Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание логопедической работы по формированию понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №164251

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
Глава I. Проблема развития понимания текстов при нормальном и нарушенном речевом развитии 8
1.1. Лингвистическая и психолингвистическая характеристика текста 8
1.2. Овладение навыками понимания текстов младшими школьниками в
онтогенезе 13
1.3. Анализ методических подходов по формированию понимания текстов
младшими школьниками с задержкой психического развития 17
Глава II. Разработка, реализация и оценка результатов проекта 33
2.1. Предпроектное исследование 33
2.2. Паспорт проекта 40
2.3. Описание продукта проекта 43
2.4. Оценка результатов проекта 61
Заключение 70
Библиография 73
Приложения 81

Актуальность. Развитие качества чтения и понимания текста является одной из ключевых задач государственной программы развития образования в Российской Федерации. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование, которое проводится с целью оценить уровень грамотности и навыки чтения учащихся. Сохранение лидерства России в этом исследовании имеет важное значение для обеспечения высокого уровня образования и приобщения детей к человеческой культуре.
Квалифицированное чтение необходимо для успешного решения задач, связанных с когнитивными (познавательными) и коммуникативными процессами. Понимание текстов позволяет учащимся не только усваивать новые знания, но и развивать критическое мышление, аналитические и коммуникативные навыки. Поэтому особое внимание уделяется развитию навыков чтения и понимания текста как одному из приоритетных направлений образовательной политики России.
Социально-культурный контекст невозможен без полноценного усвоения детьми текстового материала. Важным аспектом обучения чтению является его смысловая направленность, связанная с восприятием и анализом речи в графическом представлении.
В процессе чтения дети познают мир не только благодаря знаниям, но и через семантическую структуру языка.
Недостаточность знаний о смысловом знании, неумение правильно анализировать и синтезировать текст позволяет считать исследование актуальным.
Целью проекта является выявить трудности понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития, определить содержание логопедической работы по их преодолению.
Объект проекта - понимание текстов младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом проекта выступает устранение нарушений по пониманию текстов у младших школьников с задержкой психического развития.
Идея проекта - специально организованная логопедическая работа по развитию понимания текстов у школьников с задержкой психического развития, которая повысит уровень сформированности понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития.
Продукт проекта - содержание логопедической работы по пониманию текстов у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи проекта:
1. Провести теоретический анализ современного состояния проблемы понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить специфику навыков понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Подобрать содержание логопедическую работу по формированию понимания текстов у обучающихся младших школьников с задержкой психического развития.
4. Апробировать и оценить результаты логопедической работы по формированию понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Метод проектирования.
3. Метод качественно-количественной оценки полученных результатов.
Организация и база проекта: МБОУ СОШ расшифровка аббревиатур города Усть-Илимск.
Практическая значимость: данное исследование являет собой одну из разработок, способствующих более глубокому рассмотрению проблемы понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития. Результаты исследования позволяют представить содержание логопедической работы на основе диагностических данных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного анализа имеющихся литературных данных можно сформулировать следующие выводы.
Таким образом, текст - это законченное художественное произведение, которое состоит из заголовка, названия и ряда других единиц. Если говорить о связности текста, то можно выделить две основные категории: информативность и ситуативность. Различают три уровня содержания текста: первый, второй и третий. Поверхностный и концептуальный анализ текста. Анализ текста на разных уровнях включает в себя выявление смысловых связей между текстом и его содержанием. В зависимости от того, какие механизмы задействованы в тексте, выделяются основные смысловые блоки. Для того чтобы анализировать текст, нужно обладать определенными навыками и умениями. Таким образом важную лингвистическую характеристику текста имеет способ его распределения. За это отвечают механизмы актуальной раздельности. Выделяются две основные темы - тема и рема, которые отличаются друг от друга. Тематическую связь называют тематической. Затекстом называют события, которые отображаются в тексте. Цепочка ключевых слов относится к тексту-мотиву. В наборе таких слов обязательно должны быть какие-то особенности, которые делают его целостным и связным. В первую очередь речь идет о синтаксических отношениях между словами и их значением. Выделение слов должно быть таким, чтобы было видно упорядочение. Если речь идет о ключевых словах, то они должны быть выстроены в цепочку. Кроме того, в цепочке должно быть, как минимум 8-10 имен существительных. Выделяют ключевые слова, которые часто повторяются в тексте.
Смысловая обработка текста - это процесс осмысления информации, который приводит к пониманию или непониманию. Проанализировать содержание текста можно с помощью определенных текстовых умений. Сложность заключается в том, что текст обрабатывается сложными механизмами. Понимание текста может быть различным, в зависимости от структуры и содержания. Анализ, оценка и сравнение являются важными составляющими понимания. Понимание текста происходит постепенно, по мере его обработки и интеграции в единое целое.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что у детей с задержкой психического развития основная психологическая предпосылка для понимания текста оказывается недостаточно сформированной. Как бы то ни было, этот вопрос до сих пор не изучен. Научная и практическая педагогика уделяют большое внимание изучению проблем, связанных с осмыслением текста у детей с нарушениями умственного развития. В настоящее время принято выделять 4 типа ЗПР, которые в свою очередь подразделяются на четыре основные группы: конституционально-соматогенные и психогенно­органические. Это обусловлено незрелостью эмоционально-интеллектуальной сферы, а также недостаточно развитой интеллектуальной сферой. Для таких учащихся характерны проблемы, связанные с восприятием и переработкой зрительно-двигательной информации. В некоторых случаях это обусловлено неправильным пониманием текста. В то же время, наличие таких условий может свидетельствовать о том, что аномальные дети имеют проблемы с пониманием текста. Недостаточность процесса понимания у детей-инвалидов подтверждается многочисленными исследованиями, проведенными специалистами в области дефектологии.
Итак, в данной работе исследование проводилось в три этапа, каждый из которых состоял из трех этапов. На втором этапе были выявлены проблемы с пониманием текста у детей, имеющих задержку психического развития. На первом этапе была проведена коррекционная работа, направленная на формирование умения анализировать и синтезировать текстовую информацию.
После этого были проведены повторные диагностические исследования, направленные на выявление уровня понимания текстов младшими школьниками. Положительная динамика в уровне, свидетельствует о положительной тенденции. В то же время, высокий уровень развития не был выявлен у детей с задержкой психического развития. Проведенная работа с детьми, имеющими задержку в психическом развитии, должна быть направлена на развитие умения анализировать и синтезировать текстовую информацию.
Далее была проведена повторная диагностика понимания текстов у младших школьников с задержкой психического развития. Можно сделать вывод о том, что динамика уровня понимания текста имеет положительную тенденцию. Также отметим, что высокий уровень не был определен у младших школьников с задержкой психического развития. Идея проекта подтвердилась, а именно - специально организованная логопедическая работа по развитию понимания текстов у школьников с задержкой психического развития, будет эффективна если, проведена работа по формированию речемыслительного механизма и развитию навыков анализа и синтеза текстовой информации.


