Введение
Глава I. Весенне-летний мир Н. Заболоцкого
§1. Философия природы Н. Заболоцкого
§2. «Счастье весны» в лирике поэта
§3. Летний мир природы
Глава II. Своеобразие осенне-зимнего периода природы в лирике Н. Заболоцкого
§1. Символическое выражение осени
§2. Символическое выражение зимы
Заключение
Библиография
Лирическое наследие Николая Алексеевича Заболоцкого принято относить к одной из самых сложных жанровых форм лирики – философской. Так, М.Г. Мальчукова писала: «Заболоцкого называют поэтом–философом. Определение верное, но довольно общее… Мы знаем философскую поэзию, которая перелагает в стихи расхожие мысли и готовую школьную мудрость. Поэзия Николая Алексеевича Заболоцкого иного рода. Мы обнаруживаем в ней особенное видение мира и особое его постижение в живом слове и образе» [Цит по: 15].
Особое видение мира заключается в синтезе научности и художественности в лирике поэта, его творческое наследие, по словам В.П. Даниленко, включает шесть ведущих признаков: «научность и художественность, экологический футурологизм (переходящий в утопизм), гиперрационализм (одухотворенность), метафоризм, культурологический антропоморфизм и эстетизм» [Там же]. Эти характеристики мира Н.А. Заболоцкого обнаруживаются в собственном размышлении поэта о своем «природном» творчестве. Он писал: «Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии – эта трава, эти цветы, эти деревья – могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, – все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними?… Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рев зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем?.. Я – человек, часть мира, его произведение. Я – мысль природы, ее разум. Я часть человеческого общества, его единица. С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются» [32, с. 846].
Учитывая многообразный поэтический мир Н.А. Заболоцкого, и анализируя его наследие, невозможно обойти стороной такое явление, как природа, которая была источником вдохновения. В его поэзии есть описание всех времен года. В творчестве Заболоцкого обнаруживается пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами, времена года его оформлены в самостоятельную тему, а пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Таким образом, актуальность исследования определяется общим интересом к новому прочтению творчества Николая Заболоцкого, как представителя культурной элиты русской лирики XX века. А также возросшим интересом современной филологической науки к философскому прочтению образов природы, пейзажа и времен года в художественном произведении.
Научная новизна заключается в том, что работа являет собой попытку системного анализа времен года в лирике Н.А. Заболоцкого.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе являются времена года в лирике Н.А. Заболоцкого. В качестве объекта исследования выступают поэтические произведения автора. Материалом исследования послужил сборник Н.А. Заболоцкого «Стихотворения» из серии «Поэтическая Россия», опубликованный в 1985 году. Составителем сборника является Н.Н. Заболоцкий, вступительная статья принадлежит И.И. Ростовцевой. Тексты напечатаны по изданию: Н.А. Заболоцкий. Собр.соч. в 3–х т. М., 1983–1984.
Цель работы: рассмотреть роль времен года и их символику в лирике Н.А. Заболоцкого. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- выявить времена года в лирике поэта;
- осмыслить их значение;
- определить основное семантическое выражение.
Методологическая основа. Основным направлением исследования в данной работе является систематизация времен года в лирике Николая Алексеевича Заболоцкого и выявление их функционального значения в тексте. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющим следует считать метод филологического анализа текста. Кроме того, для достижения цели исследования был использован сравнительный метод.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды: В.П. Даниленко, Н.Н. Заболоцкого, А.И. Павловского, И.И. Роднянской, И. Ростовцевой, С. Семеновой, И. Фаликова, К. Хайруллина, И.О. Шайтанова, К.И. Шарафадиной, М.Н. Эпштейна, А. Эткинда и многих других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава – « Весенне-летний мир Н.Заболоцкого» – посвящена рассмотрению таких вопросов, как философия природы в лирике поэта и семантика весны и лета. Во второй главе – «Своеобразие осенне-зимнего периода природы в лирике Н. Заболоцкого» – обусловливается символическое выражение осени и зимы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Н.А. Заболоцкого, а также в школьной практике при изучении литературного процесса в целом и творчества самого автора.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены в качестве стендового доклада на ежегодной студенческой конференции ТувГУ в 2016 году.
