Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирование рефлексивных учений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования 11
1.1 Рефлексивные умения как научно-педагогическая проблема в
образовании 11
1.2 Развитие личности в условиях дополнительного образования
(общее) 18
1.3 Дополнительное образование и формирование рефлексивных умений
у детей младшего школьного возраста 25
Выводы по Главе 1 33
Глава 2 Экспериментальная проверка модели формирования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования 35
2.1 Констатирующий эксперимент 35
2.2 Модель формирования рефлексивных умений у детей младшего
школьного возраста в условиях дополнительного образования 41
2.3 Результаты формирующего эксперимента 51
2.4 Математическая обработка данных 55
Выводы по Главе 2 62
Заключение 64
Список использованных источников 69
Приложение 73
Актуальность исследования. Масштабные социально-экономические преобразования, происходящие в нашем государстве, неизбежно рождают изменения мировоззренческих позиций, способствующих выработке новых приоритетов во всех сферах общественной жизни и в области образования в частности. Продиктованное потребностям времени, гуманистически направленное реформирование школьного образования предусматривает разработку и внедрение в практику учебно-воспитательного процесса личностно ориентированных технологий. Они призваны формировать и развивать у ребенка систему личностных ценностей, которая является опорой для полноценного духовного развития и личностного самоопределения ученика. В контексте решения этих задач закономерно усиление внимания современной возрастной и педагогической психологии для исследования субъектной реальности человека, его «Я», самости на разных этапах онтогенеза.
Фундаментальные проблемы становления личности, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития напрямую связаны с обнаружением и раскрытием феномена рефлексии, который начинает формироваться как целостное образование в младшем школьном возрасте. Новыми образовательными стандартами также подчеркнута актуальность данного вопроса. Так, новыми стандартами за основу были взяты общеучебные умения. Федеральным государственным стандартом (ФГОС) на первый план были поставлены задачи формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые могут быть определены как способности детей к саморазвитию и самосовершенствованию благодаря сознательному и активному приобретению нового опыта. Развертывание механизма децентрации, развитие самоконтроля, становление самооценки, расширение сферы социального взаимодействия ребенка, углубление его интереса к собственному «Я», формирование умений анализировать свои действия, поступки, поведение, черты характера, личностные качества обуславливают правомерность и необходимость рассмотрения аспектов формирования рефлексивных умений как интегральной характеристики личности младшего школьника.
Степень изученности исследования. Изучение рефлексии в пределах данного возрастного периода преимущественно осуществляется в связи с теоретическими исследованиями интеллекта и психолого-педагогическим анализом развития мышления в процессе обучения (О.А. Бугрименко, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.В. Елизарова, Л.В. Занков, Е.Ю. Зоткина, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). В кругу этих исследований рефлексивные умения рассматриваются в их интеллектуальном аспекте: как способность младшего школьника осознавать обоснованность собственных действий в ходе решения учебных задач.
Проблематике рефлексивных умений посвящено значительное количество философских исследований (А.С. Арсеньев, Е.В. Ильенков, В.А. Лекторский, В.А. Лефевр, А.П. Огурцов, П. Тейяр де Шарден и др.). В психологии изучение данного феномена осуществляется в связи с обоснованием закономерностей теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.З. Зак, Л. В. Занков, Ю.И. Машбиц, И.М. Семенов, С. Ю. Степанов, Ю.М. Швалб); для объяснения процессов коммуникации и кооперации (М.Г. Алексеев, И.С. Кон, В.И. Слободчиков, А.Т. Тюков, Г.П. Щедровичский); в контексте исследования особенностей становления личности, ее воспитания и самовоспитания (И.Д. Бех, М.И. Борышевский, Н.И. Гуткина, В.К. Зарецкий, А.В. Зейгарник, О.Л. Кононко, А.И. Липкина, О.Р. Новикова, В.А. Семиченко, С.П. Тищенко, Г.А. Цукерман).
Проблема исследования состоит в том, что далеко не все педагоги и психологи обращают внимание на дидактический потенциал такого вида учебной деятельности как дополнительное образование - вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Дидактический потенциал дополнительного образования в контексте формирования рефлексивных умений младшего школьника велик.
Очевидная актуальность и перспективность исследования данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования».
