ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОПРЯЖЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА И ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ УСПЕШНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ 6
1.1. Социология, спорт и личность 7
1.2. Тренировочный процесс 18
1.3. Психология спортсменов 32
1.4. Наука в спорте 47
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 59
2.1. Организация исследований 59
2.2. Методы исследований 60
ГЛАВА 3 СЛОЖНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СПОРТСМЕНА ВО ВРЕМЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 62
3.1. Сопряжение спортивной деятельности спортсмена и 62
социальной среды
3.2. Спортивная деятельность как сложный механизм, 74
способствующий гармоничному развитию личности
3.3. Спортсмены - общественные и государственные деятели.... 83
ВЫВОДЫ 103
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 117
Актуальность: в настоящее время отношение к спорту и спортсменам у обывателя неоднозначно, чаще всего у людей, не занимающихся спортом, возникают такие вопросы как: Зачем тебе это надо? Как в положительном плане (материальном, финансовом и т.п.) спорт поможет тебе в жизни? Закончишь тренироваться и что потом? Естественно, что раз такие вопросы возникают то у данной категории людей при неумении спортсменов ответить наданного рода вопросы возникает своеобразное отторжение к спорту. В настоящее время в современной доступной литературе вопросу дальнейшей социализации личности спортсмена (после окончание спортивной деятельности) или взаимосвязи непосредственно спортивной деятельности и дальнейшей жизнедеятельности представителей различных видов спорта уделяется незаслуженно мало внимания Специалистам по спорту, соответственно необходимо нивелировать данную проблему путем аргументированного прояснения ситуации. Это поможет с одной стороны показать, что человек занимающийся спортом это не просто «машина», но и способный простым доступным языком переубедить таких людей изменив их отношение к спортивной деятельности, проявив тем самым, что в спортивной среде, так и в обычной жизни выявляются лидеры. То есть люди способные убеждать, «заражать» определенными идеями, эмоциями и чувствами, следовательно, вести за собой людей. Лидерство - это одна из составляющих успешного человека. А, как известно, родиться таким человеком невозможно, но возможно воспитать личность с необходимыми качествами (показателями успешностями) под воздействием окружающей (путем жизненного опыта) и грамотно организованной образовательной среды. Поэтому по нашему мнению дальнейшая систематизированная разработка представленной темы исследования, несомненно, актуальна.
Объектом нашего исследования являются спортсмены, успешно завершившие спортивную карьеру и сумевшие реализовать себя в социальной жизни
Предмет исследования: процесс формирования факторов, влияющих на успешность социальной деятельности спортсменов после завершения спортивной карьеры.
Цель нашего исследования: формирование необходимых знаний о приобретаемых в процессе спортивной деятельности факторах успешности человека с последующей реализацией этих знаний, как умений и навыков в различных ситуациях, возникающих в обычной социальной жизни.
Задачи исследования:
1. Исследовать состояние проблемы по данным литературных источников.
2. Проанализировать жизнь известных спортсменов различного уровня в настоящее время.
3. Провести анкетирование с целью выявления мнения обывателей и спортсменов по вопросу вероятности и необходимости грамотного сопряжения спортивной деятельности и дальнейшей успешной жизнедеятельности.
4. Систематизировать личностные и иные качества спортсменов делающих их успешными в жизни.
Гипотеза: мы предположили, что обобщение и систематизация
личностных качеств, которые необходимо развивать под воздействием процесса воспитания в спорте, помогут более успешно реализовать спортсменов при завершении спортивных выступлений.
Научная новизна: разработаны критерии социальной успешности, которые способствуют развитию у спортсменов в процессе занятий спортом возможностей и способностей реализовать себя как личность после окончания спортивной карьеры.
Практическая значимость: так как спортсмен высокого класса проживает как бы две жизни спортивную с полной отдачей для результата и социальную после окончания спортивной карьеры. Изложенные в данной работе положения по формированию необходимых качеств и факторов успеха помогут специалистам по физической культуре и спорту сформировать у себя желания к более качественному обучению в образовательных учреждениях, для дальнейшего развития в личностном росте и самоактуализации, что является обязательным в удовлетворении человеческих потребностей наивысшего уровня и реализации себя как личности после окончания занятиями спортом.
1. Проанализированная литература по проблеме «Сопряжение спортивной деятельности спортсмена и процесса становления успешности в социальной среде» нами были выделены такие качества спортсменов которые при целенаправленном воспитании и развитии, в том числе в учебно-тренировочной и образовательной деятельности помогут спортсмену успешно реализовать себя в дальнейшей социальной деятельности и повседневной жизни.
2. Исследуя течение жизни известных в нашем крае и во всем мире спортсменов позволяет нам сказать о том, что люди занимающие и занимавшие спортом, как правило, успешно реализуют себя в общественнополитической, управленческой деятельности, информационном бизнесе, а также в ряде профессий другого характера позволяющих приобрести им определенный статус не ниже среднего, следовательно эти люди пришли из спорта в известные профессии и на определенные должности с уже готовыми способностями и качествами, которые помогают им привлекать к себе массы людей вести их за собой или управлять профессионально.
3. Результаты анкетирования показали, что в подавляющем в большинстве случаев люди считают, что «Сопряжение спортивной деятельности спортсмена и процесса становления успешности в социальной среде» вполне возможно. Эти сведения более чем достоверны, так как контингент респондентов это действующие спортсмены и студенты спортивных ВУЗов.
4. Разработанный и предложенные нами список критерий успешности просто необходимо развивать в процессе обучения специалистов по физической культуре и спорту. Тренер-преподаватель у которого не присутствуют данные критерии и перечисленные нами человеческие качества не способен воспитать спортсмена с определенным уровнем достижений и наоборот обладающий в идеале всеми этими качествами и критериями сводит подготовку неуспешного спортсмена к нулю. Так как известно, что ученики в подавляющем большинстве случаев представлю ту или иную «школу» соответственно является своеобразным отражением своего наставника.