Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тревожность у подростков из неблагополучных семей

Работа №87645

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2013
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 9
1.2 Тревожность: понятие и формы 21
1.3 Изучение тревожности у подростков из неблагополучных
семей 30
Выводы 40
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
тревожности у подростков из неблагополучных семей 42
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 44
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


Современную эру часто называют «веком тревоги». Возникновению все новых страхов, тревог и конфликтов, как у отдельных людей, так и у общества в целом способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований не только в психологии и педагогике, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.
Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность.
Исследование тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью.
Особое беспокойство вызывает проявление тревожности у подростков. Данный возрастной период характеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Подросток уже не дитя, но еще и не взрослый, хотя считает себя таковым. Но отношение взрослых к подростку остается на прежнем, «детском уровне». Это приводит к конфликтам, а также может стать причиной развития у подростков определенных психических нарушений, в том числе нарушений в эмоциональной сфере. При повышении уровня тревожности, что особенно часто происходит в подростковый период, человек теряет возможность к актуализации собственной личности, так как повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед, расти по социальной и профессиональной лестнице. Ученые всего мира занимаются проблематикой регуляции подростковой тревожности, и установлением взаимосвязи между уровнем тревожности, типами акцентуации характера и семьей в которой проживает подросток.
Нестабильность в наше время порождает армии семей, которых ставят на учет в социальные службы и если не выдерживают такого жизненного натиска взрослые, то, что уж говорить о детях.
Подростки из неблагополучных семей не имеют опыта самостоятельного определения и решения проблем, не могут отстаивать свою точку зрения социально приемлемым способом. Они воспринимают и транслируют негативный опыт взаимодействия в семье, применяя его для построения своих отношений.
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации подростков. Под социальной дезадаптацией индивида надо понимать неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, основанные на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно и исторически сложившиеся способы деятельности, овладение которыми соответствует индивидуальным возможностям личности и является необходимым условием для удовлетворения ею собственных потребностей (в широком смысле слова).
В итоге мы сталкиваемся с противоречием между необходимостью общества в решительной, духовно и физически здоровой личности и увеличением числа «тревожных» детей. Кроме того, возникает противоречие между традиционным исследованием тревожности и необходимостью изучения тревожности подростков из неблагополучных семей в частности.
Выявленные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы изучения тревожности у подростков из неблагополучных семей.
Проблема исследования: каков уровень тревожности у подростков из неблагополучных семей.
Учитывая проблематику, актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, мы выбрали следующую тему для выпускной квалификационной работы: «Исследование тревожности у подростков из неблагополучных семей».
Объект исследования: подростки из неблагополучных семей в возрасте от 12 до 15.
Предмет исследования: тревожность у подростков из неблагополучных семей.
Цель исследования: исследование тревожности у подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза: имеются различия в уровнях тревожности у подростков из благополучных и неблагополучных семей.
Задачами исследования являются:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие «тревожность»;
3) изучить тревожность у подростков из неблагополучных семей;
4) провести эмпирическое;
5) анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Методологическую основу исследования составили: методологические позиции и основополагающие исследования отечественных специалистов в области педагогики и психологии (Л.В. Куликов, Л.И. Божович, Л.П. Крившенко, И.Ф. Харламов); современные теории влияния тревожности на формирование личности подростка положение о единстве возрастных закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер); учение Л.С. Выготского о роли социальных факторов в профилактике и нарушений развития; социологические и психолого-педагогические теории о социальном развитии человека, механизмах его социализации (Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.В. Мудрик); личностно-ориентированный, компетентностный и деятельностный подходы.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы научно-психологического исследования:
- теоретические: анализ и изучение психолого-педагогической
литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: тестирование подростков, статистический метод обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа.
На I этапе (август 2011 - ноябрь 2011 гг.) осуществлялся выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения научной литературы; определялись основные направления по теме исследования, разрабатывалась программа исследования. Результатом этого этапа явилась формулировка проблемы и гипотезы исследования, определены его методы.
На II этапе (декабрь 2011 - февраль 2012 г.) разрабатывался исследовательский инструментарий и проводилось эмпирическое исследование.
