ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие «этническая толерантность» 7
1.2. Социально-психологическая характеристика старших подростков.... 15
1.3. Развитие этнической толерантности старших подростков 25
Выводы по Главе 1 38
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 39
2.1. Проект мероприятий, направленный на развитие этнической
толерантности старших подростков 39
2.2. Реализация проекта развитие этнической толерантности старших
подростков 48
Выводы по Главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована происходящими глобализации в современном мире процессами интеграции, ведущими к значительному росту соприкосновений представителей различных социальных групп: культур, национальностей и религий. Все больше возрастающая мобильность влечет за собой формирование феномена этнической толерантности - равного отношения к различным этническим группам, их культуре, обычаям, традициям.
Этническая толерантность является одним из ключевых понятий в современном мировом сообществе. Она играет важнейшую роль в жизни каждого человека и обуславливает способы взаимодействия и степень контактности между различными представителями общества.
Важность развития этнической толерантности подчеркивается в нормативно-правовых актах. Конституция Российской Федерации в статье 19 закрепила принцип равного права граждан независимо от их этнического происхождения, право самостоятельно определять и подтверждать свою национальную принадлежность. В статье 29 Конституции Российской Федерации содержится запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [1].
Особо актуальна проблема развития этнической толерантности в отношении старших подростков. Воздействие неблагоприятных социальных факторов на формирующуюся личность способствует возникновению различного рода деформаций и росту социальных отклонений, одним из которых выступает интолерантное поведение, проявляющееся в религиозном экстремизме, расизме, этноцентризме, ксенофобии, терроризме. Проблема интолерантности, нетерпимости старших подростков к иным расам, нациям и народам всегда является признаком скрытой девиации подростка.
В Стратегии развития воспитания в РФ от 29.05.2015 г. № 996-р до 2025 года одной из приоритетных задач выдвинута задача формирования у 3
старших подростков внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности [3]. В пункте 2 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения» [2].
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена наличием следующих объективных противоречий:
• между недостаточной степенью научной разработанности
концептуальных основ развития этнической толерантности старших подростков и необходимостью формирования у них нетерпимости к интолерантному поведению, религиозному экстремизму, расизму,
ксенофобии, терроризму, этноцентризму;
• между недостаточным количеством программ по развитию этнической толерантности старших подростков и необходимостью реализации комплекса мероприятий, которые позволят сформировать уважительное отношение к представителям этнических групп и сообществ, готовность к диалогу культур, соблюдению этнических границ;
• между значимостью формирования этнической толерантности старших подростков и недостаточным вниманием психолого-педагогической науки к данной проблеме.
На основе выявленных противоречий определена проблема исследования: как развивать этническую толерантность старших подростков?
Объект исследования: этническая толерантность личности.
Предмет исследования: развитие этнической толерантности старших подростков.
Цель исследования: реализовать и апробировать проект развития этнической толерантности старших подростков.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что;
1) для старших подростков, проживающих в сельской местности, характерен низкий уровень этнической толерантности;
2) проект способствует повышению показателя «этнонигилизм», старшие подростки отходят от собственной этнической группы и ищут устойчивые социально - психологические ниши, позитивно относятся к другим людям и к собственному народу. Также снижается показатель «этноизоляционизм», убежденность в превосходстве своего народа над другими.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению этнической толерантности.
2. Выявить особенности развития этнической толерантности в старшем подростковом возрасте.
3. Провести исследование сформированности этнической толерантности старших подростков.
4. Реализовать и апробировать проект по развитию этнической толерантности старших подростков.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
• исследования, посвященные психологии старшего подросткового возраста Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконина;
• исследования, посвященные проблеме этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Н.А. Гаршин, Е.И. Касьянова, К.С. Панченко, Т.Н. Петухова, А.Б. Салихова, Е.Н. Третьякова, М.Б. Хомяков);
• научные изыскания, посвященные проблеме формирования и развития этнической толерантности у старших подростков (А.К. Биджиев, И.В. Вицентий, Г.Е. Илюхина, И.В. Кареева, Е.М. Карпезина, М.М. Конколь, Д.В. Корнев, Ю.В. Лопухова, Ф.А. Мисходжева, Н.Э. Солынин, М.Н. Харабаджах).
В процессе работы были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: методика «Типы этнической идентичности» (С.В. Рыжова, Г.У. Солдатова), опросник «Индекс толерантности» (О.А. Кравцова, Г.У. Солдатова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), количественный и качественный анализ эмпирических данных, статистическая обработка данных с использованием критерия Манна-Уитни.
База исследования: село Красноярского края, МБОУ СОШ. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 9-ых классов в возрасте 1516 лет, из них 24 юноши и 36 девушек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что получены данные об особенностях развития этнической толерантности старших подростков, которые могут быть использованы педагогами образовательных организацией, психологами, социальными педагогами, сотрудниками подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (54 наименования) и 5 приложений. Объем работы составляет 69 страниц.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что отсутствует единая точка зрения относительно понятий «толерантность», «этническая толерантность». Исследование научных трудов по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что наиболее полным определением толерантности выступает трактовка, предложенная Е.Н. Третьяковой: «Толерантность - ценностное, духовно-нравственное качество личности, выраженное в принятии «Другого» как человека, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения,
мировоззрения и идеологии».
