ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
|
Введение 3
Глава I Теоретические основы обучения чтению на уроках французского языка в условиях инклюзивного образования 6
1.1 Инклюзивное образование как тенденция современного языкового
образования 6
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся средней
школы с нарушениями зрения 18
1.3 Понятие о чтении как о виде речевой деятельности 29
Выводы по первой главе 40
Глава II Практические аспекты обучения чтению на уроках французского языка учащихся с нарушениями зрения 43
2.1 Система упражнений по обучению чтению учащихся с
нарушениями зрения 43
2.2 Возможности использования системы упражнений в обучении иностранному языку учащихся с нарушениями зрения 54
Выводы по второй главе 70
Заключение 72
Список литературы 75
Глава I Теоретические основы обучения чтению на уроках французского языка в условиях инклюзивного образования 6
1.1 Инклюзивное образование как тенденция современного языкового
образования 6
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся средней
школы с нарушениями зрения 18
1.3 Понятие о чтении как о виде речевой деятельности 29
Выводы по первой главе 40
Глава II Практические аспекты обучения чтению на уроках французского языка учащихся с нарушениями зрения 43
2.1 Система упражнений по обучению чтению учащихся с
нарушениями зрения 43
2.2 Возможности использования системы упражнений в обучении иностранному языку учащихся с нарушениями зрения 54
Выводы по второй главе 70
Заключение 72
Список литературы 75
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время отмечается тенденция роста количества детей, имеющих нарушения физического и нервно-психического развития. В связи с этим можно наблюдать изменения, происходящие в российском обществе, которые проявились в усилении внимания к проблемам лиц с особыми образовательными потребностями, осознании важности инклюзивного образования. На данный момент реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) направлена на повышение уровня современного общего образования, а также предоставление возможности каждому ученику выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию. Особое внимание уделяется детям школьного возраста с особыми образовательными потребностями, нуждающимся в индивидуальном подходе при обучении иностранному языку.
Наличие особенностей здоровья, которые связаны с различными заболеваниями, накладывает определенные ограничения не только на проявление личности, но и на ее формирование, зачастую приводя к определенным сложностям социальной адаптации и социального функционирования ребенка с особыми образовательными потребностями. С другой стороны, многие авторы (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан) отмечают, что трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста связаны с высоким уровнем тревожности. В отечественной тифлологии подчеркивается значимость эмоциональной сферы в процессах компенсации дефекта и интеграции в социум детей с нарушением зрения. Проблема достижения обучающимися с нарушениями зрения личностных и метапредметных результатов, в том числе предметных результатов в области «Иностранный язык» (в частности, при формировании навыков чтения) относится к недостаточно разработанным.
Объект исследования - обучение чтению на уроках французского языка учащихся с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования - особенности обучения чтению учащихся с нарушениями зрения на уроках французского языка в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования - изучить дидактико-методические и психологические основы обучения чтению на уроках французского языка в условиях инклюзивного образования и разработать систему адаптивных упражнений для учащихся с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность инклюзивного образования как тенденции современного языкового образования;
2. Описать психолого-педагогические особенности обучения учащихся с нарушениями зрения;
3. Рассмотреть понятие «чтение» как вид речевой деятельности;
4. Разработать систему адаптивных упражнений по обучению чтению учащихся с нарушениями зрения, изучающих иностранный язык;
5. Описать возможности использования системы упражнений в обучении иностранному языку учащихся с нарушениями зрения;
6. Сформулировать рекомендации для учителей по обучению чтению учащихся с особыми образовательными потребностями.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ педагогической, методической,
психологической литературы по теме, ее синтез и систематизация);
• эмпирические (изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по обучению чтению на уроках французского языка, анализ собственной педагогической практики).