На III этапе (март - апрель 2012 г.) - обобщение и анализ полученных данных в ходе проведения эмпирического исследования, систематизация и оформление результатов и формулировка выводов исследования.
Эмпирической базой исследования послужила МОУ «СОШ №4» г. Альметьевск, РТ. Тестированием были охвачены 48 учеников из благополучных и неблагополучных семей.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов.
Теоретическая значимость исследования подтверждена теоретической обоснованностью проблемы исследования, анализом работ, посвященных изучению тревожности, логикой построения исследования, в соответствии с целью исследования, задачами и гипотезой работы; использованием комплекса научно-психологических методов, анализа эмпирических данных.
Достоверность результатов исследования обусловлена комплексным анализом проблемы, использованием научно-психологического исследования методов, адекватных объекту, предмету, теме и задачам исследования.
Объем и структура выпускной квалификационной работы вытекает из цели, задач и материала исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность и выбор темы исследования; определяются противоречие, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; выдвигается рабочая гипотеза; описываются теоретико-методологические основы исследования; раскрывается новизна и практическая значимость работы. Первая глава содержит теоретические данные исследования тревожности у подростков из неблагополучных семей. Во второй главе проведено эмпирическое исследование и анализ полученных данных. В заключении содержатся основные выводы по проведенному исследованию. В библиографии отражены как цитируемые источники, так и те, которые составили методологическую основу содержания данной дипломной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время произошло резкое увеличение количества тревожных подростков, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность - это состояние, проявляющееся в переживаниях эмоционального дискомфорта вследствие оценки субъектом объективно нейтральных ситуаций как содержащих для него определенную опасность, диффузную, четко недифференцированную угрозу.
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития подростка, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Сложность и противоречивость подросткового возраста, делает его фактором риска для многих нежелательных проявлений.
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределённости, беспомощности, бессилия, незащищённости, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решения.
На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объёма циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности.
Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и достигнуть тем самым наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Подростки, абсолютно лишённые тревожности, тоже испытывают проблемы. Они не волнуются даже тогда, когда это было бы уместно. Они беспечны и легкомысленны и не видят надвигающихся опасностей.
В ходе исследования психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что тревожность в подростковом возрасте формируется под влиянием различных факторов и условий основными из которых являются школа и семья.
Одна из причин проявления тревожности у подростков выступает неблагополучная семья. Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношения к ребёнку.
С целью выявления и анализа уровня тревожности у подростков из благополучных и неблагополучных семей нами было проведено эмпирическое исследование.
Базой исследования послужила МОУ «СОШ № 4» г. Альметьевск. Тестированием были охвачены 48 подростков.
Результаты эмпирического исследования показали, что - подростки из неблагополучных семей имеют более высокий уровень тревожности нежели подростки из благополучных семей и полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что имеются различия в уровнях тревожности у подростков из благополучных и неблагополучных семей, т.о. проведенное нами исследование и полученные результаты подтвердили, выдвинутую нами гипотезу.
Данные результаты могут быть использованы в психодиагностике и психокоррекции, а так же результаты, полученные в работе, помогут разрабатывать индивидуальные рекомендации по работе с подростками из неблагополучных семей имеющих высокий уровень тревожности, а, следовательно, они окажут эффективную помощь в снижении уровня подростковой тревожности.
Итак, мы пришли к выводу, что повышение тревожности у подростков из неблагополучных семей заключается в том, что он не только не получает необходимого внимания, родительской заботы и ласки, но и ограничен в таких сферах как финансовая, культурная и социально-бытовая. Он видит и перенимает девиантное, асоциальное поведение своих родителей. Это все оставляет неизгладимый след на психике подростка и итогом, которого является увеличения уровня тревожности и деструктивного развития. Подростка из неблагополучной семьи будут характеризовать следующие психологические проявления низкая самооценка, мотивация направлена на «не успех», часто переживает чувство страха, беспокоен и ведет замкнутый образ жизни.