1. Н.А. Абрамова, Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями / Н.А. Абрамова, Н.Н. Иванова,
2. Н.Э. Куликовская, И.А. Юдина // Прага. - 2020. - С. 54-74.
3. А.К. Аксенова, Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов / 4.
А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
5. Б.Г. Ананьев, Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев; под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. - М.: Наука, 2021. - 279 с.
6. О.А. Андреев, Учитесь быстро читать / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. - М.: Просвещение, 2018. - 57 с.
7. Н.Г. Андреева, Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопедов: в 3 частях / Н.Г. Андреева; под редакцией Р.И. Лалаевой. - Москва: ВЛАДОС, 2019. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. - 182 с.
8. П.К. Анохин, Эмоции. Психология эмоций: Тексты / П.К. Анохин. - М.: Просвещение, 2020. - 209 с.
9. М.В. Арсеньева,. Характер нарушений репродуцирования текста у детей с задержкой психического развития и методика их коррекции /
10. М.В. Арсеньева, М.Г. Ивлева // Специальное образование. - 2021. - №. 1 (61). - С. 5-20.
11. Л.Б. Баязова, О некоторых приёмах обучения навыкам чтения / Л.Б. Баязова, В.А. Волков // Начальная школа. - 2019. - № 5. - С. 60-63.
12. Л.Н. Блинова, Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2021. - 136 с.
13. Л.А. Брюховских, Особенности смысловой обработки текста обучающимися 2-3-х классов с задержкой психического развития /
14. Л.А. Брюховских // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2022. - №. 2 (60). - С. 5­12.
15. Т.А. Бутенко, Дидактический материал для отработки навыка чтения младших школьников / Т.А. Бутенко. - Ростов-на-Дону: Баро-пресс, 2017. - 318 с....82


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