Цель исследования - разработать и апробировать модель формирования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Объект исследования - рефлексивные умения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - дополнительное образование как средство формирования рефлексивных умений детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: рефлексивные умения младших школьников могут быть успешно сформированы в условиях дополнительного образования, предоставляющего возможности последовательно индивидуализированного и опирающегося на субъектно-деятельностную позицию воспитанника обучения.
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: теоретико-методологический анализ психологической сущности рефлексии; целенаправленное наблюдение; беседа (с детьми, родителями); анкетирование; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; методы статистической обработки данных.
Задачи исследования
1) изучить рефлексивные умения как научно-педагогическую проблему в образовании;
2) проанализировать аспекты развития личности в условиях дополнительного образования;
3) исследовать возможности дополнительного образования в формировании рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста;
4) реализовать экспериментальную проверку модели формирования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Эмпирическая база исследования. Базой для проведения исследования послужил коррекционный реабилитационно-развивающий центр "Доктор речи". Количество участников исследования - 22 человека, в возрасте 8 лет.
Методики исследования. Для изучения уровня сформированности рефлексивных умений учащихся использовались такие методики, как:
- с целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников, изучения уровня сформированности умений анализировать свои действия нами использовалась методика Н.Г. Лускановой «Линеечки», или пятиуровневая шкала [30];
- была использована методика Г.А. Цукермана «Мы - вместе» - «Оценочный лист» [32]. Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, изучение уровня сформированности положительной мотивации учения.
Новизна исследования заключается в определении путей формирования (и совершенствования) рефлексивных умений у детей младшего возраста в условиях дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в структурировании и анализе материала об аспектах формирования (и совершенствования) рефлексивных умений детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования, изучении возможностей дополнительного образования в формировании рефлексивных умений младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в реализации модели формирования (и совершенствования) рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. Материалы исследования могут быть полезны педагогам, психологам при работе над формированием рефлексивных умений младших школьников в условиях дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рефлексивные умения как освоенные личностью способы самоорганизации и самомобилизации в разных условиях ее существования (и прежде всего в учебной деятельности) в особенности значимы для детей младшего школьного возраста в силу стоящих перед ними задач их развития, обучения и воспитания.
Младший школьный возраст есть период вступления индивида во многом в самостоятельную жизнь (учебная деятельность, взаимодействие со сверстниками и пр.), требующую от него ответственности, самоорганизации, инициативности, упорства, умений сотрудничества и других социально значимых личностных качеств. Овладение рефлексивными умениями обеспечивает полноценное развитие, обучение и воспитание младших школьников, способствует возникновению поступательных изменений в их личности, порождает положительные новообразования в ней и ее социальном поведении.
2. Дополнительное образование, обладая рядом психолого-дидактических преимуществ перед общим, предоставляет широкие возможности для формирования и совершенствования рефлексивных умений у младших школьников. Учет индивидуальных особенностей младшего школьника в процессе обучения; гибкий подход к формированию содержания образования; быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей; возможность организации психологического сопровождения в развитии личности младшего школьника; возможность свободного выбора школьником видов и сфер деятельности - факторы, благотворно воздействующие на формировании рефлексивных умений у детей как одного из «двигателей» их успешного обучения.
В условиях дополнительного образования срединной для младшего школьника является ситуация занятия позиции наблюдателя со стороны, отходить от деятельности и анализировать трудности организации «извне», понимать и оценивать происходящее, творчески регулировать свою деятельность и моделировать новую (позиция рефлексивного мышления). Указанная ситуация поддерживается выше приведенными условиями обучения в учреждениях дополнительного образования.
Реалии дополнительного образования успешно влияют на формирование всего спектра рефлексивных умений. К числу их, прежде всего, относят: адекватно воспринимать себя; ставить цель деятельности; определять результаты деятельности; соотносить результаты с целью деятельности; определять наличие ошибок в собственном поведении; характеризовать прожитую ситуацию.
В условиях дополнительного образования эффективно используются такие технологии, как игровые, технология сотрудничества, группового обучения, информационно-коммуникативные, интерактивные. Все они, в силу ориентированности на активно-деятельностное участие школьников в процессах их развития, обучения и воспитания, положительно влияют на формирование рефлексивных умений.
К социально-педагогическим условиям в дополнительном образовании с целью формирования рефлексивных умений учащихся младшего школьного возраста относятся:
- организация взрослыми совместной деятельности детей друг с другом;
- создание благоприятной среды для сотрудничества детей друг с другом в разных видах деятельности: на занятиях, в игре, в быту и труде;
- организация педагогом развивающих занятий с целью взаимодействия младших школьников со сверстниками;
3. Модель формирования (и совершенствования) рефлексивных умений у младших школьников в условиях дополнительного образования.
