Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Работа №164254

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы171
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования читательской компетентности младших школьников при изучении художественного текста.
§ 1. Психолого-педагогическое обоснование восприятия художественного
текста в начальной школе 7
§ 2. Художественный текст как средство формирования читательской
компетентности младших школьников 20
§ 3. Методические проблемы формирования читательской компетентности
младших школьников на основе анализа художественного текста 27
Выводы по I главе 50
ГЛАВА II. Исследование читательской компетентности младших школьников в работе над художественным текстом.
§ 1. Диагностика актуального уровня развития читательской компетентности младших школьников 52
§ 2. Работа по формированию читательской компетентности младших
школьников с опорой на художественный текст 71
§ 3. Определение эффективности работы над формированием читательской компетентности младших школьников на основе изучения художественных
текстов 79
Выводы по II главе 93
Список литературы 98
Приложения 108

В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Однако специалисты в области исследования процессов чтения отмечают, что под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус и круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Это позволяет говорить о «недетских проблемах детского чтения», об изменении модели чтения. На смену «литературоцентрической модели» [Чудинова, 2007], включающей в себя разнообразный читательский репертуар, общение со сверстниками по поводу прочитанного, позитивное отношение к библиотеке, приходит «новая модель», в которой круг интересов школьников сужается до «листания» журналов, комиксов, детективов. При этом теряется эстетическая сторона чтения. По мнению ученых, следствием такого положения вещей становится падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.
С введением Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно [ФГОС, 2011]. Это умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем. Впервые Примерная программа по литературному чтению называет формирование читательской компетентности целью начального литературного образования [Маранцман, 1971].
Проблемы, связанные с пониманием текста как культурного феномена, получили теоретическое обоснование во второй половине XX века. В общекультурном аспекте они разрабатывались в научных исследованиях М.М
Бахтина, В.В. Виноградова, Р. Барта, А.А. Брудного, Ю.М. Лотмана и др. Теоретическое осмысление путей совершенствования процессов чтения в начальной школе содержится в работах Е.И. Голубевой, Н.Н. Сметанниковой, В.П. Чудиновой, Г.А. Цукерман, В.Г. Маранцмана, А.А. Вербицкого, В.К. Загвоздкина, И.А. Зимней, Е.А. Самойлова, А.В. Хуторского, М.П.
Воюшиной, С.В. Самыкиной и др.
В последние годы в научный обиход вошел термин «читательская компетентность»: он находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте, программах по литературному чтению для начальной школы (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.). Под читательской компетентностью обобщенно понимается «осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [ФГОС, 2011].
С.В. Самыкина, рассматривая структуру читательской компетентности, рассматривает ее как «интегративную характеристику личности, которая складывается из когнитивной (восприятие текста) составляющей, деятельностного компонента (умение оперировать художественным текстом), мотивационного компонента (личностного отношение к процессу чтения)» [Самыкина, 2014, с. 4].
В настоящее время феномен читательской компетентности исследован не в полной мере, нет единого мнения в выделении ее показателей, не разработана методика диагностики.
Все вышеизложенное определяет актуальность проблемы изучения читательской компетентности младших школьников.
Цель работы: проверить эффективность использованных методик при работе над художественным текстом в процессе формирования читательской компетентности младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования читательской
компетентности младших школьников при изучении художественных текстов.
Предмет исследования: комплекс заданий, включающих работу над когнитивным, деятельностным, мотивационным компонентами читательской компетентности на основе анализа художественного текста.
Задачи:
1. Анализ теоретической литературы по теме исследования.
2. Составление и апробация программы констатирующего эксперимента.
3. Составление и апробация программы формирующего эксперимента над совершенствованием читательской компетентности при анализе художественного текста в когнитивном, деятельностном и мотивационном аспектах.
4. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
5. Статистическая обработка экспериментальных данных.
Методы:
1. Анализ теоретической литературы;
2. Количественный и качественный анализ полученных данных;
3. Статистическая обработка данных.
Гипотеза: если при анализе художественного текста проводить работу над пониманием содержания и формы произведения (когнитивный компонент), организовывать разнообразные виды деятельности, связанные с восприятием художественного произведения (деятельностный компонент), формировать заинтересованное отношение к чтению (мотивационный компонент), это послужит эффективным средством формирования читательской компетентности.
Практическая значимость: материал может быть использован на уроках русского языка и литературы, в частности, на уроках внеклассного чтения.
Работа прошла апробацию на Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 17 - 18 апреля 2015 г.