Практическая значимость результатов данного исследования состоит в том, что разработанные упражнения по обучению чтению учащихся с нарушениями зрения могут быть использованы студентами и учителями при обучении иноязычному чтению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении раскрывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, а также практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обучения чтению на уроках французского языка в условиях инклюзивного образования. Рассматривается инклюзивное образование как тенденция современного языкового образования, а также психолого-педагогические особенности обучающихся средней школы с нарушениями зрения. Анализируется понятие о чтении как о виде речевой деятельности.
Во второй главе данной работы рассматриваются практические аспекты обучения чтению на уроках французского языка учащихся с нарушениями зрения. Предлагается система адаптивных упражнений по обучению чтению учащихся с нарушениями зрения, а также рассматриваются возможности использования данной системы упражнений в обучении иностранному языку учащихся с нарушениями зрения.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
Наличие особенностей здоровья, которые связаны с различными заболеваниями, накладывает определенные ограничения не только на проявление личности, но и на ее формирование, зачастую приводя к определенным сложностям социальной адаптации и социального функционирования ребенка с особыми образовательными потребностями. С другой стороны, многие авторы (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан) отмечают, что трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста связаны с высоким уровнем тревожности. В отечественной тифлологии подчеркивается значимость эмоциональной сферы в процессах компенсации дефекта и интеграции в социум детей с нарушением зрения. Проблема достижения обучающимися с нарушениями зрения личностных и метапредметных результатов, в том числе предметных результатов в области «Иностранный язык» (в частности, при формировании навыков чтения) относится к недостаточно разработанным.
Объект исследования - обучение чтению на уроках французского языка учащихся с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования - особенности обучения чтению учащихся с нарушениями зрения на уроках французского языка в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования - изучить дидактико-методические и психологические основы обучения чтению на уроках французского языка в условиях инклюзивного образования и разработать систему адаптивных упражнений для учащихся с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность инклюзивного образования как тенденции современного языкового образования;
2. Описать психолого-педагогические особенности обучения учащихся с нарушениями зрения;
3. Рассмотреть понятие «чтение» как вид речевой деятельности;
4. Разработать систему адаптивных упражнений по обучению чтению учащихся с нарушениями зрения, изучающих иностранный язык;
5. Описать возможности использования системы упражнений в обучении иностранному языку учащихся с нарушениями зрения;
6. Сформулировать рекомендации для учителей по обучению чтению учащихся с особыми образовательными потребностями.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ педагогической, методической,
психологической литературы по теме, ее синтез и систематизация);
• эмпирические (изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта по обучению чтению на уроках французского языка, анализ собственной педагогической практики).
Практическая значимость результатов данного исследования состоит в том, что разработанные упражнения по обучению чтению учащихся с нарушениями зрения могут быть использованы студентами и учителями при обучении иноязычному чтению.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении раскрывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, а также практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы обучения чтению на уроках французского языка в условиях инклюзивного образования. Рассматривается инклюзивное образование как тенденция современного языкового образования, а также психолого-педагогические особенности обучающихся средней школы с нарушениями зрения. Анализируется понятие о чтении как о виде речевой деятельности.
Во второй главе данной работы рассматриваются практические аспекты обучения чтению на уроках французского языка учащихся с нарушениями зрения. Предлагается система адаптивных упражнений по обучению чтению учащихся с нарушениями зрения, а также рассматриваются возможности использования данной системы упражнений в обучении иностранному языку учащихся с нарушениями зрения.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
В настоящее время в России и в мире отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения физического и нервно-психического развития. Исходя из этого, можно утверждать, что основная задача инклюзивного образования состоит в социализации данной категории учащихся. Перед педагогами встает задача обеспечить создание адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия детей с особенностями здоровья в образовательном процессе.
Под инклюзивным образованием следует понимать процесс обучения детей с особенностями развития не в специальном учебном заведении, а в обычной массовой школе. На данный момент в России осуществляется активная разработка и поиск различных подходов к адаптации образовательного процесса с учетом психологических и образовательных возможностей обучающихся с разными нарушениями психофизического развития.