Модель включает в себя блоки мотивационно-ценностный, когнитивно-содержательный и оперативно-деятельностный.
Срединной характеристикой защищаемой модели является ориентация ее на поддержание занятия младшим школьников в условиях учреждения дополнительного образования активной жизненной позиции - инициативного участия в познавательной, практической деятельности, взаимодействия с другими детьми и пр.
Срединной характеристикой защищаемой модели является ориентированность ее на поддержание рефлексии младшего школьника его собственной познавательной и практической деятельности (включая взаимодействие и общение с товарищами) и учета ее (рефлексии) в решении возникающих перед ним проблем.
4. Педагогические условия реализации модели формирования (и совершенствования) рефлексивных умений у младших школьников в условиях дополнительного образования:
- повышение квалификации педагога дополнительного образования по вопросам формирования рефлексивных умений у младших школьников;
- придание проблеме формирования (и совершенствования) рефлексивных умений у младших школьников в условиях конкретного учреждения дополнительного образования статуса общеорганизационного (значимого для деятельности всех педагогов организации).
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена:
- опорой на достижения психологии, педагогики;
- непротиворечивостью исходных методологических позиций, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования;
- личными впечатлениями, наблюдениями, практическими выводами;
- являясь субъектом культурно-образовательной среды ПГУ.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Ход и результаты работы, апробированы в виде статей в следующих научно-практических конференциях:
1) IX Всероссийская научно-практическая конференция «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность» февраль 2022 г., статья «Формирование рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования» размещена в РИНЦ;
2) IX Всероссийская научно-практическая конференция «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность» февраль 2023г., статья «Формирование рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. Результаты констатирующего эксперимента» размещена в РИНЦ.
Структура исследования. Работа объемом 60страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа включает в себя 5 таблиц и 4 рисунков. Список использованной литературы включает в себя 50 наименований.
Рефлексия - это способность органа психики отражать окружающую действительность и самого себя; это источник внутреннего опыта, средство самопознания и необходимый инструмент мышление; это готовность и способность человека к самооценке, самопознанию, анализу своих действий, мотивов, поступков, настроения, к сопоставлению их с действиями и поступками других людей. В педагогике выделяют групповую и индивидуальную рефлексии. Групповая рефлексия делится на кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную рефлексии. Рефлексия состоит из таких компонентов как оценка педагогом работоспособности учащихся, оценка педагогом своей педагогической деятельности, осмысление участниками процесса обучения совместной деятельности, оценка учащимся собственной деятельности, самооценка, самоконтроль, умение контролировать собственные действия и давать им верную характеристику.
Дополнительное образование - это создание условий для развития личности с учетом ее индивидуальных особенностей, потребностей, ценностных ориентации, мотивов, а не механическая достройка базового образования, призванного усилить его компенсаторные и адаптационные функции. Поскольку ключевые компоненты рефлексии - это самопознание, самоконтроль и самоанализ, следовательно, дополнительное образование как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно¬нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании, наиболее подходит для формирования рефлексивных умений учащихся младшего школьного возраста.
Разнообразие форм дополнительного образования - кружок, клуб по объединениям, лекции, секции, центры предоставляет для младшего школьника возможности для познания самого себя, для понимания, чего он хочет достичь в жизни и осознания того, что ему нравится в учебной деятельности, а что - нет, и какими видами учебной деятельности он хотел бы заниматься далее, в средних и старших классах. С целью формирования рефлексивных умений учащихся младшего школьного возраста в дополнительном образовании используется ряд технологий: технология сотрудничества, технология
группового обучения, игровая технология, технология коллективной творческой деятельности, погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы с применением информационно-коммуникационных технологий, ресурсов Интернет.
Помимо интерактивных педагогических технологий важным аспектом также является необходимость формирования у младших школьников так называемой «позиции наблюдателя со стороны» - умение наблюдать, анализировать, критически оценивать результат своей деятельности - не только в позитивном ключе, а и возможность критически понимать, что не получилось, и какие меры надо предпринять для улучшения собственной деятельности. Применение интерактивных технологий позволяет создавать наиболее комфортные условия для активного вовлечения детей в продуктивную деятельность и взаимодействия всех участников процесса: педагога с учащимися, а также учащихся между собой, что является основой для последующего формирования рефлексивных умений. Так, для формирования срединной для младшего школьника «позиции наблюдателя со стороны» целесообразно использовать игровые технологии, но обязательно с последующим их анализом, с формированием умения отвечать на вопросы «что у меня получилось?», «какие ошибки были мною допущены?», «что нужно сделать, чтобы впоследствии избежать их?».
