Введение 3
Глава 1. Теоретические основы актуализации знаний на современном уроке в соответствии с ФГОС 8
1.1 Понятие «актуализация знаний». Дидактические задачи актуализации
знаний как этапа урока 8
1.2 Понятия «педагогический концепт» и «технология педагогического
концепта» 15
1.3 Понятие «концепт» в структуре языковой картины мира 20
1.4 Пословицы и поговорки как объект исследования 23
Глава 2. Практические основыактуализации педагогического концепта «труд»в процессе обучения английскому языку на начальном этапе 30
2.1 Концепт «труд» в англоязычной картине мира 30
2.2 Анализ дидактического материала, репрезентирующего концепт «труд» ... 34
2.3 Способы актуализации педагогического концепта «труд» на уроке
английского языка в 4 классе 42
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложение 64
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования указаны требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, которые и должны определить «портрет» современного выпускника. При этом важно помнить, что без системного подхода к формированию планируемых образовательных результатов сложно построить образовательный процесс, приводящий к ожидаемым результатам. Следовательно, на первый план выходят специально конструируемые педагогические ситуации, требующие от учащихся конкретных видов деятельности (исследовательской, инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой), основанной на конкретном предметном содержании и ограниченном включении педагога в образовательный процесс на протяжении определенного времени.
Приоритетным направлением работы школы стало обеспечение качественного образования, направленного на формирование у учащихся определенных знаний и ценностей, определение его жизненного профессионального пути. Необходимо пробудить у молодежи чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества, научить молодое поколение мыслить самостоятельно, умело и креативно использовать полученные знания, решать моральные проблемы межличностного и социального общения.
В последнее время особую актуальность и остроту приобрела задача формирования жизненно успешной личности. Современный выпускник стремится к успеху, важными составляющими которого являются постоянные усилия и упорный труд. В связи с этим в концепции современной школы возрастает роль воспитательного потенциала педагогического концепта «труд».
Проблемы воспитания в рамках педагогического концепта «труд» в современной школе связаны с уважением к работе, как основной человеческой ценности, желанием научиться преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности...
В связи с введением ФГОС задача учителя английского языка в начальных классах состоит в том, чтобы создать условия практического овладения предметов, а в частности овладением коммуникационного навыка каждым учащимся, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.
Начальное обучение английскому языку закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся взаимодействовать с другими учащимися, формулировать мысль, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, работать с информацией, анализировать факты и явления. Введение в этап актуализации знаний аспект, скрыто мотивирующий к трудовой деятельности и формирующий позитивное отношение к труду, направлено на развитие коллективных отношений, умения работать сообща, умения согласовывать свои действия с действиями других людей, а также на выявление склонностей и способностей, предпочтений к тем или иным видам деятельности.
Труд на протяжении многих лет исследовался педагогической наукой и упоминался во всевозможных учебных дисциплинах. На основе этих исследований были выделены основные функции трудового воспитания. Одной из функций является благотворное воздействие трудовой деятельности на физическое развитие человека, особенно если труд связан с движениями на свежем воздухе. Труд развивает умственные способности человека. Огромное значение труд имеет в воспитании нравственности. Трудовая деятельность повышает самооценку человека, он чувствует себя нужным и полезным членом общества, учится осознавать и понимать свой общественный долг, стремится внести свой вклад в общее дело, чувствует гордость за результат своего труда. Все это в дальнейшем станет основой для материального благополучия человека и в задачи педагогов входит убедить в этом воспитанников, вызывая у них мотивацию к труду. Воспитателям следует организовывать трудовую деятельность в самых разных направлениях, чтобы дать возможность ученикам попробовать свои силы и наиболее точно и правильно сделать выбор будущей профессии.
В практической части работы представлен вариант организации начального этапа урока, направленный на достижение поставленной цели. По результатам апробирования упражнений, классным руководителем экспериментального класса было отмечено повышение интереса к внеклассным мероприятиям и общественно-полезным делам. Дискуссии, опросы и беседы на темы, связанные с трудовой деятельностью в бытовых условиях или связанные с профессиональными навыками и чертами характера, требуемыми от определенного специалиста, выявляли отношение учащихся к данному вопросу. Большинство учащихся стремятся показать, что они принимают непосредственное участие в выполнении домашних обязанностей, а также высказывают свою осведомленность о качествах хорошего работника. Учащимся приятно осознавать себя важным звеном общества. В конкурентной среде своего класса у учащихся формируется позитивное отношение к деятельности как трудовой, так и общественной, как признака развитой и современной личности.
1. Longman Dictionary of English Idioms,London, 2010.576 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009.
3. Алюнина Ю.М. Применение культуроведческого материала на
различных этапах обучения иностранному языку // Universum: психология и образование. 2016. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-
kulturovedcheskogo-materiala-na-razlichnyh-etapah-obucheniya- inostrannomu-yazyku (дата обращения: 04.12.17).
4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. Переизд. М.: Учпедгиз, 2008. 240 с.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: 2010. 896 с.
6. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с.
7. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2007. 560 с.
8. Верещагин Е. М. Страноведение и преподавание русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М.: Наука, 1979. 256 с.
9. Виноградов В.В. Основные понятии фразеологии как лингвистической дисциплины // Избранные труды. Лексикология и лексикография. Переизд. М., 2009. 541с.
10. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ЕГПУ, 2008. 340 с.
11. Восточно-славянские языки и литературы в историческом и
культурном контексте: когнитивная лингвистика и
концептуальные исследования: сб. науч. ст. / отв. ред. М. В. Пименова. Киев: Изд. Дом Дмитрия Бураго. 2012. 648 с.
12. Глухих В.М. Пословицы как материал для лингвистического разбора // Русский язык в школе. 2009. 192с.
13. Гумерова А. Т. Когнитивная и лингвокультурологическая организация концепта // Молодой ученый. 2010. №7. С. 153¬155. — URL https://moluch.ru/archive/18/1856/ (Дата обращения 02.01.18).
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2007.
15. Даль В.И. Напутное слово // Пословицы и поговорки русского народа. В 2 т. Т.1. М., 1989. С. 5-22...49