Образовательное учреждение как пространство профессионального самоопределения школьников
|
Введение 3
ГЛАВА I . Теоретические основы исследования профессионального
самоопределения школьников
1.1. Сущность основных понятий исследования
1.2. Структура и факторы профессионального самоопределения
Вывод
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование профессионального
самоопределения школьников как субъекта образовательного процесса
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Вывод
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Обработка результатов исследовании
Приложение 2 . Анализ результатов исследования с помощью
математической статистики
ГЛАВА I . Теоретические основы исследования профессионального
самоопределения школьников
1.1. Сущность основных понятий исследования
1.2. Структура и факторы профессионального самоопределения
Вывод
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование профессионального
самоопределения школьников как субъекта образовательного процесса
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Вывод
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Обработка результатов исследовании
Приложение 2 . Анализ результатов исследования с помощью
математической статистики
Актуальность исследования. Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы в том, чтобы помочь школьникам и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Профориентация, существовавшая еще при социалистическом методе ведения хозяйства и ориентированная на тоталитарное педагогическое мышление, изжила себя. А профориентация, соответствующая требованиям изменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала. Выбор профессии, в частности поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование таких больше трети. Вуз выполняет роль «социального убежища» не только для ребят, подлежащих призыву, но и просто для «профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает не в школе, а уже в вузе.
В настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.
Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.
Проблема профессионального самоопределения является актуальной для учащихся и их родителей. Особенно она волнует выпускников основной и средней школы, когда нужно сделать обоснованный выбор своего дальнейшего образования, профессионального пути. Куда, в какую сферу предпочтительно пойти работать в будущей практической жизни? Кем быть? Помочь найти ответы на главные вопросы жизни молодого человека должна школа. На это нацелена профориентационная работа, цель которой - помочь ребенку выбрать сферы деятельности, профессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: образовательное учреждение как пространство профессионального самоопределения школьников.
Цель исследования: изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
Гипотеза: образовательное учреждение выступает как основное пространство формирования профессионального самоопределения школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
2. Выбор соответствующих теме исследования методик и формирование выборки.
3. Организация и проведение эмпирического исследования.
4. Обобщение полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения ученых о профессиональном самоопределении (Зеер Э. Ф., Е.А. Климова), о профессиональном и личностном самоопределении (Жигулин А.А.), об активных методах профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников).
Метод исследования: теоретические (анализ, сопоставление и обобщение), эмпирические (тестирование), математические методы (коэффициент корреляции Пирсона, качественный анализ и содержательная интерпретация результатов).
Практическая значимость исследования: данные могут быть использованы в психологической и педагогической практике при решении вопросов, связанных с подготовкой школьников к выбору профессий.
База исследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №9 г. Кызыла.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Профориентация, существовавшая еще при социалистическом методе ведения хозяйства и ориентированная на тоталитарное педагогическое мышление, изжила себя. А профориентация, соответствующая требованиям изменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала. Выбор профессии, в частности поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование таких больше трети. Вуз выполняет роль «социального убежища» не только для ребят, подлежащих призыву, но и просто для «профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает не в школе, а уже в вузе.
В настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.
Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.
Проблема профессионального самоопределения является актуальной для учащихся и их родителей. Особенно она волнует выпускников основной и средней школы, когда нужно сделать обоснованный выбор своего дальнейшего образования, профессионального пути. Куда, в какую сферу предпочтительно пойти работать в будущей практической жизни? Кем быть? Помочь найти ответы на главные вопросы жизни молодого человека должна школа. На это нацелена профориентационная работа, цель которой - помочь ребенку выбрать сферы деятельности, профессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: образовательное учреждение как пространство профессионального самоопределения школьников.
Цель исследования: изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
Гипотеза: образовательное учреждение выступает как основное пространство формирования профессионального самоопределения школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
2. Выбор соответствующих теме исследования методик и формирование выборки.
3. Организация и проведение эмпирического исследования.
4. Обобщение полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения ученых о профессиональном самоопределении (Зеер Э. Ф., Е.А. Климова), о профессиональном и личностном самоопределении (Жигулин А.А.), об активных методах профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников).
Метод исследования: теоретические (анализ, сопоставление и обобщение), эмпирические (тестирование), математические методы (коэффициент корреляции Пирсона, качественный анализ и содержательная интерпретация результатов).
Практическая значимость исследования: данные могут быть использованы в психологической и педагогической практике при решении вопросов, связанных с подготовкой школьников к выбору профессий.
База исследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №9 г. Кызыла.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной работе была предпринята попытка изучения проблемы профессионального самоопределения школьников в условиях массовой школы. Проведению исследования предшествовал анализ работ, посвященных изучению самоопределения личности, профессионального самоопределения вообще и профессионального самоопределения школьников в частности, позволивший выделить основные научные подходы к изучению профессионального самоопределения и сформулировать гипотезу, цель и основные задачи исследования.
Проводимое исследование ставило перед собой целью изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
На базе гимназии №9 г. Кызыла проведено исследование, проведенное с целью изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
Таким образом, анализ изучения опыта работы образовательного учреждения - гимназии по профессиональному самоопределению школьников показывают, что большинство школьников - 23,8% относится к виду занятиях хореография и гитара. 19% ходят на кружок горловое пение; 14,2% ходят на кружок театр, чонар - даш, каратэ; 11% школьников ходят на кружок журналистика, хор; 9,5% школьников ходят на кружок монгольский язык, народные танцы, шахмат, самбо; 7,1% школьников ходят на кружок модельное агенство, юный дизайнер, народная педагогика, вокал «Азияточки», вокал.
Таким образом, анализ результатов теста Е. А. Климова «На кого пойти учиться?» показывают, что большинство школьников - 40% относится к профессии «человек-человек» на 30% относится к профессии «человек - техника», а в одинаковом количестве школьников - 10% относится к профессиям «человек - природа», «человек - знаковая система» и «человек - художественный образ».
Анализ результатов теста Дж. Голланда по определению профессионального типа личности показывают, что наибольший процент испытуемых выбирают артистический тип личности 31%. 28,5% испытуемых выбрали социальный тип личности. 14, 5% относят себя к офисному типу. 14% выбирают интеллектуальный тип личности. 7% относят себя к реалистическому типу личности.
Таким образом, анализ результатов методики «Определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности » Л.А. Йовайши показывают самые отвергаемые сферы - это сфера искусства 21,4% и сфера умственного труда 21,4% испытуемых отдали наименьшие баллы, самая предпочитаемая сфера - это сфера физического труда - 26,1% испытуемых, затем идет сфера физического труда 21,4%.
Таким образом, обнаружено достоверно значимая связь между показателями профессиональных предпочтений и профориентации у школьников. Корреляция между ними значимо отличается от нуля (является неслучайной).
Предположение о том, что образовательное учреждение выступает как основное пространство формирования профессионального самоопределения школьников подтвердилось.
Проводимое исследование ставило перед собой целью изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
На базе гимназии №9 г. Кызыла проведено исследование, проведенное с целью изучение возможностей образовательного учреждения как пространства профессионального самоопределения школьников.
Таким образом, анализ изучения опыта работы образовательного учреждения - гимназии по профессиональному самоопределению школьников показывают, что большинство школьников - 23,8% относится к виду занятиях хореография и гитара. 19% ходят на кружок горловое пение; 14,2% ходят на кружок театр, чонар - даш, каратэ; 11% школьников ходят на кружок журналистика, хор; 9,5% школьников ходят на кружок монгольский язык, народные танцы, шахмат, самбо; 7,1% школьников ходят на кружок модельное агенство, юный дизайнер, народная педагогика, вокал «Азияточки», вокал.
Таким образом, анализ результатов теста Е. А. Климова «На кого пойти учиться?» показывают, что большинство школьников - 40% относится к профессии «человек-человек» на 30% относится к профессии «человек - техника», а в одинаковом количестве школьников - 10% относится к профессиям «человек - природа», «человек - знаковая система» и «человек - художественный образ».
Анализ результатов теста Дж. Голланда по определению профессионального типа личности показывают, что наибольший процент испытуемых выбирают артистический тип личности 31%. 28,5% испытуемых выбрали социальный тип личности. 14, 5% относят себя к офисному типу. 14% выбирают интеллектуальный тип личности. 7% относят себя к реалистическому типу личности.
Таким образом, анализ результатов методики «Определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности » Л.А. Йовайши показывают самые отвергаемые сферы - это сфера искусства 21,4% и сфера умственного труда 21,4% испытуемых отдали наименьшие баллы, самая предпочитаемая сфера - это сфера физического труда - 26,1% испытуемых, затем идет сфера физического труда 21,4%.
Таким образом, обнаружено достоверно значимая связь между показателями профессиональных предпочтений и профориентации у школьников. Корреляция между ними значимо отличается от нуля (является неслучайной).
Предположение о том, что образовательное учреждение выступает как основное пространство формирования профессионального самоопределения школьников подтвердилось.
Подобные работы
- Особенности мотивации обучения студентов КПИ и КПК ТувГУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (УЧИТЕЛЬ ХИМИИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии в России и за рубежом
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002 - ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Профессиональное самоопределение обучающихся в процессе обучения в профессиональных образовательных учреждениях
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



