.
Таким образом, обнаружено достоверно значимая связь между показателями профессиональных предпочтений и профориентации у школьников. Корреляция между ними значимо отличается от нуля (является неслучайной).
Предположение о том, что образовательное учреждение выступает как основное пространство формирования профессионального самоопределения школьников подтвердилось.
1. Абульханова - Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова - Славская, Т. В. Корнилова. - М. : Наука, 2010. - 137 с.
2. Абульханова - Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова
- Славская, К. А. Дружинин. - М. : Мысль, 2011. - 299 с.
3. Батырева, М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи / М.В. Батырева. - Тюмень, 2003. - 21 с.
4. Байбородова, Л.В. Серебренников Ярославский педагогический вестник / Л.В. Байбородова. - М. : 2010. - 189 с.
5. Бекасов, О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности. Гуманистические проблемы психологической теории / О.Б. Бекасов.- М. : 2011. - 169 с.
6. Белоусова, В.В. Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиями: Автореф. дис.канд. психол. наук. / В.В. Белоусова. - М. : МГУ. 2007. - 26 с.
7. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2010. - 511 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : 2009. - 464 с.
9. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.И. Божович. - М. : Международная педагогическая академия, 2011. - 87 с.
10. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография / В.В. Болучевская. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с.
11. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дисс. ... д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. - М. : 2011. - 411 с.
12. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова,Г.П. Логинова. - М. : 2011. - 98 с.
13. Боровикова, С.А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / С.А. Боровикова, Г.С. Никифорова. - СПб. : Изд. СПбГУ, 2010. - 6 с.
14. Бочкарева, Л.П. Индивидуально-психологические предпосылки профессиональной переориентации: Автореф. дис.канд. психол. наук / Л.П. Бочкарева. - СПб. : 2011. - 16 с.
15. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т.М. Буякас. - М. : 2002. - 28 с.
16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 2010. - 433 с.
17. Геллерштейн, С.Г. К вопросу о профессиональной психологии.
История советской психологии труда / С.Г. Геллерштейн, В.П. Зинченко. - М. : 2011. 758 с.
18. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург. - М. : 2010. - 43 с.
19. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М. : Терра, 2011. - 779 с.
20. Жигулин, А.А. Профессиональное и личностное самоопределение:психологический аспект / А.А. Жигулин. - М. : 2012. - 134 с.
21. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург:УГППИ, 20 02 244 с.
22. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006. - 240 с.
23. Зеер, ,Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М. : 2013. - 35 с.
24. Зеер, Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога / Э.Э. Зеер, Э.Ф., Сыманюк. - М. : 2011. - 194 с.
25. Иванова, Н.Л. Личность в бизнесе: проблемы и кризисы самоопределения. Психологические проблемы современного бизнеса / Н.Л. Иванова. - М., 2011. - 27 с.
26. Калинина, С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте / С.В. Калинина. - СПб., 2012. - 145 с.
27. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. - М. : Изд-во МГУ, 2010. - 224 с.
28. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М. : Просвещение, 2009. - 159 с.
29. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Климов. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
30. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов. - М. : Знание, 2010. - 95 с.
31. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М., 2010. -192 с.
32. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М. : Педагогика, 2009. - 335 с.
33. Кондрат, Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением / Е. Кондрат. - М. : 2003. - 16 с.
34. Кузнецова, И.В. Методика психологического анализа привлекательности профессии среди молодежи / И.В. Кузнецова. - Ярославль, 2011. - 199 с.
35. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В Шелобанова. - М. : 2001. - 57 с.
36. Литвинова, Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук / Е.Ю. Литвинова. - М., 2011. - 136 с.
37. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. - М., Воронеж: МОДЭК, 2011. - 400 с.
38. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М. : «Просвещение», 2010. - 189 с.
39. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Шведова Н.Ю. - М. : Азбуковник, 2011. - 944 с.
40. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 512 с.
41. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие / Н.С. Пряжников. - М. : МГППИ, 2011. - 88 с.
42. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб, пособие / Н. С. Пряжников. - М. : Академия, 2012. - 108 с.
43. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности / Н.С. Пряжников. - М. : Академия, 2008. - 338 с.
44. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.
45. Пряжников, Н.С., Психология труда и человеческого достоинства: Учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М. : Акад., 2012. - 476 с.
46. Рубинштейн. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. - М., 2011. - 720 с.
47. http://kvzvl.fulledu.ru/school/shkola-gimnaziva-9-gkvzvla-respubliki- tyva/about/
48. Резапкина, Г.В. Беседы о самоопределении / Г.В. Резапкина. - М., Академия, 2011. - 240 с.
49. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии / Г.В. Резапкина. - М., Генезис, 2010. - 208 с.
50. Ремизов, А.А. Профессии 21 века: Путеводитель школьника-! / А.А. Ремизов, А.Б. Татарин. - М. : Издательство «Октопус», 2009. - 446 с.