Роль предпринимательства при организации территориальных кластеров
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1. Понятие предпринимательства и его роль в обществе 8
1.2. Развитие предпринимательской деятельности в сетях и кластерах 14
Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ 24
2.1. Организация территориальных кластеров в России 24
2.2. Стратегический анализ развития Республики Тыва в рамках развития
территориальных кластеров 30
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 40
3.1. Роль предпринимательства в улучшении уровня и качества жизни населения 40
3.2. Механизмы реализации территориальных кластеров в Республике Тыва 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 8
1.1. Понятие предпринимательства и его роль в обществе 8
1.2. Развитие предпринимательской деятельности в сетях и кластерах 14
Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ 24
2.1. Организация территориальных кластеров в России 24
2.2. Стратегический анализ развития Республики Тыва в рамках развития
территориальных кластеров 30
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 40
3.1. Роль предпринимательства в улучшении уровня и качества жизни населения 40
3.2. Механизмы реализации территориальных кластеров в Республике Тыва 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие бизнеса. Бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Как убедительно показала мировая практика, именно предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ - массовый слой предпринимателей-собственников.
Именно предприятии являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятии порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Некоторые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу микроэкономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры. С 2005 года кластерная политика проводится многими промышленно-развитыми субъектами Российской Федерации, т.е. с момента, когда Россия приняла кластерное развитие в промышленности вместо межотраслевой.
В условиях рынка социально-экономическое благосостояние региона зависит от развития предпринимательства, способного эффективно концентрировать территориальные ресурсы, такие как природно-климатические, информационные, культурно-исторические, технологии и навыки ведения хозяйств проживающего там этноса и т.д. Объединяющим инструментом активного использования таких ресурсов в отдельно взятом субъекте России может стать сетевая организация предпринимательства, которая выступает в роли функционального катализатора деятельности субъектов малого и среднего бизнеса для получения благ для общества.
В кластере требуется обязательное участие и взаимодействие органов государственной власти местного самоуправления, центров коммерциализации технологий и учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, что обусловливает необходимость применения необходимых моделей кластеризации и программ развития. В
Республике Тыва с 2013 года реализуется губернаторский проект «Одно село- один продукт», который позволил выявить производственный потенциал, основанный на традиционных технологиях по выпуску экологически чистой мясомолочной продукции. В целях дальнейшего развития губернаторского проекта Правительство Республики Тыва с 2015 года решило применить кластеризацию выявленных производств. При этом требуется новая модель организации предпринимательства, которая в последствии улучшит механизмы взаимодействия между участниками в различных кластерах, что также сократит привычную теневую деятельность домохозяйств Тувы и
Актуальность данной работы заключается в том, что предприятия образуют особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие — наиболее мобильная хозяйствующая единица, не требующая громоздких управленческих систем. Между руководителем и работником нет посредников, то есть сам руководитель должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управленцем производства и сбыта) и при этом выполнять функции собственника. Из этого следует, что предпринимательство — особый вид экономической деятельности [4, с.164].
В условиях рынка социально-экономическое благосостояние региона зависит от развития предпринимательства, способного эффективно концентрировать территориальные ресурсы, такие как природно-климатические, информационные, культурно-исторические, технологии и навыки ведения хозяйств проживающего там этноса и т.д. Объединяющим инструментом активного использования таких ресурсов в отдельно взятом субъекте России может стать сетевая организация предпринимательства или кластеризация предпринимательства, которые выступают в роли функционального катализатора деятельности субъектов малого и среднего бизнеса для получения благ для общества.
Цель данной работы исследование роли предпринимательства при организации территориальных кластеров.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• определить понятия предпринимательство и
предпринимательская деятельность;
• выявить потенциальные возможности развития
предпринимательства в Республике Тыва;
• систематизировать теоретические подходы кластеризации и
практическое внедрение территориальных кластеров
предпринимательства;
• разработать механизм реализации кластерной организации предпринимательства.
Как уже было сказано, предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Вместе с тем они в силу объективно менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, характеризуются меньшей устойчивостью, а значит, нуждаются в государственной поддержке. Поэтому перед государством стоит задача определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Основным показателем для государства стало число работающих.
