Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОЗОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №163917

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2015
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самосознания дошкольников в процессе сюжетно - ролевой игры 6
1.1. Теоретический анализ проблемы самосознания в психологии 6
1.2. Психологические особенности развития самосознания у детей до­школьного возраста 11
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития самосознания
дошкольников 23
Глава 2. Эмпирическое исследование развития самосознания дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры 38
2.1.Этапы, методы исследования 38
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Приложения 75

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Далеко не все педагогические ресур­сы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало ис­пользуемым средствам воспитания относится игра.
Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в игре отражает от­ношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно­ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отно­шения людей[27, 55] .
Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — ма­газин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо зна­комы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Очень часто из уст детей стало звучать: «Мой папа - пред­приниматель!», а объяснить слово ребенок не может.
Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их ро­дителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплоща­лось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту".
Постепенно игра, особенно сюжетно-ролевая, творческая самостоя­тельная игра, ушла из повседневности старших дошкольников, уступив место специальных занятиям. Детям некогда играть, ведь воспитателям надо их научить, подготовить к школе.
А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные осо­бенности. Игра к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом дея­тельности.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предсто­ящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрос­лыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
В сюжетно-ролевой игре формируются такие качества, как самостоя­тельность, инициативность, организованность, развиваются творческие спо­собности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему пер­вокласснику.
Детство нуждается в охране и защите, в бережном, предельно чутком к нему отношении. Поэтому задача подготовки детей к школе должна решать­ся не изолированно, не любыми средствами и путями, а в обязательном под­чинении задачам более высокого порядка. Любые конкретные задачи обуче­ния и воспитания не должны противоречить специфике детства и жизненным интересам ребенка.
Таким образом, целью исследовательской работы является: изучить особенности влияния сюжетно-ролевых игр на развитие самосознания до­школьников.
Исследование было направленно на изучение только одного компонен­та в структуре самосознания, а именно на самоотношение, выраженное в са­мооценках детей.
Объект исследования: самосознание (в таком компоненте как самоот- ношение) дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры в развитии самосо­знания.
Гипотеза исследования: Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития у дошкольников такого компонента самосознания как самоотноше- ние, что выражается в росте общего положительного отношения дошкольни­ков к себе и в повышении их самооценки в таких параметрах, как «смелость», «сила», «старание». При этом самооценка по параметру «смелость» в наибольшей степени связана с уровнем сформированности игровых навыков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литерату­ры по проблеме самосознания в психологии.
2. Рассмотреть особенности самосознания в дошкольном возрасте.
3. Исследовать сюжетно-ролевые игрыкак средство развития самосо­знания дошкольников.
4. Провести анализ полученных в исследовании данных.
Методы исследования:
1. Теоретические. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические.Методики: «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан; методика Калининой Р.Р.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ре­зультаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, заключения, библиографи­ческого списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы было изучить влияние сюжетно-ролевых игра на самосознание дошкольников. В результате работы мы выяснили, что до­школьный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мо­тивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности пове­дения. Особое место в периоде детства занимает дошкольный возраст.
Ребенок в дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчи­вая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в дея­тельности.
В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей с окру­жающими, им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оце­нивать свои поступки и обязательных правил становиться больше, столкно­вение различных мотивов становятся чаще и острее.
У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосозна­ния - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возмож­ностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют поло­жительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их де­ловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада суще­ствует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей.