Для успешного осуществления концепта инклюзивного образования учащихся с особыми образовательными потребностями необходимо осуществить поиск наиболее эффективных стратегий обучения как процесса, который способствует целенаправленному развитию личностного потенциала учащегося в зависимости от его индивидуальных возможностей и потребностей.
Кроме того, должна осуществляться профессиональная подготовка педагогов, которая подразумевает получение необходимых знаний психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития учащихся. Также следует помнить о том, что принятие индивидуальности каждого обучающегося является основой практики инклюзивной формы обучения и воспитания.
Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями представляет наибольшую трудность для учителей иностранного языка, так как этому процессу свойственна максимальная индивидуализация. Кроме этого, учителя должны способствовать созданию такой образовательной среды, в которой каждый учащийся достигнет успешного образовательного результата.
В данном исследовании рассматривается проблема обучения детей с нарушениями зрения чтению на уроках французского языка. Это обосновано тем, что в настоящее время в школах обучается большое количество детей с подобными нарушениями здоровья. Исходя из этого, перед нами встает задача разработать оптимальную модель работы с «особенными детьми».
Для реализации данного замысла мы должны, прежде всего, учитывать психолого-педагогические особенности учащихся с особыми образовательными потребностями при обучении их чтению, так как чтение является сложным видом речевой деятельности. Оно протекает в двух формах - вслух и про себя - и осуществляется в тесном взаимодействии с другими видами речи.
Чтение представляет собой одну из важнейших составляющих процесса изучения иностранного языка. Оно помогает учащимся закреплять новые лексические единицы и применять их на практике, способствует развитию памяти, что особенно важно для детей с нарушениями зрения. Кроме того, в процессе чтения происходит тренировка навыка чтения и логического мышления.
Для создания наиболее комфортных условий обучения педагогу следует четко понимать основы механизма чтения. А также учитель должен уметь правильно организовать процесс обучения с методической точки зрения и создать необходимые условия, при которых обучение чтению будет протекать с максимальной нагрузкой речемыслительной деятельности и активности учащихся.
Принимая во внимание психологические и образовательные особенности учащихся с нарушениями зрения, мы разработали систему упражнений, которая позволит данной категории учащихся успешно выполнять задания на изучающее, ознакомительное и просмотрово¬поисковое чтение на всех трех этапах работы с учебным текстом. Так как не все упражнения могут подойти для выполнения детьми с нарушениями зрения, они претерпели ряд модификаций и стали, таким образом, доступны для каждого учащегося.
Мы апробировали разработанную нами систему упражнений в школе при прохождении педагогической практики. Данная система хорошо себя зарекомендовала, что находит подтверждение в приведенном фрагменте урока французского языка в 8 классе. Кроме того, мы рассмотрели возможности использования данной системы упражнений в обучении учащихся с нарушениями зрения для изучающего, ознакомительного и просмотрово-поискового чтения на трех этапах работы с учебным текстом.
В исследовании сформулированы рекомендации для учителей иностранного языка, обучающих детей с нарушениями зрения. Составляя их, мы принимали во внимание особенности развития данной категории учащихся. Таким образом, разработанные рекомендации помогут учителям организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся с нарушениями зрения была возможность успешно выполнять задания наравне со своими одноклассниками.
Работа по обучению чтению на уроках французского языка учащихся с нарушениями зрения представляет собой перспективное научное направление в методике, которое позволит расширить возможности поиска стратегий и подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной школе.
Под инклюзивным образованием следует понимать процесс обучения детей с особенностями развития не в специальном учебном заведении, а в обычной массовой школе. На данный момент в России осуществляется активная разработка и поиск различных подходов к адаптации образовательного процесса с учетом психологических и образовательных возможностей обучающихся с разными нарушениями психофизического развития.