Объектом работы является процесс организации территориальных кластеров в Республике Тыва в рамках развития предпринимательства.
Предметом работы является методологические и теоретические основы формирования и развития территориальных кластеров в Республике Тыва в рамках развития предпринимательства..
Практическая значимость состоит в том, что исследование и выводы данной работы помогут избежать ошибок и подсчетов прошлого. Кроме того, на основе исследованного материала, возможно, сформулировать практические рекомендации, необходимые для дальнейшего развития предпринимательства в Республике Тыва. Результаты исследования, в виде основных выводов и рекомендаций, готовы к практической реализации, а часть предложений будет учтена при разработке и корректировке целевых программ развития сельского хозяйства Республики Тыва с учетом кластерного подхода.
В настоящее время сектор предпринимательства уже занял свое место в экономике страны и представляет собой достаточно влиятельную экономическую и политическую силу. Его динамика за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, организация при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, прогрессивные структурные сдвиги. А также, усиливается роль малого предпринимательства в формировании общих основ рыночной экономики и предпринимательской среды, в определении тенденций воспроизводства частного капитала (ранее эту роль в значительной мере играли процессы приватизации, темпы которых по объективным причинам замедлились).
Структура работы состоит из трех глав.
Во Введении обоснована актуальность темы работы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и основные задачи, описаны краткие характеристики методологической и теоретической базы работы, ее практическая значимость.
В первой главе рассмотрены различные определения понятий предпринимательство и предпринимательская деятельность обоснованы особенности и потенциал региональной экономики и ее восприимчивость к предпринимательству.
Во второй главе рассмотрены методические основы формирования и организации территориальных кластеров в рамках развития предпринимательства в регионе.
В третьей главе предложен механизм создания и организации территориальных кластеров в рамках развития предпринимательства в Республике Тыва.
Как убедительно показала мировая практика, именно предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ - массовый слой предпринимателей-собственников.
Именно предприятии являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятии порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Некоторые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу микроэкономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры. С 2005 года кластерная политика проводится многими промышленно-развитыми субъектами Российской Федерации, т.е. с момента, когда Россия приняла кластерное развитие в промышленности вместо межотраслевой.
В условиях рынка социально-экономическое благосостояние региона зависит от развития предпринимательства, способного эффективно концентрировать территориальные ресурсы, такие как природно-климатические, информационные, культурно-исторические, технологии и навыки ведения хозяйств проживающего там этноса и т.д. Объединяющим инструментом активного использования таких ресурсов в отдельно взятом субъекте России может стать сетевая организация предпринимательства, которая выступает в роли функционального катализатора деятельности субъектов малого и среднего бизнеса для получения благ для общества.
В кластере требуется обязательное участие и взаимодействие органов государственной власти местного самоуправления, центров коммерциализации технологий и учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, что обусловливает необходимость применения необходимых моделей кластеризации и программ развития. В
Республике Тыва с 2013 года реализуется губернаторский проект «Одно село- один продукт», который позволил выявить производственный потенциал, основанный на традиционных технологиях по выпуску экологически чистой мясомолочной продукции. В целях дальнейшего развития губернаторского проекта Правительство Республики Тыва с 2015 года решило применить кластеризацию выявленных производств. При этом требуется новая модель организации предпринимательства, которая в последствии улучшит механизмы взаимодействия между участниками в различных кластерах, что также сократит привычную теневую деятельность домохозяйств Тувы и
Актуальность данной работы заключается в том, что предприятия образуют особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие — наиболее мобильная хозяйствующая единица, не требующая громоздких управленческих систем. Между руководителем и работником нет посредников, то есть сам руководитель должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управленцем производства и сбыта) и при этом выполнять функции собственника. Из этого следует, что предпринимательство — особый вид экономической деятельности [4, с.164].