Была опубликована статья: Гладилина, Г.Л., Стальмакова, О.О. Работа над формированием читательской компетентности младших школьников на основе анализа рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип» // Филологическое образование в период детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства» / Отв. ред. Е.Б. Плаксина. - Екатеринбург, 2015. - 204 с. - С. 121 - 124.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из актуальных проблем современной начальной школы является формирование читательской компетентности. Цель начального литературного образования, отмеченная в документах ФГОС НОО, формулируется именно в компетентностном ключе. В выпускном квалификационном исследовании изучался процесс формирования читательской компетентности на основе анализа художественного текста. Мы предположили, что для формирования всех компонентов читательской компетентности нужно провести комплексную работу над художественным текстом, включить различные виды деятельности с ним.
1. Была проанализирована методическая, психолого-педагогическая, литература, посвященная проблемам формирования ЧК. На основании этого анализа мы пришли к выводу, что необходимо конкретизировать само понятие рассматриваемой компетентности, выделить виды деятельности по освоению художественного текста, интересные современному ребенку; выработать диагностику ЧК. Читательская компетентность понимается нами как интегративная характеристика личности, которая складывается из когнитивной (восприятие текста) составляющей, деятельностного компонента (умение оперировать художественным текстом), мотивационного компонента (личностного отношение к процессу чтения).
2. После изучения литературы по теме исследования нами был спланирован и проведен констатирующий эксперимент. На основе существующих методик определения уровня читательской компетентности мы разработали программу констатирующего эксперимента, которая включает в себя основные аспекты диагностического исследования: когнитивный, деятельностный, мотивационный. Результат диагностики - выявление следующих показателей: уровней восприятия художественных текстов, умений ориентироваться в круге чтения, умения применять полученные
знания в работе с книгой, мотивация чтения. По каждому из указанных показателей были разработаны критерии и уровни развития: высокий, средний, низкий. Программа прошла апробацию в ходе эксперимента.
3. Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на формирования читательской компетентности.
Формирующий эксперимент проводился на уроках литературного чтения. На данных уроках мы организовали работу по всем трем компонентам ЧК. В рамках формирования когнитивной составляющей на основе анализа рассказа «Стрижонок Скрип» мы воздействовали на все стороны читательского восприятия художественного произведения, которые отмечала М.П. Воюшина: понимание причин поступков героев, умение видеть причинно-следственную связь событий в рассказе, умение осваивать и верно интерпретировать идею произведения, определять авторскую позицию, умение выражать эмоциональное отношение, умение понимать роль художественных средств. Деятельностный компонент был реализован посредством вовлечения учащихся в различные виды деятельности с книгой: подбирали научную литературу про стрижей, прослушивали записи с голосами птиц. Формируя умение оперировать текстом, мы предлагали школьникам сравнить произведения, найти общее и отличие, а также подобрать дополнительную литературу на заданную тему. При формировании мотивационного компонента нами была составлена викторина и кроссворд по рассказу «Стрижонок Скрип». Выбор таких форм работы обусловлен тем, что в них реализуется потребность детей в состязании и развлечении. Таким образом, при выполнении этих игровых заданий у школьника возникнет необходимость в постоянном обращении к произведению, появляются мотивы для перечитывания рассказа, возрастает читательский спрос на другие произведения этого автора.
4. По результатам формирующего эксперимента для проверки
эффективности исследования был проведен контрольный срез, задания которого соответствовали заданиям констатирующего эксперимента. Анализ результатов контрольного среза показал, что после проведения эксперимента в экспериментальном классе произошли значительные изменения в уровнях развития читательской компетентности. Число учащихся с высоким уровнем развития ЧК возросло на 30 - 50%, со средним уровнем 20 - 30 %, а низкий уровень уменьшился в 3 раза. Следовательно, программа, разработанная на основе анализа художественного произведения, вовлечение в различные виды работы с книгой, мотивам обращения к ней, способствует развитию читательской компетентности младших школьников.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами в процессе работы над формированием читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения и внеклассной работы.


1. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения //Из опыта работы педагогов Ставропольского края / СКИПКРО, 2009.
2. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М.: Просвещение, 1997.
3. Алексеевская, А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
4. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск,1990.
5. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение. - М.; Просвещение 1978.
6. Асмолова, А.С. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя - М.:
Просвещение, 2011.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое
понимание развития личности. - М: Смысл: издательский центр
«Академия»,2007.
8. Бабенко, Л.Г., Казарин, Ю.В. Филологический анализ текста [Текст] / под ред. Л.Г. Бабенко. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга 2004.
9. Барт, Р. От произведения к тексту [Текст] // Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М.: Прогресс, 1989.
10. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]. - М.: Искусство, 1975.
11. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.,1988(в теории).
12. Брудный, А.А. Понимание как философская и психологическая проблема // Вопросы философии, № 10. 1975.
13. Брудный, А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур//
Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М., 1976.
14. Вербицкий, А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: ЛОГОС,2009
15. Виноградов, В.В. Проблемы содержания и формы литературного произведения [Текст]. - М.: МГУ, 1958....74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