Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения фонетическому аспекту речи в начальной общеобразовательной школе
1.1. Проблемы формирования фонетического навыка
1.2. Способы формирования фонетических навыков
1.3. Условия успешного обучения произношению
Выводы по главе 1
Глава 2. Методические основы формирования фонетических навыков в начальной общеобразовательной школе
2.1. Анализ УМК по английскому языку с целью выявления способов
формирования фонетического аспекта речи для 2-4 классов
2.1.1. Анализ УМК «Звёздный английский» (“Starlight”) для 2-4 классов
2.1.2. Анализ УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 2-4 классов
2.1.3. Анализ УМК «Forward» для 2-4 классов
2.2. Разработка комплекса упражнений по формированию фонетических навыков младших школьников
Библиографический список
В современном обществе, столкнувшимся с явлением глобализации, общаться с людьми из разных уголков мира уже не просто желание или мечта, а необходимость. Одним из самых доступных и подходящих под эту цель считается английский язык. Однако недостаточно слушать, читать и понимать, владение произносительными навыками также обязательно - без них коммуникативный процесс невозможен в принципе. Звуки являются основным видом устного общения человеческого общество в целом. Эмоции, чувства, мысли и другая информация воспроизводятся и воспринимаются через звуковую оболочку языка.
Большинство людей начинают изучать английский еще в школе, однако лишь малая часть усваивает программу. Чаще всего, даже те, кто усвоили программу, действительно могут что-то понять и прочитать, но в чистом нормативном произношении, к сожалению, их обвинять не приходится.
Проблема обучения фонетическим навыкам на уроках английского, как и любого другого иностранного языка, - одна из самых актуальных проблем в методике обучения иноязычной речи.
Актуальность темы определяется тем, что правильные произносительные навыки должны формироваться на начальном этапе обучения иноязычной речи. Неправильные произносительные привычки, перенятые ранее, очень тяжело исправить, да и у педагогов не всегда хватает времени или компетенции это сделать.
Объектом исследования является фонетический аспект речи в начальной школе.
Предметом исследования являются методики обучения фонетическому аспекту речи в начальной школе.
Цель исследования - изучить известные методики обучения фонетическому аспекту речи, выделить их преимущества и недостатки.
Задачи исследования:
1. Подобрать теоретический материал по теме методики обучения фонетическому аспекту речи в начальной школе;
2. Охарактеризовать проблемы формирования фонетического навыка в начальной школе;
3. Описать способы успешного формирования фонетического навыка в начальной школе;
4. Выявить условия успешного обучения произношению в начальной школе;
5. Проанализировать УМК по проблеме формирования фонетических навыков в начальной школе;
6. Сформулировать выводы по результатам исследования.
Методической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов как П.К. Бабинская, Л.С. Выготский, Р.К. Миньяр-Белоручев, Л.В. Щерба, Н.Д. Гальскова, Г.В. Рогова, Т.А. Чистякова и др.
Для достижения поставленной цели и реализации задач мы использовали следующие методы исследования:
- Теоретический: анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков;
- Эмпирические: наблюдение, сравнение, беседа.
Практическая значимость заключается в создании комплекса упражнений, способствующих эффективному формированию фонетических навыков на уроках английского языка в учебных заведениях (общеобразовательных школах).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. с. 330
2. Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык / М.Д.
Астафьева - М.: Изд-во «МозаикаСинтез», 2006. - 257 с.
3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский : учеб. пособие / П.К. Бабинская - Минск : ТетраСистемс, 2006. - 288 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Лабиринт, 1999. - 362 с.
5. Милованова, И.С. Фонетические игры и упражнения: учеб. пособие / И.С. Милованова. - М.: Флинта, 2005 - 160 с.
6. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990 - 224 с.
7. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ, 2010. - 272 с.
8. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
9. Щерба, Л.В. Фонетика французского языка / Л.В. Щерба. - М.: Высшая школа, 1963. - 308 с.
10. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие / Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко. - М.: Изд-во Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
11. Жедек, П.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения / П.С. Жедек, М.С. Соловейчик, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
12. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В.Рогова, И.Н.Верещагина, Н.В.Языкова - М.: Изд-во Просвещение, 2008. - 228 с.
13. Чистякова, Т.А. Обучение иностранным языкам в детских садах: пособие для учителей / Т.А. Чистякова, Е.М. Чернушенко, Г.И.Солина - М.: Изд-во «Просвещение», 1964. -295 с.
14. Сатюкова, А. А. Современная классификация игр (на основе теории М. Ф. Стронина) / А. А. Сатюкова, М. В. Фоминых // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 71-71.
15. Шумакова, Н.Б. Индивидуальные отличия в мышлении младших школьников / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 2010. - №9. - C. 32-33.
16. Ададурова, В.В. Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - 2015. [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/logopediya/2015/03/26/formirovanie-u-doshkolnikov-umeniya-ustanavlivat- prichinno(дата обращения: 5.03.2022).
17. Гущина, Л.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - 2013. [Электронный ресурс]. - URL: http://goo.gl/IQcKIJ(дата обращения: 5.03.2022).
18. Казюлина, К.С. Формирование фонетических навыков учащихся на начальном этапе обучения // Иностранные языки - 2007. [Электронный ресурс].
- URL: https://urok.1sept.ru/articles/410326(дата обращения: 5.03.2022).
19. Карташова А. Игры для изучения английского. [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/LD7QNW(дата обращения: 5.03.17).
20. Чекрыжова, Е. Как звучать по-английски : звуки V и W // Enginform.
- 2016. [Электронный ресурс]. - URL: https://enginform.com/article/kak-zvuchat- po-angliyski-zvyki-v-i-w(дата обращения: 5.03.2022).
21. Легостаева, О.В. Формирование фонематического слуха на начальном этапе языкового вуза : английский язык : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02