Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения восприятия лирики младшими школьниками
1.1. Предмет и содержание лирики. Типы лирических
произведений 6
1.2. Психологические особенности восприятия лирического стихотворения
младшими школьниками 10
1.3. Методика работы с лирическими стихотворениями в начальной школе
(исторический аспект) 15
1.4. Групповая работа на уроках литературного чтения в начальной
школе 28
Выводы по главе I 35
Глава 2. Экспериментальное исследование осознанности восприятия лирического текста младшими школьниками.
2.1. Определение актуального уровня осознанности восприятия лирического
стихотворения младшими школьниками. (Констатирующий
эксперимент) 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Групповая работа на уроках литературного чтения по лирическим
произведениям (фрагменты уроков) 46
Выводы по главе П 48
Заключение 49
Список литературы 50
Приложение
Лирическое произведение - это, прежде всего, картина внутренней жизни человека, его индивидуальных, конкретных переживаний, духовная жизнь. Лирика может научить ребят чувствам как нежность, любовь, сострадание, радость, сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно уделять внимание поэзии, изучению лирических произведений в школе.
Сама поэзия обладает большим влиянием на умы и сердца людей. Поэтические тексты - совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся школы познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте.
Добиваясь эмоционального отношения учащихся к лирической поэзии, мы должны подумать над тем, как, при каких условиях возникают эмоции в процессе восприятия произведений и что постигается учащимися с затруднением.
Анализ стихотворения - сложная форма работы на уроках литературы. Каждый учитель находит свои приёмы и методики. Для анализа стихотворения нет жестких правил, но есть общие принципы и приёмы, которые помогают лучше раскрыть произведение.
Задача анализа показать, насколько глубоко ученик понимает стихотворение (идею, чувства, образы, геров), благодаря анализу мы можем проверить уровень восприятия.
Анализ предполагает рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения; выяснить, есть ли в нем сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания. Для более глубокого понимания текста нужно мобилизовать весь свой культурный кругозор, потому что анализируемое произведение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта.
Содержанием лирического произведения, говорит Гегель, является «отдельный субъект и тем самым обособленность ситуации и предметов, а также способа, каким вообще при таком содержании доводит себя до сознания душа с ее субъективным суждением, ее радостями, изумлением, болью и чувством». Но такая субъективность, по Гегелю, не только не противоречит, но и способствует тому, что содержание лирических произведений «может быть крайне многообразным и может затрагивать все направления национальной жизни...» [10, с. 494].
Перед учеником стоит сложная задача - написать или рассказать о том, как он понимает и воспринимает стихотворный текст. Для более глубокой оценки лирического произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирования навыков анализа стихотворения. Для младшего школьника это тем более трудно, поскольку не все сферы читательского восприятия у него развиты полноценно, равномерно.
Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали стихотворение не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное. Универсального "ключа" к любому стихотворению нет, и каждый лирический текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой "ключ". Учить анализировать стихотворение - работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения.
Объект исследования: процесс восприятия лирического произведения младшими школьниками.
Предмет исследования: групповая форма работы на уроках литературного чтения как средство совершенствования восприятия лирического произведения младшими школьниками.
Цель: составить фрагменты уроков изучения лирики с использованием заданий для групповой работы, способствующих повышению восприятия лирического произведения младшими школьниками.
Задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования.
2. Отобрать методики для диагностики восприятия лирического стихотворения младшими школьниками.
3. Провести констатирующий эксперимент, проанализировать его результаты, сделать выводы.
4. Разработать фрагменты уроков формирующего эксперимента на основе выводов из констатирующего эксперимента.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень восприятия лирического произведения младшими школьниками можно повысить, если на уроках литературного чтения использовать групповые формы работы, соблюдая при этом следующие условия:
- регулярность использования групповой формы работы;
- строгое соблюдение принципов групповой работы;
- разнообразие форм групповой работы.
Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что проблема обучения восприятию лирического текста очень актуальна и важна в методике преподавания литературного чтения.
С проблемой восприятия текста может столкнуться каждый учитель. Когда говорят о непосредственности восприятия литературы квалифицированными читателями, имеют в виду процесс быстрого и легкого возникновения в их сознании образов проведения, эмоциональной реакции на эти образы. Дети в первую очередь реагируют на произведения, которые вызывают эмоциональную реакцию, задача учителя состоит в том, чтобы организовать работу таким способом, чтобы каждое произведение вызывало эмоциональную реакцию, чтобы дети хорошо ориентировались в характере произведения, месте и времени действия, в персонажах.
Для определения уровня восприятия лирического произведения нами была изучена педагогическая, психологическая и художественная литература по теме нашего исследования. На основе изученного, мы отобрали методики для восприятия лирического стихотворения младшими школьниками. Была проведена работа, которая предполагала разбор детьми трех разных по характеру произведений. После проведения констатирующего эксперимента были сделаны выводы и составлены фрагменты уроков с использованием групповой формы работы на уроках литературного чтения.
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.,1979. 325 с.
2. Адалис А.Е. Любите поэзию. М., "Знание", 1961. 111 с.
3. Бузник В.В. Лирика и время. М. Л.,1964. 130 с.
4. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. Приложение к журналу Сов. Педагогика за 1953г. Кн. 4-я. М. АПН РСФСР, 1953. 412 с.
5. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. Пособие для учащихся / Под ред.
Л.И. Тимофеева. М.: Просвещение, 1979. 176 с.
6. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / АПН СССР. М.:
Педагогика, 1986. 476 с.
7. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1950. 368 с.
8. Выготский Л.С. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
9. Выготский Л.С воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е издание. М.: Просвещение, 1996.
10. Гегель Г. В. Ф. Эстетика / Г.В.Ф.Гегель. М. : Искусство, 1971. Т. 3. 622 с
11. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2014. 176 с.
12. Гинзбург Л. Я. О лирике. Советский писатель. 1974. 354 с.
13. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. М.,1979. 318 с.
14. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. Л., 1974. 184 с.
15. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. М.,1955. 228 с....61