Введение 7
1. Общая часть 10
1.1 Эксплуатационные требования предъявляемые к карьерной технике 10
1.2 Обоснование принятой к модернизации конструкции 11
1.3 Патентный поиск разработанной техники карьерные самосвалы производства ОАО БелАЗ 13
1.4 Анализ конструкции задних ведущих мостов 18
2. Конструкторская часть 24
2.1 Кинематический и прочностной расчёт зубчатого зацепления в плане
тарном редукторе 24
2.2 Прочностной расчёт планетарного редуктора с тремя сателлитами. 40
2.3 Прочностной расчёт планетарного редуктора с четырьмя сателлитами.57
2.4 Расчёт подшипников на требуемую грузоподъёмность 41
3. Технологическая часть 82
3.1 Назначение детали и выбор заготовки 82
4. Охрана труда 103
4.1 Общие требования безопасности 103
4.2 Требования безопасности перед началом работы 105
4.3 Требования безопасности во время работы 106
4.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях 109
4.5 Требования безопасности по окончании работы 110
5. Экономическая часть 111
5.1 Расчет экономической эффективности модернизированного карьерного
самосвала «БелАЗ-7555» грузоподъёмностью 60 тонн 111
5.2 Расчет экономических показателей эксплуатации модернизированного
карьерного самосвала «БелАЗ-7555» грузоподъёмностью 60 тонн 111
5.3 Расчет итоговых показателей экономической оценки 120
5.4 Технико-экономический анализ результатов разработки 121
Заключение 128
Список литературы 129
ПО «БелАЗ» - ОАО «Белорусский автомобильный завод» - один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. На предприятии выпускаются карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 360 тонн, техника для обеспечения производственного цикла в карьерах, машины для подземных работ, бульдозеры, погрузчики, аэродромные тягачи. «БелАЗ» является экспортоориентированным предприятием: более 70 % продукции реализуется в России. Заводу принадлежит около 30 % мирового рынка карьерных самосвалов. Он входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. 2012 год был для предприятия во много рекордным по многим показателям. Белорусским автозаводом было реализовано продукции более чем на миллиард долларов США, причём 96,2% ее ушло на экспорт ( темп роста экспорта - 150,8% к уровню 2010 года и 174,9% докризисного 2008 года), а положительное внешнеторговое сальдо составило 455 миллионов долларов. Это говорит о небывалой динамике и огромных перспективах предприятия. Ещё один пример - автозавод заключил крупнейший в своей истории контракт: в ближайшие десять лет он оправит 900 самосвалов российской компании «Мечел-Майнинг», которая в свою очередь увеличит поставки металла и заготовок для нужд БелАЗа. Это свидетельствует о стабильности во взаимоотношениях с потребителями карьерной техники и партнёрами.
Белорусская карьерная техника и запасные части к ней были поставлены более чем в 30 стран мира. Традиционными потребителями на просторах бывшего СССР являются Россия, Украина. Казахстан, Узбекистан и другие
Государства СНГ. В Азии - Китай, Монголия, Вьетнам и прочие. В Африке - ЮАР, Гвинея, Египет. В Латинской Америке - Чили, Венесуэла. В Европе - Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина, Польша, Эстония и др. Однако в течение года была проведена серьёзная работа по освоению и закреплению на новых перспективных рынках в Индонезии, Индии, Перу, Бразилии, Чили, Мексике. Планируется комплексный выход на них с учётом улучшения сервисного обслуживания и ремонта техники (в том числе нацеленности на капремонт узлов), приближения к местам эксплуатации складов запчастей. В мире растёт спрос на карьерную технику особо большой грузоподъёмности. Была реализована программа по созданию мощностей, увеличению объёмов производства и реализации машин свыше 90 и 360 тонн, а также запчастей к ним. Кроме того, планируется разработка и налаживание выпуска новых гигантов - 420-450-тонников. Поэтому БелАЗ поставил цель инвестировать в развитие производства порядка 450-500 миллиардов белорусских рублей. Для сравнения в 2010-м году подобные инвестиции составили 80 миллиардов, в 2011-ом около 196. Уже сейчас осуществлён серьёзный скачок по резкому увеличению объёмов производства карьерных самосвалов большой грузоподъёмности. В прошлом году выпущено 512 таких самосвалов и 9 специальных машин, в позапрошлом же - лишь 324 единицы суммарно. И сейчас в номенклатуре 130-160-тонников БелАЗ уверенно держит второе место в мире, уступая лишь американской компании Caterpillar, которой в последнее время удалось поглотить несколько своих конкурентов. Планируется создать за пару лет мощности для производства 1000 единиц в год: 830-850 машин, а остальное - в виде запасных частей, которые потребуются для обслуживания этого парка.