В условиях рынка социально-экономическое благосостояние региона зависит от развития предпринимательства, способного эффективно концентрировать территориальные ресурсы, такие как природно-климатические, информационные, культурно-исторические, технологии и навыки ведения хозяйств проживающего там этноса и т.д. Объединяющим инструментом активного использования таких ресурсов в отдельно взятом субъекте России может стать сетевая организация предпринимательства или кластеризация предпринимательства, которые выступают в роли функционального катализатора деятельности субъектов малого и среднего бизнеса для получения благ для общества.
Цель данной работы исследование роли предпринимательства при организации территориальных кластеров.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• определить понятия предпринимательство и
предпринимательская деятельность;
• выявить потенциальные возможности развития
предпринимательства в Республике Тыва;
• систематизировать теоретические подходы кластеризации и
практическое внедрение территориальных кластеров
предпринимательства;
• разработать механизм реализации кластерной организации предпринимательства.
Как уже было сказано, предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Вместе с тем они в силу объективно менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, характеризуются меньшей устойчивостью, а значит, нуждаются в государственной поддержке. Поэтому перед государством стоит задача определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Основным показателем для государства стало число работающих.
Объектом работы является процесс организации территориальных кластеров в Республике Тыва в рамках развития предпринимательства.
Предметом работы является методологические и теоретические основы формирования и развития территориальных кластеров в Республике Тыва в рамках развития предпринимательства..
Практическая значимость состоит в том, что исследование и выводы данной работы помогут избежать ошибок и подсчетов прошлого. Кроме того, на основе исследованного материала, возможно, сформулировать практические рекомендации, необходимые для дальнейшего развития предпринимательства в Республике Тыва. Результаты исследования, в виде основных выводов и рекомендаций, готовы к практической реализации, а часть предложений будет учтена при разработке и корректировке целевых программ развития сельского хозяйства Республики Тыва с учетом кластерного подхода.
В настоящее время сектор предпринимательства уже занял свое место в экономике страны и представляет собой достаточно влиятельную экономическую и политическую силу. Его динамика за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, организация при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, прогрессивные структурные сдвиги. А также, усиливается роль малого предпринимательства в формировании общих основ рыночной экономики и предпринимательской среды, в определении тенденций воспроизводства частного капитала (ранее эту роль в значительной мере играли процессы приватизации, темпы которых по объективным причинам замедлились).
Структура работы состоит из трех глав.
Во Введении обоснована актуальность темы работы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и основные задачи, описаны краткие характеристики методологической и теоретической базы работы, ее практическая значимость.
В первой главе рассмотрены различные определения понятий предпринимательство и предпринимательская деятельность обоснованы особенности и потенциал региональной экономики и ее восприимчивость к предпринимательству.
Во второй главе рассмотрены методические основы формирования и организации территориальных кластеров в рамках развития предпринимательства в регионе.
В третьей главе предложен механизм создания и организации территориальных кластеров в рамках развития предпринимательства в Республике Тыва.
Проведенный кластерный анализ социально-экономического положения республики показывает, что современное состояние региона характеризуется стабильной позитивной динамикой социальной обстановки, благоприятной демографической ситуацией, высокими темпами роста ВРП и объемов промышленного производства. Однако темпы роста ряда основных экономических показателей отстают от среднероссийских, что вызвано, в частности, наличием объективных препятствий к диверсификации экономики и развитию конкурентоспособных секторов:
- экстремальные природно-климатические условия;
- отдаленность и труднодоступность территории;
-отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающее изолированность транспортной системы республики от опорной транспортной сети Российской Федерации и низкую внутреннюю транспортную доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора;
- низкая эффективность объектов электроэнергетики;
- реалии современной налогово-бюджетной системы, обуславливающие сильную зависимость экономики республики от безвозмездных федеральных трансфертов и неналоговых платежей.
В республике имеется огромный потенциал роста и весомые предпосылки для организации территориальных кластеров предпринимательства в рассматриваемый прогнозный период 2008-2020 гг.:
- уникальный природный потенциал республики и устойчивая востребованность в прогнозной перспективе на мировом, в первую очередь бурно растущем азиатском, и внутреннем рынках тех ресурсов, которые находятся в недрах региона;
- ускоренное развитие Сибири, в рамках которого Тува может обеспечивать энергетическими ресурсами экономику Сибирского региона России;
- развития наземных транспортных коммуникаций и воздушных коридоров: транзитный потенциал республики в системе международных коридоров Европа-Азия;
- наличие глубоких традиций и конкурентоспособной сырьевой базы для развития производства и экспорта уникальной продукции сельского хозяйства, развитие лесного комплекса и туризма.