Цель экспериментального исследования заключалась в необходимости разработать и апробировать модель программы формирования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. Также в рамках исследования следовало подтвердить гипотезу исследования: рефлексивные умения младших школьников могут быть успешно сформированы в условиях дополнительного образования, предоставляющего возможности последовательно индивидуализированного и опирающегося на субъектно-деятельностную позицию воспитанника обучения. Базой для проведения исследования послужил коррекционный реабилитационно-развивающий центр «Доктор речи». Количество участников исследования - 22 человека, в возрасте 8 лет. Для изучения уровня сформированности рефлексивных умений учащихся использовались такие методики, как: методика Н.Г. Лускановой «Линеечки», методика Г.А. Цукермана «Мы - вместе» - «Оценочный лист».
На констатирующем этапе исследования, по результатам методики Н.Г. Лускановой «Линеечки» было выявлено, что оценка работ учителем на 75% совпадает с самооценкой данных работ учащимися, но есть незначительные колебания в сторону ее завышения либо занижения. По результатам методики «Мы вместе» Г.А. Цукермана на констатирующем этапе исследования присутствуют незначительные колебания в виде отклонения самооценки учащихся в большую, либо в меньшую стороны, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности рефлексивных умений школьников. Следовательно, проведение работы по формированию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования стало целесообразным продолжением исследования.
Цель формирующего этапа заключалась в создании модели программы формирования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования. Ведущей формой реализации программы формирования рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования послужила групповая работа с детьми. При реализации формирующего этапа, направленного на формирование рефлексивных умений детей младшего школьного возраста, стремились придерживаться ряда принципов: принцип единства диагностики и коррекции, принцип нормативности развития, деятельностный принцип, принцип системности развития, принцип коррекции «сверху вниз». Продолжительность формирующего этапа составила 3 недели. В рамках данного этапа были проведены такие занятия как «Учебный дайвинг», «Эссе- минутка, «Один-два-три», «Время вышло», «Карта тела», «Скетч-рефлексия». Данные занятия были направлены на обучение младших школьников овладеть механизмом рефлексивной деятельности с помощью трех действий; обучении стратегии критического мышления «TimeOut!»; обучение младших школьников использованию инструмента для организации рефлексивной деятельности младших школьников «Карта тела»; для формирования срединной для младшего школьника «позиции наблюдателя со стороны» было проведено обучении стратегии, которая поможет провести глубокую рефлексию деятельности и эмоционального состояния, обучить искать ответы на вопросы «что у меня получилось» и «что следует еще предпринять для улучшения собственной деятельности».
На контрольном этапе исследования было выявлено, что согласно методике Н.Г. Лускановой «Линеечки» количество учащихся, обладающих уровнем самооценки выше среднего и средним увеличилось на 3 и 2% соответственно. Увеличилось также и количество совпадений оценок учителя и самооценок школьников, лишь у 2% учащихся на контрольном этапе самооценка не совпадает с оценкой учителя. Результаты методики «Мы вместе» Г.А. Цукерман показали, что на контрольном этапе присутствуют незначительные колебания в виде отклонения самооценки учащихся в большую, либо в меньшую стороны, но данные отклонения значительно меньше, чем на констатирующем этапе исследования, что свидетельствует о достаточном уровне сформированности рефлексивных умений школьников; методы математической обработки данных с помощью Т-критерия Вилкоксона и критерия Спирмена подтвердили результативность проведенной работы, направленной на формирование рефлексивных умений.
Следовательно, проведение работы по формированию рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования было успешным, что свидетельствует о подтверждении цели исследования и достижении его цели.
Укажем как на существенное: необходима серьезная подготовка педагога дополнительного образования в ходе формирования рефлексивных умений у младших школьников. Искомый предмет требует серьезных знаний в области психологии, дидактики, процессах коммуникации и другом, связанном с общим и специальным развитием индивида. Последующие наши шаги в развитии темы магистерского исследования будут связаны с составлением рекомендаций для педагогов дополнительного образования.