БелАЗ является одним из самых инновационно-активных предприятий Беларуси. Для дипломного проекта была предложена тема «Модернизация заднего моста карьерного самосвала БелАЗ-7555 грузоподъёмностью 60 тонн».
В данном дипломном проекте был модернизирован планетарный редуктор заднего ведущего моста карьерного самосвала БелАЗ-7555 грузоподъёмностью 60 тонн.
В результате тягово-динамического расчёта были определены передаточные числа на каждой передаче, обороты, крутящие моменты и мощность, как на насосном, так и на турбинном колёсах.
По результатам геометрического расчета для зубчатых передач планетарного редуктора, были определены основные параметры зубчатых колес, после чего были проведены проверочные расчеты на прочность. В прочностном рас-чете был проверен на прочность ось заднего ведущего моста.
После прочностного расчёта зубчатых колёс планетарного редуктора были определены коэффициенты запаса прочности для опасных сечений, с целью проверки правильного выбора зубчатых колёс и правильности расчётов. Во всех случаях прочность соблюдена.
После конструкторской проработки проекта были разработаны мероприятия по эксплуатации.
В данном дипломном проекте я использовал все свои навыки работы как будущего инженера-конструктора, также использовал полученные во время обучения знания по инженерным дисциплинам, закрепил и усовершенствовал навыки по работе с научной и технической литературой и закрепил навыки работы в графических редакторах.
Методическое указание по оформлению дипломных проектов для студентов специальности 1-3601201 «Проектирование и производство сельскохозяйственной техники».
2. Иванов М.И. Детали машин Изд. 3-е доп. перераб. М., «Высшая школа», 1976.
3. Барский И.Б. Конструирование и расчет тракторов. М. «Машиностроение» .1980.
4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин, курсовое проектирование. Москва, «Машиностроение», 1984.
5. Анилович В.Я. и др. Конструкция и расчет с/х тракторов. М.- Машиностроение. 1976.
6. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. - М.: Высшая школа, 1991.
7. Барский И.Б. Конструирование и расчет тракторов. М. Машиностроение. 1980.
8. Лукин П.П., Гаспарянц Г.А., Родионов В.Ф. Конструирование и расчет автомобиля. М. Машиностроение, 1984, -376с.
9. Тракторы. Проектирование, конструирование и расчет. Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов/ И.П. Ксеневич, В.В. Гуськов, Н.Ф. Бочаров и др.: Под общей редакцией И.П. Ксеневича. - М.: Машиностроение, 1991 -544
10. Общемашиностроительные нормативы режимов резания для технического нормирования работ на металлорежущих станках. Часть 1. Токарные станки.- М.: Машиностроение, 1974.
11. Мачульский И.И. Погрузочно-разгрузочные машины. - М.: Желдориздат,2000.
12. Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Комплексная
механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ». - М.: МИИТ,1996.
13. Охрана труда на транспорте. Под ред. Ю. Г. Сибарова. М.: Транспорт, 1981.
14. Свешников В.К. Станочные гидроприводы: Справочник: Библиотека конструктора. - М.: Машиностроение, 2004.
15. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 1/ Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение,1986.
16. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т. 2/ Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение,1985.
17. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование. - М.: «Мастерство» 2002. - 320 с.
18. Экономика машиностроительного производства : учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. / Ю.А Еленева . - 2-е изд.,стер.-М: Издательский центр «Академия», 2007.-256с.
19. http://stroy-technics.ru/article/obshchie-svedeniya-BelAZ.
20. http://habarovsk.neobroker.ru.
21. http: //vostokautocenter.ru/mehanika/funktsionirovanie.
21. http://auto-ally.ru/ekonomika/1826/index.html?page=2.