Мир природы полон для Н.А.Заболоцкого древнейших тайн и загадок. Поэт неслучайно видел в природе собранье древних тайн, понимая, что те же птицы, быть может, гораздо ближе к ней, чем современный человек, удаленный от нее в несвободные и суетные города. Окружающий мир для него – та самая «зеленая книга природы», о которой он писал в стихотворении «Весна в Мисхоре». Природа в стихах Н.А. Заболоцкого цветет и ликует, она для него – источник радости. Вместе с тем мир природы – мир сложный и даже драматичный, он не так прост и безмятежен. Природа – это диалектическое единство борьбы противоположностей, что можно наблюдать и во временах года в лирике Н. Заболоцкого.
В стихотворениях поэта можно выделить все четыре времени года: весна, лето, осень, зима. Каждое из этих времен по-разному мыслится поэтом.
Весна – это не только время действия, как, например, в стихотворении («Светляки», 1949), но и сказочное содружество животворящих природных сил, фантастических и реальных, так «вешних дней лаборатория» предстает в стихотворении «Весна в лесу» (1935). В то же время весна – это символ утраченной молодости. Это время года для поэта становится символом счастья. Образ весеннего мира в лирике Н.А. Заболоцкого наполнен музыкальностью. Весна горланит, поет, трубит в трубы. Одушевленность весны непосредственно связана с общей метафорой жизни в лирике Н.А. Заболоцкого. И в тоже время с метафорой смерти, как в стихотворении «Весна в Мисхоре».
Лето, в отличие от весны, часто имеет негативную характеристику в поэтическом мире автора. Лето одновременно ослепляет и «подавляет» пространство мира зноем, «выдавливая» из всего влагу – символ жизни.
Лето – это не прекрасная пора в лирике Н. Заболоцкого, это сложный этап жизни природы, который сопричастен со страданиями. Однако особую роль в характеристике лета в лирике Н.А. Заболоцкого играет суточное время, которое создает прохладу и восстанавливает гармонию в природе. Особое значение поэт придает сумеркам. Так, в стихотворении «Лебедь в зоопарке» он осмысливает полную гармонию мира.
Из трех возможных месяцев лета в лирике Н.А. Заболоцкого присутствует только август. И то, он не является частотным по употреблению – «Ночной сад» (1936) и «Летний вечер» (1957). В обоих стихотворениях август осмысливается поэтом по-разному. В «Ночном саду» – это символ смерти, в «Летнем вечере» – это гармония мира.
Осень – важное время года в лирике Н.А. Заболоцкого. Осень – символ зрелости и плодородия. Заболоцкий создает целый осенний мир в своем поэтическом мире. В стихотворении «Осенний клен» (1955) он прорисовывает через образ осеннего клена – мифопоэтический образ мирового древа. «Осенний клен», с которым напрямую ассоциируется сам поэт, – гибок, мудр и молчалив.
Зима также имеет свое символическое выражение в лирике Н.А. Заболоцкого, как и осень. Она более прорисована в его стихотворениях. В «Начале зимы» автор рисует образ умирающей речки, которая бьется,«затвердевая в каменном гробу». В этом произведении зима – это символ смерти, способ выражения саморефлексии автора. Такое традиционное осмысление зимы не всегда встречается в поэтическом мире автора, он создает и особый мифопоэтического образа зимы-пространства, чистого и звучащего. Вместе с тем «Зима. Огромная, просторная зима…» – это еще и время, которое характеризуется пушкинским аллюзивным контекстом.
В целом следует отметить, что все времена года связаны с выражением лирического «я» поэта, поскольку осмыслены с позиции саморефлексии.
1. Азизян Е. Поэзия отзвуков: (Стихотворение Н. Заболоцкого «Гурзуф») // Вопр. лит. 1972. № 10. С. 157– 167.
2. Биншток Л.М. Лирика природы Н.А. Заболоцкого // Проблемы мастерства советской литературы. Писатель, время, жанр. Свердловск, 1968. С. 56–97.
