Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование психологических характеристик детей, занимающихся разными направлениями музыкального творчества

Работа №164230

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования психологических характеристик детей, занимающихся разными
направлениями музыкального творчества 11
1.1. Понятие «творчества» в психологической науке, виды
творчества 11
1.2. Специфика музыкальной деятельности 23
1.3. Психологические характеристики детей, занимающихся вокальной
исполнительской деятельностью 28
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в психологических характеристиках детей, занимающихся разными направлениями музыкального творчества 39
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ результатов диагностики психологических характеристик детей,
занимающихся музыкальным творчеством 44
2.3. Различия в психологических характеристиках детей, занимающихся
эстрадным и народным пением 64
Выводы 70
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение 84


На сегодняшний день, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке наблюдается тенденция, связанная с ростом интереса к изучению проблемы детского творчества.
Понятие «творчество» подразумевает под собой деятельность определенной личности, результатом которой становится создание ценностей, впоследствии становящихся факторами культуры.
В свою очередь, творческий потенциал человека зависит от ряда психологических факторов, таких как способности, творческое мышление, воображение, креативность, различные психологические характеристики, стимулирующие творческую активность личности.
В связи с этим актуальными становятся исследования, обращенные к изучению роли психологических характеристик детей, осваивающих какие- либо виды творческой деятельности.
Также актуальность исследования данной проблемы в условиях творческой микросреды обусловлена необходимостью развития у детей и подростков индивидуальных особенностей, творческих качеств, создания условий для формирования основных компонентов креативности.
Творческое самовыражение способствует преодолению кризиса идентификации, который особенно характерен для подросткового возраста. Одной из центральных потребностей личности является стремление найти себя среди других, свое место в жизни. Конфликт между потребностью выразить себя и страхом, что окружающие не примут этого, является одним из основных препятствий на пути самореализации подростка.
Агрессивность современного мира, высокий уровень требований, быстрый темп жизни предполагают, что успешной в достижении своих личных целей может стать психически стабильная, духовно-целостная личность, формированию которой способствует включение в различные виды творческой деятельности.
В связи с этим важной диагностической задачей является изучение эмоционально-ценностного отношения личности к себе, ее стремлений к развитию своих личностных возможностей, мотивационно-ценностной сферы, потребности в социальных контактах, эмоциональности, социальной пластичности, как проявления предметно-деятельностных и коммуникативных аспектов темперамента.
Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств, благодаря уникальности, высокой степени обобщенности своего языка [8].
Проблему исследования составило противоречие между достаточно тщательной изученностью различных сторон творческой деятельности, наличием большого количества работ, направленных на сравнение психологических характеристик личности, включенной в различные виды творчества, и недостатком психологических исследований, посвященных изучению психологических характеристик личности, занимающейся разными направлениями музыкального творчества.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблемы творчества занимались многие отечественные и зарубежные авторы.
Так, исследованием проблемы способностей и творческого мышления посвящены работы таких ученых, как: Ананьев Б.Г. [2, 3], Андреев В.И. [4], Бабаева Ю.Д. [6, 7], Дружинин В.Н. [13], Ильясов И.И., Ковалев А.Г., Матюшкин А.М., Платонов К.К., Пономарев Я.А. [24], Рубинштейн С.Л. [27, 28], Теплов Б.М. [34], Холодная М.А. [36], Шадриков В.Д. [39, 40], Юркевич В.С. и др.
В настоящее время ученые занимаются поиском интегрального показателя, характеризующего творческую личность.
С точки зрения Брушлинского А.В. [9] такой показатель представляет собой сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов, непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления.
В зарубежной психологии изучением творческого мышления занимались Д. Брунер (рассмотрение роли способностей для нового кодирования информации), М. Гэллах, Н. Коган (познавательная сфера креативных детей характеризуется наличием широких категорий и высоким уровнем когнитивной гибкости), П. Торенс (исследование креативного мышления) [45], Г. Уоллес и др.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы по проблеме изучения психологических характеристик детей, занимающихся разными направлениями музыкального творчества, было установлено, что под музыкальным творчеством понимается вид активной психической деятельности, связанной с музыкальным искусством и процессом создания музыкального произведения. При исполнительстве и восприятии музыкального произведения речь идет о музыкальной деятельности.
Проблему исследования составило противоречие между достаточно тщательной изученностью различных сторон творческой деятельности, наличием большого количества работ, направленных на сравнение психологических характеристик личности, включенной в различные виды творчества, и недостатком психологических исследований, посвященных изучению психологических характеристик личности, занимающейся разными направлениями музыкального творчества.
В связи с этим важной диагностической задачей является проведение эмпирического исследования, направленного на изучение различий в психологических характеристиках детей, занимающихся эстрадным и народным пением.
Научная новизна работы состоит в том, что установлены различия в психологических характеристиках детей, занимающихся эстрадным и народным пением, на основе чего дано описание психологических характеристик детей, занимающихся эстрадным и народным пением.
В магистерской диссертации обоснована практическая значимость проведенного исследования, заключающаяся в том, что полученные данные могут быть использованы в таких направлениях психологии, как психология творческой деятельности, тренинговая работа с детьми и др. Результаты исследования применяются в рамках курса «Особенности социально-психологического тренинга с подростками» при подготовке бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», а также могут быть использованы в процессе проведения тренингов с целью развития творческого потенциала детей и подростков.
Основные положения магистерской диссертации могут расширить представление о содержании понятия «музыкальное творчество», а также раскрыть психологические характеристики детей, занимающихся эстрадным и народным пением.
Результаты проведенного анализа могут способствовать развитию самовыражения и проявлению индивидуальности с учетом психологических характеристик детей, таких как, осознанность «Я», саморуководство и последовательность «Я», чувство привязанности к своему «Я», самоактуализация, параметры мотивационно-ценностной сферы, потребность в социальных контактах, эмоциональность.
Представленные данные будут способствовать повышению теоретического уровня подготовки педагогов-психологов для планирования и проведения социально-психологических тренингов по развитию креативности в подростковой среде.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 299 с.
2. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. Склонности и способности. - 1962. - С. 15-37.
3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Психология художественного творчества: Хрестоматия. - Минск, 1999.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 566 с.
5. Андреева И.Н. Эмоциональные особенности творческой личности / И.Н. Андреева // Психология. - 2003. - № 1. - С. 51-60.
6. Бабаева Ю.Д. Динамический подход к идентификации одаренности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. - М. - Т. 1. - 2007.
7. Бабаева Ю.Д. Психология детской одаренности / Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина. - М., 2000.
8. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М. - Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 352 с.
9. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994.
10. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. - М., 1998. - 175 с.
11. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М.: Р.П.А., 1995. - 43с.
12. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности / А.М. Голуб. - 2009. - № 4. - С. 53-57.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 2002.
14. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ермолич. - 2007. - № 9. - С. 23-
27.
15. Зауторова Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. - 2008. - № 2. - С. 68-73.
...
45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