Процесс адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1 Адаптация ребенка к условиям детского сада 6
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста 17
1.3 Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому сад 26
1.4 Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 38
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к
новым условиям 38
2.2 Содержание, формы, методы организации адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада 44
2.3 Методические рекомендации воспитателям и родителям 49
2.4 Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1 Адаптация ребенка к условиям детского сада 6
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста 17
1.3 Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому сад 26
1.4 Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 38
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к
новым условиям 38
2.2 Содержание, формы, методы организации адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада 44
2.3 Методические рекомендации воспитателям и родителям 49
2.4 Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 62
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития:.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и
воспитания:.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина JI.B., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора K.JI., Тонкова-Ямпольская Р.В.).
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в аналитике, большое количество исследований по проблеме адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования: «Процесс адаптации ребенка в ДОУ».
Объектом исследования: процесс адаптации ребенка.
Предметом исследования является адаптация детей раннего возраста..
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
2. определить психолого-педагогические условия, при которые успешно проходит процесс адаптации;
3. разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Гипотеза исследования - предполагаем, что адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если: - психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
- будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям ДОУ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Беседа с воспитателями;
2. Наблюдение за детьми;
3. Анкета для родителей «Готовность детей к посещению детского сада» (Подольской О.А.);
4. Методика для изучения степени адаптации ребенка к ДОУ Остроуховой А.
Теоретико-методологические основы исследования: исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, K.JI. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская); исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, O.JI. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Еуберт, Е.В. Пантюхина, K.JI. Печора).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
База исследования: МБДОУ «Солнышко» с. Целинное, Кызылского района.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 19 детей 1,6-3 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития:.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и
воспитания:.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина JI.B., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора K.JI., Тонкова-Ямпольская Р.В.).
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в аналитике, большое количество исследований по проблеме адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования: «Процесс адаптации ребенка в ДОУ».
Объектом исследования: процесс адаптации ребенка.
Предметом исследования является адаптация детей раннего возраста..
Цель исследования - исследовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
2. определить психолого-педагогические условия, при которые успешно проходит процесс адаптации;
3. разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Гипотеза исследования - предполагаем, что адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если: - психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
- будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям ДОУ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Беседа с воспитателями;
2. Наблюдение за детьми;
3. Анкета для родителей «Готовность детей к посещению детского сада» (Подольской О.А.);
4. Методика для изучения степени адаптации ребенка к ДОУ Остроуховой А.
Теоретико-методологические основы исследования: исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, K.JI. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская); исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, O.JI. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.); исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Еуберт, Е.В. Пантюхина, K.JI. Печора).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
База исследования: МБДОУ «Солнышко» с. Целинное, Кызылского района.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 19 детей 1,6-3 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, внедрена в практику дошкольного учреждения программа работы по созданию эффективных психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в психолого¬педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработана программа работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Гипотеза, положенная в основу подтвердилась, то есть процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.
Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:
1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду, например, группа кратковременного пребывания, группа воскресного дня.
2. Поддерживать семью информационной базой при ориентации на ее проблемы.
3. Наладить работу по взаимодействию с детской поликлиникой с целью получения полной информации о физическом здоровье детей с самого рождения, для прогнозирования уровня адаптации и применения индивидуальных форм и методов работы, как с ребенком, так и с его семьей.
4. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.
5. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.
6. Целесообразно научиться прогнозировать и определять ожидаемый результат развития новых форм сотрудничества с семьей.
Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в психолого¬педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработана программа работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению психолого-педагогических условий адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Гипотеза, положенная в основу подтвердилась, то есть процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении психолого-педагогических условий.
Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для организации адаптации детей к дошкольному учреждению:
1. Создавать дополнительные услуги для родителей с целью постепенного привыкания детей к детскому саду, например, группа кратковременного пребывания, группа воскресного дня.
2. Поддерживать семью информационной базой при ориентации на ее проблемы.
3. Наладить работу по взаимодействию с детской поликлиникой с целью получения полной информации о физическом здоровье детей с самого рождения, для прогнозирования уровня адаптации и применения индивидуальных форм и методов работы, как с ребенком, так и с его семьей.
4. Периодически проводить анализ используемых форм и методов общения с детьми, родителями в период адаптации, вносить поправки, корректировать.
5. Для поиска эффективных и нетрадиционных форм работы с семьей по проблеме адаптации необходим обмен опытом с другими дошкольными учреждениями.
6. Целесообразно научиться прогнозировать и определять ожидаемый результат развития новых форм сотрудничества с семьей.
Подобные работы
- Формирование комфортной среды детских дошкольных учреждений крупного города России
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка младшего
дошкольного возраста к условиям ДОУ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4520 р. Год сдачи: 2021 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПОТРЕБНОСТИ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2025 - ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2015 - УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи в процессе воспитания детей мигрантов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОЬРАЗОВАТЕЛЫЮЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ К ДОШКОЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