3. Бирюков С.Е. Поэзия русского авангарда. М.: Изд–во Руслана Элинина, 2001.
4. Бек Т. Николай Заболоцкий: далее везде [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/11/bek.html. (дата обращения: 24.03.2015).
5. Беляков С. Гностик из Уржума: заметки о натурфилософских взглядах Н. Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2003/5/bel.html. (дата обращения: 24.03.2015).
6. Бойко С. Пародическое цитирование в «Безумном волке» Н. Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2005/1/bo8.html. (дата обращения: 24.03.2015).
7. Ващенко М.А. Цветочная символика в сравнительно– культурологическом контексте: Автореф. дис. М., 2000.
8. Винокуров Е. Н.А. Заболоцкий // Винокуров Е. Аргументы. М., 1984. С. 72–75.
9. Волгин И. «Чтоб кровь моя остынуть не успела...» // Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. М., 1985. С. 5–24.
10. Вязмитинова Л. «Не слишком тонок был резец...»: Попытка анализа творч. пути Н. Заболоцкого // Литература; Прил. к газ. «Первое сент.». 1996. № 32. С. 3–4.
11. Гинзбург Л. Заболоцкий двадцатых годов // Гинзбург Л. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Л., 1989. С. 369–378.
12. Григоренко В.А. Два портрета: (Стихотворение Н. Заболоцкого и портрет А.П. Струйской кисти Рокотова) // Рус. яз. в шк. 1992. № 3/4. С. 3–6.
13. Горбовская–Милевская С. Флоросемантическая реминисценция из «Цветов зла» Ш. Бодлера в романе Ж.К Гюисманса «Наоборот» [Электронный ресурс] // ПРОЗА.РУ. URL: http://www.proza.ru/2009/03/03/60. (дата обращения: 15.04.2015).
14. Губайловский В. Нежная дикость [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/12/gubail20.html.(дата обращения: 24.03.2015).
15. Даниленко В.П. Художественная картина мира Н.А. Заболоцкого // Даниленко В.П. Основы духовной культуры в картинах мира. Иркутстк, 1999. [Электронный ресурс] // Персональный сайт. URL: http://old.islu.ru/danilenko/articles/zabolotskkart.htm. (дата обращения: 24.03.2016).
16. Доценко М.И. Мифология растений в народной культуре / Материалы Всероссийской 65–й итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова. Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006. C. 430–432.
17. Дозорец Ж.А. «Можжевеловый куст» Н.А. Заболоцкого: Опыт комплекс. анализа // Филол. науки. 1979. № 6. С. 51–58.
18. Ермолинский С. Николай Заболоцкий (Сагурамо) // Ермолинский С. Из записок разных лет. М., 1990. С. 233–255.
19. Жолковский А. Загадки «Знаков Зодиака» [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/10/zh13.html. (дата обращения: 24.03.2015).
20. Заболоцкий Н.А. Стихотворения/ Сост. Н.Н. Заболоцкий; Вспуп.
Статья И.И. Ростовцевой. М., 1985.
21. Заболоцкий Н. Взаимоотношения человека и природы в поэзии Н.А. Заболоцкого // Вопр. лит. 1984. № 2. С. 34–57.
22. Заболоцкий Н. Заболоцкий пишет «Столбцы»: Гл. из биогр. поэта // Аврора. 1992. № 4/5/6. С. 186–208.
23. Заболоцкий Н. Н.А. Заболоцкий после создания «Столбцов». Конец 20–х –нач. 30–х гг. // Театр. 1991. № 11. С. 153–160.
24. Заболоцкий Н. Из воспоминаний об отце и о нашей жизни: [К биогр. поэта Н.А. Заболоцкого] // Вопр. лит. 1976. № 5. С. 214–232.
25. Заболоцкий Н. История моего заключения. М., 1991.
26. Заболоцкий Н. Мысль и слово молодого Заболоцкого // Заболоцкий Н. Вешних дней лаборатория. М., 1987. С. 5–16.