Игра - общепризнанное педагогическое средство всестороннего воспи­тания и развития детей. В системе воспитания игре всегда отводилось одно из главных по значимости мест.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наибо­лее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимо­действии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоцио­нальная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действитель­ности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отраже­ние ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
В дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отноше­ниях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли кото­рых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с по­мощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавлива­ется игровое взаимодействие.
Далее, мы провели исследование в старшей группе МБДОУ №325Октябрьского района, г. Красноярска. В исследовании приняли участие 25 дошкольников. Исследование проходило в период: октябрь 2014г. - де­кабрь 2014г.
На первом этапе мы исследовали уровень самоотношения как компо­нента самосознания дошкольников. Психологические особенности проявле­ния самооценки определялись при помощи следующих методик: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан.
Большинство ребят, по всем 8 показателям отметили 1-2 лесенку, что говорит о заниженной самооценке детей. Средние лесенки 3-4 выбрали около 30% дошкольников. В результате мы выяснили, что только 30% дошкольни­ков имеют адекватную самооценку, остальные имеют заниженные показате­ли.
Далее, в ходе исследования, мы провели методику «Нарисуй себя», А.М. Прихожан. В результате диагностики 25 дошкольников, получили, что зани­женные результаты показали 9 (36%) дошкольников.
На втором этапе исследования, нами были подобраны, адаптированы и проведены сюжетно-ролевые игры для дошкольников. Мы провели 10 сю­жетно-ролевых игр, которые были направлены на формирование самосозна­ния дошкольников, на повышение самооценки детей.
После проведения серии сюжетно-ролевых игр, мы провели повторную диагностику дошкольников. Мы предложили ребятам те же методики, чтобы оценить эффективность использования сюжетно-ролевых игр в развитии са­мооценки, как компонента самосознания.
Мы видим, что результаты оценивания дошкольниками себя, по мнению их родителей, стали заметно лучше. На 10% уменьшилось число дошколь­ников, которые отметили свои качества на 1-2 ступеньке в лестнице.
Таким образом, мы видим, что адекватная самооценка увеличилась на 12% после проведения серии сюжетно-ролевых игра, что доказывает эффек­тивность использования данной технологии в работе с дошкольниками.
Статистическая обработка данных исследования показала, чтов резуль­тате проведенных сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников в таком компоненте их самосознания как самоотношение значимо выросло общее положительное отношение к себе, а также повысилась самооценка по пара­метрам «смелость», «сила» и «старание».
Сравнивая результаты корреляционного анализа данных, полученных в группе старших дошкольников до и после эксперимента, мы выявили, что после проведения сюжетно-ролевых игр изменился характер взаимосвязей между параметрами самооценки и игровых навыков у дошкольников. Если до проведения сюжетно-ролевых игр у детей параметры игровых навыков были связаны с самооценками «здоровье» и «красота» (т.е. важными для уча­стия в игре были оценки себя здоровыми и красивыми), то после проведения игр - с такими самооценками, как «хороший», «ум» и «смелость». Причем наибольшее количество взаимосвязей получила именно самооценка «сме­лость». Это свидетельствует не только о повышении положительного отно­шения старших дошкольников к себе, но и о возросшем значении для них ис­пользования в игре своего интеллекта, а также о повышении оценки своей решительности, отваги в игровых взаимодействиях.
Таким образом, гипотеза исследования, сформулированная следующим образом: «Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития у до­школьников такого компонента самосознания как самоотношение, что выра­жается в росте общего положительного отношения дошкольников к себе и в повышении их самооценки в таких параметрах, как «смелость», «сила», «ста­рание». При этом самооценка по параметру «смелость» в наибольшей степе­ни связана с уровнем игровых навыков» - подтвердилась.


1. Абрамова Г.С.. Возрастная психология. - М., 2001.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы детского самосознания. М., 2001.
3. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания (ги­перактивности) // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - 3.
4. Бернс Р.В. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1999.
6. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.
7. Брязгунов И.П., Касаткина Е.В. Современное состояние вопроса о ле­чении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор ли­тературы) // Детский доктор. - 1999. - 5. - С.21-23.
8. Возрастная психология. Л.Ф. Обухова. - М., 1996.
9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирова­ние внимания. - М.: МГУ, 1974. - 99 с.
10. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с мо­торной алалией // Дефектология. - 1983. - 4.
11. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
12. Грейс Крайг " Психология развития" 7-е международное издание. М., 2001.
13. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Син­дром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М., 2004.
14. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Мето­дические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. - 2001. - 3.
С.22-25.
15. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Свечников В.В. Исследование зрительного внимания младших школьников с помощью компьютерного ме­тода // Образование и информатика. - 1997...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