Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1 Адаптация ребенка к условиям детского сада 6
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста 17
1.3 Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому сад 26
1.4 Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 38
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к
новым условиям 38
2.2 Содержание, формы, методы организации адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада 44
2.3 Методические рекомендации воспитателям и родителям 49
2.4 Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 62
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития:.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и
воспитания:.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина JI.B., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора K.JI., Тонкова-Ямпольская Р.В.).
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в аналитике, большое количество исследований по проблеме адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования: «Процесс адаптации ребенка в ДОУ».
Объектом исследования: процесс адаптации ребенка.
Предметом исследования является адаптация детей раннего возраста..
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
2. определить психолого-педагогические условия, при которые успешно проходит процесс адаптации;
3. разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Гипотеза исследования - предполагаем, что адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если: - психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
- будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям ДОУ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Беседа с воспитателями;
2. Наблюдение за детьми;
3. Анкета для родителей «Готовность детей к посещению детского сада» (Подольской О.А.);
4. Методика для изучения степени адаптации ребенка к ДОУ Остроуховой А.
Теоретико-методологические основы исследования: исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, K.JI. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская); исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, O.JI. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Еуберт, Е.В. Пантюхина, K.JI. Печора).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
База исследования: МБДОУ «Солнышко» с. Целинное, Кызылского района.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 19 детей 1,6-3 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, внедрена в практику дошкольного учреждения программа работы по созданию эффективных психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в психолого¬педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработана программа работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Гипотеза, положенная в основу подтвердилась, то есть процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.
Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:
1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду, например, группа кратковременного пребывания, группа воскресного дня.
2. Поддерживать семью информационной базой при ориентации на ее проблемы.
3. Наладить работу по взаимодействию с детской поликлиникой с целью получения полной информации о физическом здоровье детей с самого рождения, для прогнозирования уровня адаптации и применения индивидуальных форм и методов работы, как с ребенком, так и с его семьей.
4. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.
5. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.
6. Целесообразно научиться прогнозировать и определять ожидаемый результат развития новых форм сотрудничества с семьей.
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
3. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ Н.М.Аксарина. - М.: Просвещение, 1991. -228 с.
4. Алямовкая, В. Ясли - это серьезно/ В.Алямовская - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с.
5. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П.Арнуатова,- Управление ДОУ, 2002. - №3. - С. 31-35.
6. Балл, Е.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.
7. Белкина, В.Н., Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
8. Божович, Л.Н., Личность и ее формирование в детском возрасте/
Л.Н.Божович. - М.: Проспект, 2002. 414 с.
9. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Р.Н.Буре,- Под ред, О.Л.
Зверевой. - М.: Просвещение, 1994. 226? с.
10. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад/ Н.Д.Ватутина - М.: Просвещение, 1993. - 170 с.
11. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
12. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.
13. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред.
А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
14. Выготский, JI.C. Младенческий возраст/Л.С.Выготский,- Собр. Соч. в 6т. - М.: Педагогика, 1984. - 356с.
15. Гуров, В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении/ В.Н.Гуров. - Ставрополь, 1999.- 198 с.
16. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
17. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
18. Доронова Т.А Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. -2004. -№ 1. С. 18-21.
19. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения.
- М.: Линка-Пресс, 2001. - 204 с.
20. Евстратова, Е.А . Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи/ Е.А.Евратова,- Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 276с.
21. ЖСердева, Е.В . Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня)/Е.В.Жардеева.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с.
22. О.Г. Адаптадия ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи/ О.Е.Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.
23. Зверева, О.Л. , Ганичева А.И . педагогика и домашнее
воспитание. - М.: Академия, 2000. - 408 с.
24. Зубова Г,, Е . Психологопидагогическая помощь родителям
в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание.
2004. -№7. - С.66-77.
25. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
26. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. - 1998 - № 4. - С. 14-16.
27. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ/ Н.В.Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Владос,
2004. -116 с.
29. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.
30. Край, , Г. Психология развития/Г.Крййг. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.
31. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и детей до трех
лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001. 253 с.
32. Крюкова, СП. , Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. - М.: генезис, 2000. - 123с.
33. Лешли , Дж . С маленькими VI.:Просвещение, 1991. - ТЗЪс.
34. Лямиина, Г.М. Воспитание детей раннего I50 огacтa/I .М.Л1ямиiia. - М. : Просвещение, 1974. - 359с.
35. Морозова, Е. Группа кратковременного пребывния : мой первый! сшт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11. - С.10-14.
36. Остроухова , А . Успешная адаптация // Обруч. - 2000. - .N33 . - С Я6-18.
37. Павлова Л . Раннее детство : или общество? // Обруч. _ 1999 _
№2. -С. 17-22.
38. Педагогика раннего возраста Под ред. Г.Г . Григорьевой, Н.П . Кочетковой, Д.В. Сергеевой. - М., 1998. - 342с.
39. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях/К.Л.Печора. - М.: Просвещение, 2006. 214 с.
40. Пыжьянова. Л . Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. -2003. -№2. - С. 14-16.
41. Роньжина, А.С . Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ А.С.Роньжина. - М.: книголюб, 2003. - 72с.
42. Самарина, Л.В. , ХСолопова, В.А . Открой новый мир . Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Сборник: воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 221с.
43. Севостьянова, Е.О . Дружная семейка : Программа адаптации детей к ДОУ/Е.О.Севостьянова. - М.: Сфера, 2006. - 128 с.
44. Смирнова, Е.О . Социализация детей раннего возраста/ Е.О.Смирнваа. Сборник: Воспитание детей возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003.-221с.
45. Социаььняя адаптация детей в ДОУ / Под рдд. Р.В . 'Тонковой- Ямпольской. -М., 1980. -315с.
46. Теплюк , С . Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.46-51.
47. Тонкова-Ямпольскяя,Р.В. , Черток 'ГЛ. Восинтатедю о ребенке дошкольного возраста. - М.: просвещение, 1987. -432с.