27. Заболоцкий Н. Письма Н.А. Заболоцкого 1938–1944 годов / Подгот. текста и публ. Е.В. и Н.Н. Заболоцких // Знамя. 1989. Кн. 1. С. 96–127. 28.Заболоцкий Н. «Природы очистительная сила» (Соц.–этич. элементы
натур. филос. поэзии Заболоцкого) // Вопр. лит. 1999. № 4. С. 17–36.
29. Заболоцкий Н. Путь Заболоцкого // Заболоцкий Н.А. Избранные сочинения. М., 1991. С. 5–14.
30. Заболоцкий Н. «Я нашел в себе силу остаться в живых»: [Публ. писем и заявлений поэта в Особое Совещ. НКВД СССР, 1938 г. / Публ. и коммент. Е. Лунина] // Аврора. 1990. № 8. С. 125–133.
31. Заболоцкий Н.Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого / Ред. В.П. Кочетов. М.: Согласие, 1998. 592 с.
32. Заболоцкий Н. А. «Огонь, мерцающий в сосуде...»: Стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописания. Воспоминания современников. Анализ творчества. М.: Педагогика–Пресс, 1995.
33. Заболоцкая Н. Воспоминания об отце [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2003/6/zab11.html. (дата обращения: 24.03.2015).
34. Зайцев В.А. «Образ мирозданья»: Поэзия Н.А. Заболоцкого // Рус. словесность. 1997. № 2. С. 38–46.
35. Каверин В. Заболоцкий // Каверин В. Здравствуй, брат. Писать очень трудно. М., 1965. С. 69–80.
36. Каверин В. Счастье таланта: [Н. Заболоцкий] // Каверин В. Счастье таланта. М., 1989. С. 257–268.
37. Красильникова Е.В. О некоторых линиях эволюции поэтического языка Н.А. Заболоцкого // Проблемы структурной лингвистики. М., 1986. С. 163–181
38. Красильникова Е.В. Птицы. Образные связи в поэзии Н.А. Заболоцкого // Поэтика и стилистика. 1988–1990. М., 1991. С. 165– 172.
39. Куняев С. «В искупленье собственного зла...»: [ О творчестве Заболоцкого] // Куняев С. Огонь, мерцающий в сосуде. М., 1989. С. 96–122.
40. Коптева Г. Четвертое измерение: время в поэзии Николая Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/sib/2007/10/ko9–pr.html. (дата обращения: 24.03.2015).
41. Коптева Г. Последняя переводческая работа Николая Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/sib/2009/7/ko14.html. (дата обращения: 24.03.2015).
42. Куклин, В. Энциклопедия символов [Электронный ресурс] // URL: http://www.kalen–dari.ru/encyclopaedia/. (дата обращения: 15.04.2015).
43. Кушнер А. Заболоцкий и Пастернак [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2003/9/kushn.html. (дата обращения: 24.03.2015).
44. Лопачева М.К. О нравственно–философском подтексте одного из мотивов раннего Заболоцкого // Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века. Омск, 2000. Вып. 2. С. 32– 39.
45. Лощилов И., Галеев И. Стихотворение Н. Заболоцкого «Дума»: текст и контексты [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2013/6/10z.html. (дата обращения: 24.03.2015).
46. Лурье С. Ночные беседы: Публикация, подготовка текста и вступительная заметка Самуила Лурье [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2003/5/zabol– pr.html. (дата обращения: 24.03.2015).
47. Македонов А.В. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930–1970–х годов. Л.: Сов. писатель, 1985.
48. Максимов Д. Николай Заболоцкий: Об одной давней встрече // Звезда. 1984. № 4. С. 133–139.
49. Новиков Вл. Светлана Руссова. Н. Заболоцкий и А. Тарковский. Опыт сопоставления [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2000/6/russ.html. (дата обращения: 24.03.2015).
50. Огнев В. Заметки о поэзии Николая Заболоцкого // Огнев В. Горизонты поэзии. М., 1982. Т. 1. С. 138–151.
51. Осетров Е. Перечитывая Заболоцкого // Осетров Е. Голоса поэтов. М., 1990. С. 245–254.
52. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4–е. изд., доп. М., 1999.
53. Павловский А.И. Николай Заболоцкий // История русской советской поэзии: 1941–1980. Л., 1984. С. 353– 366.
54. Павловский А.И. Поэтическая «натурфилософия» Николая Заболоцкого // Павловский А.И. Советская фи–лософская поэзия. Л., 1984. С. 15–82.
55. Перемышлев Е. В «двойном освещении»: «Петербургский миф» в поэзии Н. Заболоцкого // Октябрь, 1995. № 2. С. 186–188.
56. Платт К. М.–Ф. Н.А. Заболоцкий на страницах «Известий» (К биографии поэта 1934–1936 годов) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/44/18.html. (дата обращения: 24.03.2015).
57. Пурин А. Метаморфозы гармонии: [О Н. Заболоцком] // Заболоцкий Н. Столбцы: Столбцы, стихотворения, поэмы. СПб., 1993. С. 5–34.
58. Пчелинцева К.Ф. Об одном стихотворении Н. Заболоцкого: [Стихотворение «Офорт»] // Филол. науки. 2001. № 1. C. 111–113.
59. Роднянская И. «Столбцы» Николая Заболоцкого в художественной ситуации двадцатых годов // Роднянская И. Художник в поисках истины. М., 1989. С. 343–373.
60. Роднянская И. Единый текст [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1996/6/knobos03.html. (дата обращения: 24.03.2015).
61. Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий: Опыт худож. познания. М., 1984.
62. Ростовцева И.И. Муза и собеседница: (Природа в поэзии Пастернака и Заболоцкого) // Вопр. лит. 2002. № 1. С. 123–138.
63. Сажин В. Н. Заболоцкий. Полное собрание стихотворений и поэм. Избранные переводы [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/nrk/2002/2/sazhin.html.(дата обращения: 24.03.2015).
64. Сарнов Б. Восставший из пепла: Поэтическая судьба Н. Заболоцкого
// Октябрь. 1987. № 2. С. 188–202.
65. Семенова С. Человек, природа, бессмертие в поэзии Николая Заболоцкого // Семенова С. Преодоление трагедии. М., 1989. С. 299– 317.
66. Словарь символов [Электронный ресурс] // Электронные толковые словари. URL: http://www.slovar.plib.ru/dictionary/d23/ (дата обращения: 13.05.2015).
67. Смирнов И.П. Зачеркнутое стихотворение: [«Закон простоты» Н. Заболоцкого] // Нева. 1973. № 5. С. 198– 199.
68. Сотникова Т. «Странные образы дум» Николая Заболоцкого // Лит. обозрение. 1994. № 9/10. С. 68–70.
69. Сурат И.З. Три века русской поэзии [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/4/su16.html. (дата обращения: 24.03.2015).
70. Турков A.M. Николай Заболоцкий. М., 1981.
71. Фаликов И. Николай Заболоцкий. Поэмы [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2013/3/f24.html. (дата обращения: 24.03.2015).
72. Филиппов Г. Поэтический мир Николая Заболоцкого // Звезда. 1973.
№ 5. С. 182–189.
73. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверенцев, Э.А. Араб–Оглы, Л.Ф. Ильичев. М., 1989.
74. Хайруллин К. Космизм поэзии Николая Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/zin/2013/5/k8.html. (дата обращения: 24.03.2015).
75. Хайруллин К. Тема бессмертия в творчестве Велимира Хлебникова и Николая Заболоцкого [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/zin/2014/4/12h.html. (дата обращения: 24.03.2015).
76. Чуковский Н. О Николае Заболоцком: Отрывок из воспоминаний // День поэзии. М., 1963. С. 275–277.
77. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. М., 1989.
78. Шилова К.А. О сюжете в лирике Н. Заболоцкого // Проблемы русского романтизма и реализма. Кемерово, 1973. С. 154–176.
79. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
80. Эткинд А. Железный август, или Память двойного назначения [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/116/e24.html. (дата обращения: 24.03.2015).