Наиболее полным определением этнической толерантности выступает трактовка, предложенная Т.Н. Петуховой, которая предложила рассматривать понятие этнической толерантности в трех аспектах: с социальных позиций как состояние системы социальных отношений; с этических позиций как элемент индивидуального и группового нравственного сознания; с юридических позиций как самостоятельную правовую ценность.
Старший подростковый возраст (15-17 лет) - это переходный и критический этап в онтогенезе, это время биологического, психологического, умственного и социального развития и изменений. Сегодняшний старший подросток - это будущий самостоятельный член общества, участник индивидуальных и групповых социальных отношений. Это ставит во главу углу вопрос развития этнической толерантности.
Причинами проявления интолерантного поведения являются воспитание в неблагополучных семьях, негативизм в оценке действительности, подавление личности группой, низкая общественнотрудовая активность, негативное влияние СМИ (средства массовой иформации), отсутствие познавательных интересов, проживание в
специализированных учреждениях с жесткой регламентацией ограниченностью социальных контактов и так далее.
Вышеперечисленные внутренние и внешние факторы ведут к дисгармонизации отношений с социальной средой и способствуют возникновению интолерантного поведения у старших подростков. Это обусловливает необходимость организации работы, направленной на развитие этнической толерантности у старших подростков.
Обоснование проблемы этнической толерантности старших подростков обусловило необходимость проведения проекта мероприятий на базе села Красноярского края МБОУ СОШ. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 9-ых классов в возрасте 15-16 лет, из них 24 юноши и 36 девушек. Для выявления сформированности этнической толерантности старших подростков использованы методика «Типы этнической идентичности» (С.В. Рыжова, Г.У. Солдатова) и опросник «Индекс толерантности» (О.А. Кравцова, Г.У. Солдатова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Результаты проведенного диагностического исследования свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности этнической толерантности старших подростков.
С целью развития этнической толерантности старших подростков реализован проект «Интересные люди», целью которого является формирование у подростков готовности к взаимодействию с представителями различных национальных групп, к диалогу и сотрудничеству на основе общечеловеческих и правовых ценностей в целях утверждения прав и свобод человека и гражданина. Был проведен комплекс занятий, направленных на формирование у подростков потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
На заключительном этапе исследовательской работы была проведена беседа с обучающимися. Цель беседы проследить изменения сформированности этнической толерантности старших подростков в результате апробации проекта «Интересные люди» и сделать вывод об эффективности проведенной работы. Оценка изменений показателей говорит о положительной динамике: подростки осознают свои этнические стереотипы, подростки понимают, какие действия может предпринять каждый человек и группа в целом для того, чтобы не допустить негативного влияния этнических стереотипов и для того, чтобы каждый увидел достоинства и уникальность себя и других людей. У подростков сформирована способность к пониманию жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, сформирована модель позитивного поведения в ситуации межэтнического взаимодействия. У подростков повысился показатель «этнонигилизм»: они, наравне со своей, признают другие культуры, права людей других национальностей, положительно относятся к культурным различиям, у них отсутствуют культурные предрассудки и стереотипы.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод об эффективности реализованного проекта «Интересные люди» по развитию этнической толерантности старших подростков. Таким образом, нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что для старших подростков, проживающих в сельской местности, характерен низкий уровень этнической толерантности; проект способствует повышению показателя «этнонигилизм» старшие подростки отходят от собственной этнической группы и ищут устойчивые социально-психологические ниши, позитивно относятся к другим людям и к собственному народу. Также снижается показатель «этноизоляционизм», убежденность в превосходстве своего народа над другими.
Следовательно, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) // Официальный интернет- портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).
2. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2023г.) «Об
образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).
4. Асмолов А.Г. Идеология толерантности: школа жизни с непохожими людьми // Образовательная политика. 2011. № 2. С. 2-4.
5. Бадалова Б.Т. Международное согласие и толерантность // Academic research in educational sciences. 2022. № 3. С. 825-829.
6. Биджиев А.К. Формирование толерантного отношения старшеклассников к сверстникам в поликультурной образовательной среде: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2009. 26 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
8. Вицентий И.В. Ценности и установки толерантности в политической
субкультуре студенчества: на материалах Мурманской области:
автореферат дис канд. социол. наук. СПб., 2016. 22 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2003.
1134 с.
10. Гаршин Н.А. Деформация толерантности в условиях «общество риска»: автореферат дис канд. филос. наук. Воронеж, 2021. 22 с.
11. Гутиева И.Г. Воспитание толерантности как средства противодействия экстремизму и терроризму // Образование и право. 2022. № 8. С. 267-270.
12. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю. Этническая идентичность молодежи, живущей в мире риска и неопределенности // Материалы XXI российской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург, 2019. С. 382-384.
13. Дядькин Д.С., Зорькина А.А. Толерантность, как фактор противодействия экстремизму // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-4. С. 46-48.
14. Ерина И.А. Толерантность подростков как особенность
межнациональных отношений // Проблемы современного
педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 407-411.
15. Илюхина Г.Е. Проблемы и направления формирования толерантности в системе общего образования: на примере школ московского мегаполиса: автореферат дис канд. социол. наук. М., 2009. 28 с....54