ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие самооценки в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Возрастные особенности самооценки в младшем подростковом
возрасте 11
1.3. Методы психологической коррекции самооценки младших подростков 21
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОП^ТТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 27
2.1. Организация и методы исследования психологической коррекции
самооценки младших подростков 27
2.2. Анализ уровня самооценки младших подростков 29
2.3. Комплекс занятий по психологической коррекции самооценки младших
подростков 37
2.4. Динамика самооценки младших подростков 42
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Современное направление образования в нашей стране ориентировано на признание права обучающегося на реализацию своей индивидуальности и всестороннее развитие здоровой, самостоятельной и творческой личности. По Федеральному государственному образовательному стандарту одним из условий развития личности, способной к самоактуализации и готовой к высокой социальной мобильности, выступает адекватная самооценка. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей [39].
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» указано, основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, в том числе развитие нравственных убеждений, культуры межличностного и межэтнического общения, способности к социальному самоопределению и самопознанию, навыков рефлексии, инструментом которых является самооценка, что еще раз доказывает актуальность развития адекватной самооценки [38]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из первых и важных задач в сфере личностного развития и воспитания обучающихся является формирование способности к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению [39].
Самооценка является системообразующим ядром «Я-концепции», которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка обуславливает динамику и направленность развития субъекта, характер взаимоотношений, психологический климат в коллективе.
Соответственно, одним из центральных направлений современного образовательного процесса становится формирование у подростка представления о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности.
К проблеме самоотношения и самооценки обращались многие психологи. В зарубежной психологии проблеме самооценки посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса, Т. Дембо, Ч. Кули, К. Роджерса, Э. Эриксона и других. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В. Бороздиной, Т.В. Галкиной, А.А. Деркача, Е.В. Зинько, Т.В. Корниловой, О.Н. Молчановой, С.Р. Пантилеева, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн, К.Р. Сидорова, В.В. Столина, А.Т. Фатуллаевой и других. Несмотря на различные подходы к определению самооценки, учеными были рассмотрены вопросы онтогенеза самооценки, ее структура, виды, функции и закономерности развития...
Психологическая коррекция самооценки у младших подростков - важная задача, поскольку в этот период развития личности формируются основные представления о себе и своем месте в обществе. Возраст от 10 до 14 лет характеризуется интенсивным физическим и психологическим развитием, поэтому ребенок продолжает искать свое место в мире, а его самооценка может быть подвержена значительным колебаниям.
Самооценка - это сложный процесс, включающий в себя оценку своих собственных качеств, способностей, достоинств и недостатков. У младших подростков сложившаяся самооценка может зависеть от ряда факторов, таких как общение с окружающими, успехи в учебе, внешний вид. Неудовлетворительная самооценка может привести к различным проблемам, таким как, депрессия, агрессия, чрезмерное стремление к успеху или бесконечное сравнение себя с другими, низкая учебная успеваемость.
Психологическая коррекция самооценки у младших подростков предполагает комплексное воздействие на различные аспекты личности. Важным этапом является работа над формированием позитивного самопонимания и признания своих уникальных качеств. Для этого психолог использует различные методики, такие как самоанализ, игровые техники, групповую и индивидуальную работу.
Одним из основных направлений психологической коррекции самооценки у младших подростков является работа над устранением искаженных убеждений о себе. Часто дети могут перенимать негативные убеждения от родителей, учителей или сверстников, что приводит к формированию негативного самопонимания. Психолог помогает подростку разобраться в этом, выявить искажения и изменить их на более позитивные убеждения.
Кроме того, для коррекции самооценки у младших подростков важно работать над развитием личностных качеств и навыков. Помощь в развитии уверенности, коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта помогут ребенку лучше понять себя, свои сильные стороны и научиться работать над своими слабостями.
Особое внимание в психологической коррекции самооценки у младших подростков следует уделить работе над эмоциональным состоянием. Часто низкая самооценка связана с недостаточным уровнем самоконтроля, неустойчивым эмоциональным фоном и проблемами в отношениях с окружающими. Психолог помогает подростку научиться управлять своими эмоциями, развивать стрессоустойчивость и улучшить качество общения.
Итак, психологическая коррекция самооценки у младших подростков - это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Своевременная помощь и поддержка со стороны специалиста помогут ребенку преодолеть негативные убеждения, развить уверенность в себе и признание своих сильных сторон, что позволит успешно справляться с жизненными вызовами и строить гармоничные отношения с собой и окружающими.
Мы провели исследование, из которого вытекают следующие выводы:
1. Согласно результатам нашего изучения, самооценка младших подростков существенно влияет на их эмоциональное состояние, отношения с окружающими и успех в различных аспектах жизни. Низкая самооценка может породить неуверенность и негативные эмоции, в то время как высокая самооценка способствует лидерству и умению эффективно управлять стрессом. Важно поощрять у подростков здоровую самооценку, чтобы помочь им успешно преодолевать жизненные трудности.
2. Проведение коррекционно-развивающих мероприятий для улучшения самооценки младших подростков позволяет успешно работать над преодолением проблемы с самооценкой, корректировать негативное поведение и эмоциональные расстройства, а также создавать гармоничные взаимоотношения с окружающими. Программа способствует развитию личности подростка, его самоанализу и улучшению взаимодействия с миром.
3. Наши исследования подтверждают, что программа по повышению самооценки эффективно работает с младшими подростками, снижая низкую самооценку и увеличивая ее адекватность. Участники программы смогли поверить в себя и улучшить свою самооценку, что стало признаком успешности занятий.
4. Таким образом, наша гипотеза была подтверждена после статистической проверки.
1. Баумейстер Рой Ф., Л. Смарт и Дж. Боден Связь эгоизма, находящегося под угрозой, с насилием и агрессией: темная сторона самооценки» в Психологический обзор, 1996. С. 5-33.
2. Бороздина Л.В. Самооценка в структуре самосознания // Факторы риска психосоматических заболеваний: Учеб. пособие. М., 2008.
3. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход М.: Институт психологии РАН, 2011. 399 с.
4. Гусейнова Ф. Е. Самооценка как важная составляющая самовоспитания подростков // Инсайт : психологические измерения общества : матер. междунар. конф. / ред. кол. : И. С. Попович, С. И. Бабатина, И. Р. Крупник и др. Херсон : ИД «Гельветика», 2019. вып. 1(16). С. 281-282.
5. Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса. акмеологического развития // Мир психологии. 2008. 214 с.
6. Добсон Д. Воспитание не для малодушных. М.: Библейский взгляд, 2011. 272 с.
7. Зелова М.А. Особенности формирования самооценки подростков и ее связь с межличностными отношениями // Вестник МИТУ-МАСИ. 2018. № 19. С. 65-67.
8. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. 368 с.
9. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. Калининград: КОИРО, 2011. 118 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание, стереотипное. Москва : Смысл : Академия, 2005. 352 с.
11. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Питер, 2017. 723 с.
12. Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности // Мир психологии. 2011. №1. С.82-95.
13. Мотков А.А. Изучение личности подростков в учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2023. №1. С. 8-14.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М. : Академия, 2022. 200 с.
15. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент. Мн.: выш. шк, 2020. 145 с...50