Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самосознания подростков из многодетных и малодетных семей 6
1.1. Изучение понятия "самосознание" в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Изучение особенностей подросткового возраста 14
1.3. Изучение психологических особенностей детей, воспитывающихся в многодетных и малодетных семьях 22
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в компонентах самосознания подростков из многодетных и малодетных семей 30
2.1. Процедура и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 33
Выводы 37
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 42
Каждый человек на определенном этапе своей жизни, особенно в период подросткового, раннего юношеского возраста начинает задумываться о себе, как о личности. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира.
Проблема самосознания и его роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме развития детей в многодетной семье.
Развитие и саморазвитие личности психологи правомерно связывают с влиянием семьи, при этом утверждается, что одним из условий саморазвития является стимулирование различных видов рефлексии, помощь в формировании самоуважения, самоценности, самоотношения, уверенности в себе как субъекте собственной деятельности.
Психологи и педагоги утверждают, что для ребенка лучше, если он в семье растет не один, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей.
Различными аспектами проблемы формирования личности подростка занимались многие ученые. Среди них можно выделить Абрамову Г.С., Захарова А.И., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Хоментаускас Г, Варга А.Я.,и др. Они отмечают, что семейная среда и, в частности, детско-родительские отношения являются фактором эмоционального и психического развития ребенка[3].
Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье - хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни. Воспитание в семье осуществляется не только родителями, но и старшими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Это может иметь как положительные (опыт заботы о другом человеке, общения с малышами), так и отрицательные (приобретение старшими детьми установок на бездетность, эгоизм у младших детей, как результат чрезмерной опеки) последствия в зависимости от педагогической грамотности родителей [15].
Становление личности подростка в семье является актуальной проблемой. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество.
Поэтому важной диагностической задачей является своевременный учет взаимосвязи самосознания личности в зависимости от полноты семьи.
Цель исследования: изучение самосознания подростков из многодетных семей для использования диагностических данных в работе с подростками указанной категории....
Каждый человек на определенном этапе своей жизни, особенно в период подросткового, раннего юношеского возраста начинает задумываться о себе, как о личности. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира.
Психологи и педагоги утверждают, что для ребенка лучше, если он в семье растет не один, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье - хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей.
На основании проделанного нами исследования можно сделать вывод: у подростков из многодетных семей уровень компонентов самосознания, таких как: самоотношение, самоуважение, самооценка выше, чем у подростков из малодетных семей.
Наша работа позволяет сделать вывод о том, что многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что существуют различия в компонентах самосознания подростков из многодетных и малодетных семей, таких как: самоотношение, самооценка и самоуважение.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах человекознания / Б.Г.Ананьев - М., 199.
2. Ачильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Вопросы психологии. - 2009, №2. - С. 12-14.
3. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986г.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1998.
6. Бойко, В. В. Многодетная семья / В.В. Бойко. - М.: Мысль, 2008. - 237.
7. Бойко, В.В. Структура и особенности многодетной семьи / В.В. Бойко. - М.: Класс, 2011. - 118 с.
8. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. - М., 2005.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
10. Гозман, Л.Я. Психологические проблемы многодетной семьи / Л.Я. Гозман // Вопросы психологии. - 2011, №2. С. 32-33.
11. Дёмина, И.С. Личностные факторы и жизнедеятельность в многодетной семье / И.С. Демина // Психология. - 2009, № 10. - С. 5-6.
12. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс.- М.: Москва,1991.- 315с.
13. Кант, И. Сочинения: В 6 т. / И.Кант. - М.: Мысль, 1966. - Т.6.
14. Капцова, Е. А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. А. Капцова. - М., 2002. - 20 с.
15. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с....(40)