1. Андреева И.Н. Взаимосвязь личной тревожности и социально¬психологических характеристик подростка: автореф. дис.канд. филол. наук. - Минск: БГПУ, 2002. - 22 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Михайлова В.А., 2008. - 218. с.
3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111 - 117.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность/ Под ред В.М Астапова. - СПб.: Питер, 2001.
-256 с.
5. Астапов В.М. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств // Прикладная психология. - 2002. - №2. - С. 32 - 43.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека
[Электронный ресурс]. URL: [http:ZZwww.fidel-kastro.ru/psihology
/library/berezin.html] (дата обращения: 25.11.2011).
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: ИПП,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
8. Большой психологический словарь / под. ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: АСТ, 2003. - 632 с.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления
критических ситуаций. - М.: Московский университет, 2004. - 200 с.
10. Выготский В.С. Вопросы детской психологии. - М.: Педагогика, 1997.
-224 с.
11. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. - СПб. 2004. - 384 с.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2004. - С. 214 - 218.
14. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336с.
15. Иванова О.Н. Бильданова В.Р. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №8. - С. 56 - 57.
16. Ковалева О.Л., Иванисова О.Ю., Спицына А.Ю. Особенности тревожности у подростков с разным уровнем тревожности // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №8. - С. 57 - 58. [Электронный ресурс]. URL: [http://elibrary.ru/ query_results.asp] (дата обращения: 29.11.2011).
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.:«МарТ», 2005. - 448 с.
18. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.:
Политиздат, 1984. - 335 с.
19. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.69 -78.
20. Костина Л.М. Адаптация первоклассников путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. - 2004. -№ 1. - С. 137 - 143.
21. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь,
2003.- 160 с.
22. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник. - М.: ТК Велби: Проспект,
2004.- 432с.
23. Костина Л.М. Психофизиологические показатели тревожности у детей и подростков // Ученные записки СПбГИПСР - 2009. - Т11. - №1. - С.31-35.
24. Кьеркегор С. Страх и трепет // Тревога и тревожность. - СПб., 2001. - 256 с.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981. - 584 с.
26. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 607 с
27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Академия, 2000. -190 с.
28. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С.12 -16.
29. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
30. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2004. - 200 с.
31. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004. - 247 с.
32. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
33. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Эксмо Пресс, 2001. - 416 с.
34. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. - 2001. - С. 49—56.
35. Немов Р.С. Психология в 3 Т.- Т.2 - М.: Владос, 1995. - 496 с.
36. Никитина В.А. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С.102 - 103.
37. Общая психология: учебник / Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 560 с.
38. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 448с.
39. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Московский психолого- социальный институт,
2005.- 288 с.
40. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20 - 33.
41. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2000. - 303 с.
42. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
43. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности /// Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С. 59 - 62.
44. Психические состояния / под. ред. Куликова Л.В. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
45. Психологическая энциклопедия / под. ред. Р. Корсини, А.Ауэрбаха. - 2¬е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
46. Решетова Т.Я. Представление о феномене тревожности личности в современной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - №1. - С. 90-94.
47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М. : ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
48. Савина Е., Шапина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. -
2006.- №4. - с. 11.
49. Словарь социально-психолого-педагогических терминов [Электронный
ресурс]. URL: [http://nashi-deti.detskii-dom-9.shkola.hc.ru/view_
vocabulary2.php?id=1] (дата обращения: 20.11.2011).
50. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
51. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - 2003. - С. 12-24
52. Столин В.В. Самосознание личности // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2007.-672 с.
53. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-128 с.
54. Тибекин А.Т. Тревожность как психогигиеническая проблема // Известия ТРТУ. - 2000. - Т18. - № 4. - С.184 - 185.
55. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост. - СПб., 2006. - 608 с.
56. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. Пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007. - 520 с.
57. Хольмберг Г. Фармакология и стрессовые реакции // Эмоциональный стресс. - СПб.: Питер, 2007. - С. 161-168.
58. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 690 с.
59. Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: Ленинградский университет, 2006. - С. 176 -188.
60. Шимгаева А.Н. Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения: автореф. дис.канд. филол. наук. - Москва, 2007. - 22 с.
61. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Под ред. Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 284 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