ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность понятий: «координационные способности», «координация»,
виды координационных способностей 6
1.2 Возрастные особенности развития координационных способностей детей
младшего дошкольного возраста 11
1.3 Методы и средства развития координационных способностей детей
младшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего
эксперимента 24
2.2. Формирующий эксперимент 34
2.3. Результаты формирующего эксперимента 38
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность понятий: «координационные способности», «координация»,
виды координационных способностей 6
1.2 Возрастные особенности развития координационных способностей детей
младшего дошкольного возраста 11
1.3 Методы и средства развития координационных способностей детей
младшего дошкольного возраста 15
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация, проведение и результаты констатирующего
эксперимента 24
2.2. Формирующий эксперимент 34
2.3. Результаты формирующего эксперимента 38
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность исследования. Согласно пункту 2.6 федерального государственного образовательного стандарта в образовательной области физическое развитие говорится о том, что дети дошкольного возраста приобретают опыт в развитии физических качеств, таких как координация и гибкость, в развитии равновесия, координации движений, выполнении упражнений, овладении подвижных игр с правилами, что обуславливает актуальность темы нашего исследования.
Одним их самых сложных в освоении базовых основ физического развития является освоение координационных способностей. Координационные способности проявляются в таких основных видах деятельности как бег, прыжки, ходьба, лазание, ловля и передача мяча. Роль этого качества очень важна, так как в жизни современного человека, где надо быстро решать определённые трудности, ориентироваться в пространстве, молниеносно реагировать на сигналы внешней среды, необходима вестибулярная устойчивость.
Наиболее благоприятным периодом для развития координационных способностей является именно детство. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, это значит, чтобы ребенок понял, как выполняется или делается что-либо, ему нужно показать правильное выполнение и проделать с ним. Самое главное, чтобы он самостоятельно это выполнял.
Для развития координационных способностей нужно много заниматься. Существует множество средств, которые помогут в этом.
Для занятий с детьми самым интересным и правильным вариантом будет использование подвижных игр. Детство - это время игр. В игре дети учатся, развиваются, познают мир. Подвижная игра развивает точность, соразмерность движений, ловкость, гибкость, скорость и многие другие качества.
В ходе игры дети справляются с различными трудностями и пытаются достичь цели игры, обусловленной ее правилами. Из-за того, что в подвижных играх много двигательных действий, они комплексно сказываются на организм детей, тем самым решают задачи физического воспитания.
Целью исследования является изучение влияния использования подвижных игр на развитие координационных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является подвижная игра, посредством которой будут развиваться координационные способности детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является физическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что подвижная игра будет средством развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста, если:
• в основу комплекса игр, положены игры на развитие основных видов движения, характерные для данной возрастной группы;
• включены игры, сочетающие несколько видов движений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Теоретически раскрыть сущность понятия «координационные способности» и их развитие у детей младшего дошкольного возраста.
2. Эмпирически обосновать уровень развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить необходимые педагогические условия и разработать комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей детей младшего дошкольного возраста.
4. Реализовать комплекс подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей детей младшего дошкольного возраста, в дошкольном учреждении.
Методы исследования:
Теоретические:
• анализ научной психолого-педагогической литературы;
• сравнение;
• обобщение.
Эмпирические:
• эксперимент;
• наблюдение;
• количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Диагностические методики:
• система тестов, осуществляющая педагогический контроль в физическом развитии дошкольников, автор И.В. Усаков.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Одним их самых сложных в освоении базовых основ физического развития является освоение координационных способностей. Координационные способности проявляются в таких основных видах деятельности как бег, прыжки, ходьба, лазание, ловля и передача мяча. Роль этого качества очень важна, так как в жизни современного человека, где надо быстро решать определённые трудности, ориентироваться в пространстве, молниеносно реагировать на сигналы внешней среды, необходима вестибулярная устойчивость.
Наиболее благоприятным периодом для развития координационных способностей является именно детство. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, это значит, чтобы ребенок понял, как выполняется или делается что-либо, ему нужно показать правильное выполнение и проделать с ним. Самое главное, чтобы он самостоятельно это выполнял.
Для развития координационных способностей нужно много заниматься. Существует множество средств, которые помогут в этом.
Для занятий с детьми самым интересным и правильным вариантом будет использование подвижных игр. Детство - это время игр. В игре дети учатся, развиваются, познают мир. Подвижная игра развивает точность, соразмерность движений, ловкость, гибкость, скорость и многие другие качества.
