Развитие мотивации изучения иностранных языков у школьников подросткового возраста
|
Введение 3
Глава 1. Характеристика процесса формирования учебной мотивации подростков 6
1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии и
методике преподавания иностранных языков 6
1.2 Педагогические условия формирования у подростков опыта ценностно-смыслового отношения к учебной деятельности 18
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Практическое применение проектной деятельности как
средства мотивации 27
2.1 Развитие мотивации к изучению иностранного языка в средней
школе путём введения e-mail проектов с носителями языка 27
2.2 Разработка e-mail проекта социолингвистической направленности с
носителем языка для 9 класса 31
2.3 Использование социальных сетей в обучении иностранному языку в
9 классе как средство повышения мотивации 43
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение 1 55
Приложение 2 59
Глава 1. Характеристика процесса формирования учебной мотивации подростков 6
1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии и
методике преподавания иностранных языков 6
1.2 Педагогические условия формирования у подростков опыта ценностно-смыслового отношения к учебной деятельности 18
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Практическое применение проектной деятельности как
средства мотивации 27
2.1 Развитие мотивации к изучению иностранного языка в средней
школе путём введения e-mail проектов с носителями языка 27
2.2 Разработка e-mail проекта социолингвистической направленности с
носителем языка для 9 класса 31
2.3 Использование социальных сетей в обучении иностранному языку в
9 классе как средство повышения мотивации 43
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение 1 55
Приложение 2 59
В настоящее время формирование учебно-познавательной мотивации необходимо, так как она придает обучающимся особый личностный смысл, благодаря чему изучение предмета приобретает свою ценность. В основе познавательной мотивации лежит потребность в получении новых знаний, желание учиться и узнавать что-то новое каждый день. Благодаря этой мотивации обучающийся легко справляется с трудностями.
Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы в целом и учебно-познавательной мотивации в частности явно недостаточно изучены. Вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, взаимосвязи внутренних и внешних факторов ее развития, методологии ее формирования остаются неисследованными.
В результате форсированного обучения дети иногда сами не ищут новых знаний. При этом любопытство ребенка подавляется, дети растут вялыми, не проявляют инициативу и учатся повиноваться взрослому.
Актуальность данной проблемы обусловлена поиском эффективных методов повышения мотивации к изучению иностранного языка и формирования у обучающихся навыков общения на иностранном языке посредством внедрения проектной деятельности в учебный процесс.
Основная концепция исследования заключается в том, что важность мотивации, и особенно познавательной способности в изучении иностранного языка, не только не уменьшается на всех возрастных этапах обучения, но, наоборот, возрастает. В педагогической практике вопросы мотивации учащихся к изучению языка всегда остаются актуальными с учетом требований сегодняшнего дня.
Объект исследования: проблема мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.
Предмет исследования: использование E-mail-проектов как приёма, стимулирующего мотивацию к обучению английскому языку в среднем звене.
Цель исследования: исследовать и выявить, используя E-mail- проекты, учебную мотивацию к изучению английского языка школьниками среднего звена.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы
следующие задачи:
1) изучить и проанализировать состояние проблемы учебной мотивации подростков в процессе обучения в школе, обратившись к психолого-педагогической теории и практике;
2) выделить факторы, способствующие формированию положительной учебной мотивации у подростков при изучении ими иностранного языка;
3) рассмотреть проектную деятельность как один из способов повышения мотивации в учебной деятельности подростков при изучении иностранного языка;
4) разработать научно-методические рекомендации по развитию учебной мотивации подростков при изучении ими иностранного языка.
Основные методы исследования: наблюдение, анализ результатов и продуктов деятельности, моделирование...
Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы в целом и учебно-познавательной мотивации в частности явно недостаточно изучены. Вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, взаимосвязи внутренних и внешних факторов ее развития, методологии ее формирования остаются неисследованными.
В результате форсированного обучения дети иногда сами не ищут новых знаний. При этом любопытство ребенка подавляется, дети растут вялыми, не проявляют инициативу и учатся повиноваться взрослому.
Актуальность данной проблемы обусловлена поиском эффективных методов повышения мотивации к изучению иностранного языка и формирования у обучающихся навыков общения на иностранном языке посредством внедрения проектной деятельности в учебный процесс.
Основная концепция исследования заключается в том, что важность мотивации, и особенно познавательной способности в изучении иностранного языка, не только не уменьшается на всех возрастных этапах обучения, но, наоборот, возрастает. В педагогической практике вопросы мотивации учащихся к изучению языка всегда остаются актуальными с учетом требований сегодняшнего дня.
Объект исследования: проблема мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.
Предмет исследования: использование E-mail-проектов как приёма, стимулирующего мотивацию к обучению английскому языку в среднем звене.
Цель исследования: исследовать и выявить, используя E-mail- проекты, учебную мотивацию к изучению английского языка школьниками среднего звена.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы
следующие задачи:
1) изучить и проанализировать состояние проблемы учебной мотивации подростков в процессе обучения в школе, обратившись к психолого-педагогической теории и практике;
2) выделить факторы, способствующие формированию положительной учебной мотивации у подростков при изучении ими иностранного языка;
3) рассмотреть проектную деятельность как один из способов повышения мотивации в учебной деятельности подростков при изучении иностранного языка;
4) разработать научно-методические рекомендации по развитию учебной мотивации подростков при изучении ими иностранного языка.