Экономика Республики Тыва имеет потенциал развития и имеет шансы участия в политике импортозамещении государства при условии внедрения новых инструментов по организации предпринимательства - основного двигателя в этом процессе. Таковым может выступить формирование и организация территориальных кластеров предпринимательства на территории республики. В исследовании выявлен механизм организации и показана необходимость внедрения современного вида производственной интеграции субъектов предпринимательства с другими заинтересованными сторонами в различных хозяйствах. Стейколдерами кластеров могут выступить субъекты предпринимательской деятельности, республиканская и муниципальная власть, местные федеральные органы, финансовые организации, научно-образовательные учреждения, транспортно¬логистические фирмы, население субъекта и центр кластерного развития на базе университета.
Встраивая республику в общее экономическое пространство России необходимо сохранить самобытность народа республики, сохранить ее природу, не дать хищнически «освоить» ее природные богатства; сделать природу и недра республики источником счастливой жизни многих поколений жителей Республики Тыва.
- экстремальные природно-климатические условия;
- отдаленность и труднодоступность территории;
-отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры, обуславливающее изолированность транспортной системы республики от опорной транспортной сети Российской Федерации и низкую внутреннюю транспортную доступность с сильной зависимостью от сезонного фактора;
- низкая эффективность объектов электроэнергетики;
- реалии современной налогово-бюджетной системы, обуславливающие сильную зависимость экономики республики от безвозмездных федеральных трансфертов и неналоговых платежей.
В республике имеется огромный потенциал роста и весомые предпосылки для организации территориальных кластеров предпринимательства в рассматриваемый прогнозный период 2008-2020 гг.:
- уникальный природный потенциал республики и устойчивая востребованность в прогнозной перспективе на мировом, в первую очередь бурно растущем азиатском, и внутреннем рынках тех ресурсов, которые находятся в недрах региона;
- ускоренное развитие Сибири, в рамках которого Тува может обеспечивать энергетическими ресурсами экономику Сибирского региона России;
- развития наземных транспортных коммуникаций и воздушных коридоров: транзитный потенциал республики в системе международных коридоров Европа-Азия;
- наличие глубоких традиций и конкурентоспособной сырьевой базы для развития производства и экспорта уникальной продукции сельского хозяйства, развитие лесного комплекса и туризма.
Экономика Республики Тыва имеет потенциал развития и имеет шансы участия в политике импортозамещении государства при условии внедрения новых инструментов по организации предпринимательства - основного двигателя в этом процессе. Таковым может выступить формирование и организация территориальных кластеров предпринимательства на территории республики. В исследовании выявлен механизм организации и показана необходимость внедрения современного вида производственной интеграции субъектов предпринимательства с другими заинтересованными сторонами в различных хозяйствах. Стейколдерами кластеров могут выступить субъекты предпринимательской деятельности, республиканская и муниципальная власть, местные федеральные органы, финансовые организации, научно-образовательные учреждения, транспортно¬логистические фирмы, население субъекта и центр кластерного развития на базе университета.
Встраивая республику в общее экономическое пространство России необходимо сохранить самобытность народа республики, сохранить ее природу, не дать хищнически «освоить» ее природные богатства; сделать природу и недра республики источником счастливой жизни многих поколений жителей Республики Тыва.
Подобные работы
- Управление рисками инновационного проекта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - Механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Применение процессного подхода при формировании строительного кластера Республики Татарстан
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Финансово-кредитные технологии развития промышленных кластеров
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - Кластерный подход - эффективный способ взаимодействия научно-образовательного комплекса с бизнесом (на примере Томских вузов)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Исследование потенциала кластерного развития малого и среднего предпринимательства в макрорайонах Красноярского края
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Инновационный кластер как фактор пространственного развития региона (на примере РТ)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018