В ходе игры дети справляются с различными трудностями и пытаются достичь цели игры, обусловленной ее правилами. Из-за того, что в подвижных играх много двигательных действий, они комплексно сказываются на организм детей, тем самым решают задачи физического воспитания.
Целью исследования является изучение влияния использования подвижных игр на развитие координационных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является подвижная игра, посредством которой будут развиваться координационные способности детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является физическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что подвижная игра будет средством развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста, если:
• в основу комплекса игр, положены игры на развитие основных видов движения, характерные для данной возрастной группы;
• включены игры, сочетающие несколько видов движений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Теоретически раскрыть сущность понятия «координационные способности» и их развитие у детей младшего дошкольного возраста.
2. Эмпирически обосновать уровень развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить необходимые педагогические условия и разработать комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей детей младшего дошкольного возраста.
4. Реализовать комплекс подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей детей младшего дошкольного возраста, в дошкольном учреждении.
Методы исследования:
Теоретические:
• анализ научной психолого-педагогической литературы;
• сравнение;
• обобщение.
Эмпирические:
• эксперимент;
• наблюдение;
• количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Диагностические методики:
• система тестов, осуществляющая педагогический контроль в физическом развитии дошкольников, автор И.В. Усаков.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Проведенный анализ научной литературы показал нам, что в младшем дошкольном возрасте закладывается основа физического развития детей. И основой дальнейшего хорошего развития ребенка является такой компонент как координационные способности.
Существует множество определений этого понятия, но за основу мы взяли определение Майоровой Любови Теодосьевны.
Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.
Младший дошкольный возраст является сензитивным для развития этих способностей, поэтому, если они будут сформированы хорошо, в будущем дети смогут без труда осваивать обучение в школе и весь взрослый мир.
Для детей 3-4 лет характерны изменения в физиологических показателях, таких как рост, вест, окружность грудной клетки, осанке и стопах.
Их организм еще недостаточно устойчив, так, как только начинают формироваться системы.
В физическом развитии дети уже усваивают основные движения и элементы (бег, ходьбу, прыжки, бросание мяча и так далее).
Средств и методов развития координационных способностей большое множество. Сюда можно включить упражнения, гимнастику, различные игры. Самое главное, что нужно уяснить, это то, что у детей этого возраста преобладает наглядно-действенное мышление. Поэтому детям нужно показывать и совместно с ними повторять действия, это будет эффективнее.
По нашему мнению, самым выигрышным вариантом будет использование подвижных игр, так как игра является ведущим видом деятельности в детском саду. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях.
В подвижных играх развиваются различные качества это сила, ловкость, быстрота, гибкость и многое другое.
Таким образом, если стараться целенаправленно развивать координационные способности детей, то:
• у детей будет лучше двигательная память, мышление, представление и воображение о сложном и разнообразном мире движений;
• дети легче будут справляться с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах;
• двигательные действия будут быстрее и рациональнее усваиваться у детей;
• дети научатся экономно и быстро находить выход из сложных и разнообразных двигательных ситуаций;
• у детей будет развиваться смелость, решительность, инициативность, самостоятельность, находчивость;
• дети будут лучше, быстрее и эффективнее овладевать новыми двигательными действиями;
• у детей всегда будет пополняться двигательный опыт;
-дети будут испытывать радость и удовлетворение от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений и сохранят интерес к занятиям;
• приобретут первоначальное умение самоконтроля выполняемой двигательной активности, самооценку и оценку действий и поведения сверстников.
В ходе практической работы по выявлению особенностей развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста было выявлено, что дети имеют некоторые особенности, а именно неточность движений и слабую регулируемость, что говорит нам о том, что дети этого возраста недостаточно владеют координационными способностями,
Большая часть испытуемых, а именно 71% имеет низкие показатели, хоть дети и выполняют задания, но с большим трудом и рядом ошибок. И лишь 29% смогли более точно пройти испытания, но все же не без ошибок.
С опорой на полученные результаты, а также на анализ научной психолого-педагогической литературы, осуществлена разработка комплекса подвижных игр для развития координационных способностей детей, а именно основных видов движений, таких как бег, ходьба, прыжки, лазание, ловля и передача мяча.