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов н/Д.: РосТип, 2009. 240 с.
2. Андрющенко О. А. Проблема рефлексии: гносеологические связи с философским знанием. Непрерывное образование нового столетия: достижение и перспективы // Молодой ученый. 2019. № 22. С. 48-54.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Просвещение, 2007. 300 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 209 с.
5. Ануфриев А.Ф, Костромина С.Н. Как преодолеть трудности
обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось-89», 2019. 272 с.
6. Афанасьева О.В., Кузнецов В.Ю., Левченко И.П. Психология, педагогика, этика. М.: Закон и право, Издательское объединение ЮНИТИ, 2018. 257 с.
7. Ахметжанова Г.В., Воробьева Т.Г. Технология рефлексивной деятельности учащихся младших классов. М.: Рось, 2018. 129 с.
8. Бабаян Ю.О. Рефлексивные умения учащихся // Молодой ученый. 2022. № 21. С. 17-21.
9. Бебришвили Ц. Г. Формирование контроля и самоконтроля в учебной деятельности младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: Тбилиси: 1-я типография, 2012. 27 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М.: Педагогика, 2014. 351 с.
11. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников: учебное пособие / под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М.: АРСТ, 2012.
287 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2012. 278 с.
13. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: РосТом, 2014. 114 с.
14. Давыдов В.В. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 2020. №6. С. 13-26.
15. Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Воспитатель. М.: Наука, 2018. №11. С. 61-67.
16. Жарова Л.В. Самоконтроль в учебной работе подростков. М.: Педагогика, 2016. 87 с.
17. Зайцева И.И. Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения // Первое сентября. 2020. №4. С.14-18.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб.для вузов. 3-е изд., пересмотр. Воронеж: МОДЭК, 2015. 447 с.
19. Канищева И.И. Психология. М.: Либерти, 2020. 152 с.
20. Коджаспиров Г. М. Педагогический словарь. М.: «Академия», 2001. 176 с.
21. Кодлюк Я.П. Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся 1-2 классов 4-летней начальной школы: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 : Кодлюк. М.: МГУ, 2022. 207 с.
22. Легин В.Б. Рефлексивные умения учащихся младших классов. М.: Рось, 2015. 89 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2007. 304 с.
24. Леонтьева М.Р. Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия // «Учительская газета». 2019. № 12. С. 23-26.
25. Лукьянович А.К. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная роботехника». М.:
Начальная школа плюс до и после. 65 с.
26. Маралов К.Г. Опыт самопознания. СпБ.: Питер, 2020. 78 с.
27. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2014. 255 с.
28. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.: Наука, 2016. 184 с.
29. Мириманова М.М. Рефлексия как системный механизм развития // Педагогика. 2019. № 25. С.55-58.
30. Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования // Науч.- практ.жур. «Академический вестник». Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. 2018. Вып. 1(5). С. 41-47.
31. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...». М.: Наука, 2012. 201 с.
32. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 56 с.
33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2017. 191 с.
34. Психология обучения: учебное пособие / под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 2008. 70 с.
35. Репкин В.В. Строение учебной деятельности // Вопросы психологии 1983. №9. С. 10-16.
36. Семенов И.Н., Степанов, С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 2021. № 2. С. 35-42.
37. Сластенин В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. М.: Просвещение, 2011. 124 с.
38. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. 812 с.
39. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. СпБ.: Питер, 2017. 304 с.
40. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. М.: Наука, 2014. №12. С. 42-45.
41. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения; пер. с англ. СпБ.: Речь, 2011. 240 с.
42. Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. 2009. №2. С. 39-46.
43. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2004. 149 с.
44. Верстукова Е.Н. К вопросу об анализе понятия «педагогическая
деятельность» // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-analize-ponyatiya-
pedagogicheskaya-deyatelnost (дата обращения: 06.05.2023).
45. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования
универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZproektirovanie-
uroka-s-pozitsii-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 05.06.2023).
46. Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru. (дата обращения 02.07.2023)
47. Педагогический опыт учителя. URL: https://педакадемия.рф/ (дата обращения: 04.06.2023)
48. Федеральный Государственный образовательный стандарт. URL: https://fgos.ru/(дата обращения 01.07. 2023).
49. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения 04.06.2023)
50. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. URL: https://pedportal.net/(дата обращения 01.07.2023)