ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СМЕНЯЕМОСТИ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Сущность института президентства 6
1.2 Историко-правовые предпосылки становления института президентства в России 10
2 КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ 15
2.1 Компетенция Президента Российской Федерации 15
2.2 Взаимодействие с другими органами власти 23
3 ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПЕЦИФИКА ЕГО ПРАВОВОГО СТАТУСА 31
3.1 Отставка Президента Российской Федерации 31
3.2 Прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия 33
3.3 Отрешение Президента от должности как высшая форма ответственности Президента 39
3.4 Прекращение полномочий в связи с истечением срока 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Как нам известно, ни одно государство не может существовать без публичной власти, с её помощью государству удается создать и поддерживать целостность, организованность общества.
Президентская власть является публичной властью. Термин Президент происходит от латинского «praesidens», что буквально переводится как сидящий впереди. И действительно, Президент «сидит впереди» всего государства, представляет интересы каждого гражданина и всего общества в целом. Само понятие «президент» трактуется как выборный глава государства. Поэтому понятие «глава государства» является родовым понятием по отношению к понятию президента и общим для глав государств, как с республиканской, так и монархической формой правления.
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время, несмотря на то, что Президент играет, важную роль в жизни всего государства, существует большое количество пробелов в законодательстве, регулирующем досрочное прекращение полномочий Президентом, что порождает дискуссии среди исследователей в области государственного права.
Актуальность темы исследования обусловлена сравнительно недавней историей создания Президентства в Российской Федерации. Если создание президентства имеет долгую историю во многих странах, история президентства в российских условиях будет менее трех десятилетий. Рассмотрение статуса президента невозможно без учета вопроса о его месте в системе органов государственной власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают вследствие применения норм о прекращении полномочий президента Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы российского права и и зарубежного права, регулирующие прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
Целью настоящего диссертационного исследования является комплексный анализ норм законодательства регулирующего прекращение полномочий главы российского государства, а также разработка и внесение предложений по их усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность института президентства;
- определить историко-правовые предпосылки становления института президентства в России;
- изучить компетенцию Президента Российской Федерации;
- рассмотреть взаимодействие с другими органами власти;
- исследовать отставку Президента Российской Федерации;
- охарактеризовать прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
- изучить отрешение Президента от должности как высшую форму ответственности Президента;
- рассмотреть прекращение полномочий в связи с истечением срока.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы прекращения полномочий главы государства непосредственно вытекают из конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, который получил последовательный анализ в трудах С.А. Авакьяна, JI.B. Акопова, М.В. Баглая, H.A. Богдановой, Н.С. Бондаря, В.А. Виноградова, Н.В. Витрука, Г.В. Дегтева, O.E. Кутафина, JI.B. Лазарева, В.О. Лучина, В.В. Маклакова, H.A. Михалевой, Ж.И. Овсепян, Л.А. Окунькова, В.В. Полянского, В.И. Радченко, В.Е. Чиркина. Не претендуя на исчерпывающее освещение этой проблематики, наше исследование содержит совокупный анализ оснований прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России...
С прекращением главой государства своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации вопросов не возникает. Ученные-конституционалисты в своих научных работах указывают на проблемы, в том числе законодательные пробелы, в Конституции Российской Федерации относящиеся к досрочным основаниям прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
Представляется верным, перед рассмотрением проблемных вопросов необходимо определиться с тем, что мы будем понимать под данным основанием.
В практике зарубежных стран присутствуют случаи, когда действующий Президент объявляет о своей отставке за некоторое время чаще всего это необходимо для подготовки преемника на пост главы государства.
Учитывая то, что история России уже знает действительный пример, когда была острая необходимость в законодательно закрепленной детальной процедуре применения на практике рассматриваемого в данном параграфе досрочного прекращения полномочий главы государства, возникает вопрос, почему законодатель даже после «провала» в правовой вакуум не предпринял попыток восполнить этот законодательный пробел.
В случае непринятия мер направленных на преодоление имеющихся пробелов в законодательстве, вполне возможно в случае возникшей вновь необходимости применения положений Конституции Российской Федерации толкование имеющихся положений в пользу того или иного должностного лица. В качестве мер направленных на преодоление имеющихся пробелов в законодательстве может служить принятие Федерального закона, о правовом статусе Президента Российской Федерации, включающего в себя раздел о досрочном прекращении им полномочий.
Необходимо наиболее подробно закрепить в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности главы государства, учитывая том момент, что в настоящее время не существует Федерального закона, в котором закреплен правовой статус главы государства. Но наиболее оптимальным вариантом как уже неоднократно отмечалось выше, является принятие федерального закона подробно закрепляющего статус главы государства. Недостаточная законодательная регламентация неприкосновенности Президента порождает большое количество проблем среди ученых конституционалистов.
Основанием досрочного прекращения полномочий является отставка президента, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение главы государства от должности.
Конституция дополнена нормами, устанавливающими гарантии бывшему Президенту Российской Федерации.
В силу новой ст. 92.1 президент, срок полномочий которого истек либо завершился досрочно по причине его отставки или стойкой неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью.
В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 95 Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно ушедший в отставку, становится пожизненным сенатором. При этом бывший президент вправе отказаться от полномочий сенатора.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Рос. газ. - 1993. -25 дек.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. N 45 ст. 7061.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
4. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.1996 № 549 (ред. от 12.02.2015) «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» // СЗ Российской Федерации. 1996. № 16. Ст. 1842.
5. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 N 1500 (ред. от 07.12.2016) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации») // СЗ Российской Федерации. 2001. № 53 (ч. 2). Ст. 5149.
6. Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2003 г. № 961 «О Совете при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия» (ред. от 16.04.2007 г.) // СЗ Российской Федерации. 2007. № 17. Ст. 1999.
7. Закон РСФСР от 27 июня 1991 года № 1494-I «О вступлении в должность Президента РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 26. -ст. 880.
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 №9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации «в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 6.
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.1999 № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1999. № 5.
10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 № 283-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудика Андриана Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 43, части третьей статьи 59 и статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
Научная и учебная литература
11. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. / С.А. Авакьян. - В 2 т. Т. 2. - М.: Юристъ, 2005. - 336 с.
12. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. / Г.В. Дегтев - М.: Юристъ, 2005. - С. 26.
13. Каллагов Т.Э. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций / Т.Э. Каллагов. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 27.
14. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2004. - С. 220.
15. Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства
Российской Федерации. М., 2000. - С. 69....(61)