После была проведена повторная диагностика, где были получены следующие результаты:
• результаты выборки 1, которая была контрольной, 58% детей имеют низкий уровень развития координационных способностей, 7 детей из 12. А 42% детей имеют средний уровень развития координационных способностей, 5 детей из 12.
• сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа по 1 выборке, то можно заметить, что дети остались на таком же уровне. Их показатели сильно не изменились.
• результаты выборки 2, которая была экспериментальной, то можно увидеть, что низкий уровень развития координационных способностей имеют 42% детей, это 5 детей из 12. А средний уровень развития - 58% детей, 7 детей из 12.
Существует множество определений этого понятия, но за основу мы взяли определение Майоровой Любови Теодосьевны.
Координационные способности - это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.
Младший дошкольный возраст является сензитивным для развития этих способностей, поэтому, если они будут сформированы хорошо, в будущем дети смогут без труда осваивать обучение в школе и весь взрослый мир.
Для детей 3-4 лет характерны изменения в физиологических показателях, таких как рост, вест, окружность грудной клетки, осанке и стопах.
Их организм еще недостаточно устойчив, так, как только начинают формироваться системы.
В физическом развитии дети уже усваивают основные движения и элементы (бег, ходьбу, прыжки, бросание мяча и так далее).
Средств и методов развития координационных способностей большое множество. Сюда можно включить упражнения, гимнастику, различные игры. Самое главное, что нужно уяснить, это то, что у детей этого возраста преобладает наглядно-действенное мышление. Поэтому детям нужно показывать и совместно с ними повторять действия, это будет эффективнее.
По нашему мнению, самым выигрышным вариантом будет использование подвижных игр, так как игра является ведущим видом деятельности в детском саду. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях.
В подвижных играх развиваются различные качества это сила, ловкость, быстрота, гибкость и многое другое.
Таким образом, если стараться целенаправленно развивать координационные способности детей, то:
• у детей будет лучше двигательная память, мышление, представление и воображение о сложном и разнообразном мире движений;
• дети легче будут справляться с заданиями, требующими высокого уровня психофизиологических функций в сенсомоторной и интеллектуальной сферах;
• двигательные действия будут быстрее и рациональнее усваиваться у детей;
• дети научатся экономно и быстро находить выход из сложных и разнообразных двигательных ситуаций;
• у детей будет развиваться смелость, решительность, инициативность, самостоятельность, находчивость;
• дети будут лучше, быстрее и эффективнее овладевать новыми двигательными действиями;
• у детей всегда будет пополняться двигательный опыт;
-дети будут испытывать радость и удовлетворение от постоянного овладения новыми и разнообразными видами физических упражнений и сохранят интерес к занятиям;
• приобретут первоначальное умение самоконтроля выполняемой двигательной активности, самооценку и оценку действий и поведения сверстников.
В ходе практической работы по выявлению особенностей развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста было выявлено, что дети имеют некоторые особенности, а именно неточность движений и слабую регулируемость, что говорит нам о том, что дети этого возраста недостаточно владеют координационными способностями,
Большая часть испытуемых, а именно 71% имеет низкие показатели, хоть дети и выполняют задания, но с большим трудом и рядом ошибок. И лишь 29% смогли более точно пройти испытания, но все же не без ошибок.
С опорой на полученные результаты, а также на анализ научной психолого-педагогической литературы, осуществлена разработка комплекса подвижных игр для развития координационных способностей детей, а именно основных видов движений, таких как бег, ходьба, прыжки, лазание, ловля и передача мяча.
После была проведена повторная диагностика, где были получены следующие результаты:
• результаты выборки 1, которая была контрольной, 58% детей имеют низкий уровень развития координационных способностей, 7 детей из 12. А 42% детей имеют средний уровень развития координационных способностей, 5 детей из 12.
• сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа по 1 выборке, то можно заметить, что дети остались на таком же уровне. Их показатели сильно не изменились.
• результаты выборки 2, которая была экспериментальной, то можно увидеть, что низкий уровень развития координационных способностей имеют 42% детей, это 5 детей из 12. А средний уровень развития - 58% детей, 7 детей из 12.
Подобные работы
- ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Подвижные игры как средство повышения двигательной активности
младших школьников на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОД МУЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Развитие координационных способностей у детей 6-7 лет средствами подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Подвижные игры как средство развития координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Развитие ловкости у детей младшего дошкольного возраста посредствам подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - Особенности проведения физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (Государственный гуманитарно-технологический университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста (Международный открытый колледж)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023