Основные методы исследования: наблюдение, анализ результатов и продуктов деятельности, моделирование...
Центральной идеей в сфере обучения английскому языку в последние десятилетия является переосмысление традиционных подходов к образованию, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. Это диктует необходимость внедрения в учебный процесс инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения.
Проблема формирования устойчивой мотивации к изучению иностранных языков решается более успешно, если в ее основе лежит формирование потребности к общению на иностранном языке, что, в свою очередь, предполагает наличие сформированной языковой компетенции. Важно предоставить учащимся возможность решать реальные жизненные проблемы, которые порождают мысли с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Одной из инновационных технологий, способной решить проблемы создания условий для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, формирования и развития механизмов мышления, является метод проектов, в основу которого положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Данный результат достигается благодаря решению той или иной практически, или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблемный аспект проектной методики пробуждает мысль учащихся, позволяет включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка.
Успешная организация проектной деятельности зависит от уровня владения учащимися целого ряда необходимых для этого навыков и умений, в связи с чем возникает потребность в высоком уровне языковой компетенции, т.е. владении фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами изучаемого языка, а также знании его орфографических и орфоэпических норм.
Метод проектов дает возможность максимальной индивидуализации и дифференциации обучения, что выражается в предоставлении учащемуся условий для работы над посильным по объему и сложности заданием в своем собственном темпе и своими собственными методами.
Применение метода проектов основано на использовании разнообразных организационных форм работы (индивидуальных, групповых) и их всевозможных сочетаний, а также различных видов познавательной деятельности, выходящих за рамки традиционного обучения иностранному языку (интервью, анкетирование, эксперимент, разработка диаграмм, схем, таблиц, рисунков, составление репортажей и т.д.). Это обучение в системе социального взаимодействия, и учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и т.д.). Работа над проектом формирует чувство ответственности учащегося перед коллективом, развивает у участников командный дух, стимулирует развитие такого необходимого социального навыка как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Использование метода проектов влияет на мотивационную сферу учащихся, повышая интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату. Отрабатывается шкала индивидуальных ценностей, в которой результаты не только своего, но и труда других людей приобретают особую значимость, что способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивает умение правильно оценивать себя и других.
Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшей научно-исследовательской работе по данной теме: разработка методики
использования метода проектов на начальном этапе обучения иностранным языкам.
Проблема формирования устойчивой мотивации к изучению иностранных языков решается более успешно, если в ее основе лежит формирование потребности к общению на иностранном языке, что, в свою очередь, предполагает наличие сформированной языковой компетенции. Важно предоставить учащимся возможность решать реальные жизненные проблемы, которые порождают мысли с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Одной из инновационных технологий, способной решить проблемы создания условий для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, формирования и развития механизмов мышления, является метод проектов, в основу которого положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат. Данный результат достигается благодаря решению той или иной практически, или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблемный аспект проектной методики пробуждает мысль учащихся, позволяет включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка.
Успешная организация проектной деятельности зависит от уровня владения учащимися целого ряда необходимых для этого навыков и умений, в связи с чем возникает потребность в высоком уровне языковой компетенции, т.е. владении фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами изучаемого языка, а также знании его орфографических и орфоэпических норм.
Метод проектов дает возможность максимальной индивидуализации и дифференциации обучения, что выражается в предоставлении учащемуся условий для работы над посильным по объему и сложности заданием в своем собственном темпе и своими собственными методами.
Применение метода проектов основано на использовании разнообразных организационных форм работы (индивидуальных, групповых) и их всевозможных сочетаний, а также различных видов познавательной деятельности, выходящих за рамки традиционного обучения иностранному языку (интервью, анкетирование, эксперимент, разработка диаграмм, схем, таблиц, рисунков, составление репортажей и т.д.). Это обучение в системе социального взаимодействия, и учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и т.д.). Работа над проектом формирует чувство ответственности учащегося перед коллективом, развивает у участников командный дух, стимулирует развитие такого необходимого социального навыка как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Использование метода проектов влияет на мотивационную сферу учащихся, повышая интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату. Отрабатывается шкала индивидуальных ценностей, в которой результаты не только своего, но и труда других людей приобретают особую значимость, что способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивает умение правильно оценивать себя и других.
Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшей научно-исследовательской работе по данной теме: разработка методики
использования метода проектов на начальном этапе обучения иностранным языкам.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Связь показателей мотивационной сферы учащихся с успешностью изучения иностранного языка на разных этапах школьного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Обучение чтению на английском языке учеников младшего подросткового возраста в школах Абхазии
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Нестандартные домашние задания как способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2024 - ТЕКСТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК
СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2020 - Использование методов геймификации в процессе обучения
иностранному языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