Для успешного осуществления концепта инклюзивного образования учащихся с особыми образовательными потребностями необходимо осуществить поиск наиболее эффективных стратегий обучения как процесса, который способствует целенаправленному развитию личностного потенциала учащегося в зависимости от его индивидуальных возможностей и потребностей.
Кроме того, должна осуществляться профессиональная подготовка педагогов, которая подразумевает получение необходимых знаний психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития учащихся. Также следует помнить о том, что принятие индивидуальности каждого обучающегося является основой практики инклюзивной формы обучения и воспитания.
Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями представляет наибольшую трудность для учителей иностранного языка, так как этому процессу свойственна максимальная индивидуализация. Кроме этого, учителя должны способствовать созданию такой образовательной среды, в которой каждый учащийся достигнет успешного образовательного результата.
В данном исследовании рассматривается проблема обучения детей с нарушениями зрения чтению на уроках французского языка. Это обосновано тем, что в настоящее время в школах обучается большое количество детей с подобными нарушениями здоровья. Исходя из этого, перед нами встает задача разработать оптимальную модель работы с «особенными детьми».
Для реализации данного замысла мы должны, прежде всего, учитывать психолого-педагогические особенности учащихся с особыми образовательными потребностями при обучении их чтению, так как чтение является сложным видом речевой деятельности. Оно протекает в двух формах - вслух и про себя - и осуществляется в тесном взаимодействии с другими видами речи.
Чтение представляет собой одну из важнейших составляющих процесса изучения иностранного языка. Оно помогает учащимся закреплять новые лексические единицы и применять их на практике, способствует развитию памяти, что особенно важно для детей с нарушениями зрения. Кроме того, в процессе чтения происходит тренировка навыка чтения и логического мышления.
Для создания наиболее комфортных условий обучения педагогу следует четко понимать основы механизма чтения. А также учитель должен уметь правильно организовать процесс обучения с методической точки зрения и создать необходимые условия, при которых обучение чтению будет протекать с максимальной нагрузкой речемыслительной деятельности и активности учащихся.
Принимая во внимание психологические и образовательные особенности учащихся с нарушениями зрения, мы разработали систему упражнений, которая позволит данной категории учащихся успешно выполнять задания на изучающее, ознакомительное и просмотрово¬поисковое чтение на всех трех этапах работы с учебным текстом. Так как не все упражнения могут подойти для выполнения детьми с нарушениями зрения, они претерпели ряд модификаций и стали, таким образом, доступны для каждого учащегося.
Мы апробировали разработанную нами систему упражнений в школе при прохождении педагогической практики. Данная система хорошо себя зарекомендовала, что находит подтверждение в приведенном фрагменте урока французского языка в 8 классе. Кроме того, мы рассмотрели возможности использования данной системы упражнений в обучении учащихся с нарушениями зрения для изучающего, ознакомительного и просмотрово-поискового чтения на трех этапах работы с учебным текстом.
В исследовании сформулированы рекомендации для учителей иностранного языка, обучающих детей с нарушениями зрения. Составляя их, мы принимали во внимание особенности развития данной категории учащихся. Таким образом, разработанные рекомендации помогут учителям организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся с нарушениями зрения была возможность успешно выполнять задания наравне со своими одноклассниками.
Работа по обучению чтению на уроках французского языка учащихся с нарушениями зрения представляет собой перспективное научное направление в методике, которое позволит расширить возможности поиска стратегий и подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной школе.
Подобные работы
- Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе изучения праздников и традиций Франции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - Использование современных информационных технологий в обучении
французскому языку на старшей ступени средней общеобразовательной
школы
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Приемы обучения иноязычному смысловому чтению в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - Формирование лексических навыков у учащихся средней ступени обучения посредством изучения фольклора
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕХНО - Р» В ОБУЧЕНИИ ФОНЕТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Способы контроля уровня языковой компетенции учащихся старшей ступени средней общеобразовательной школы (на материале французского языка)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения переводу на занятиях по английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Обучение письменной деловой коммуникации на французском языке в высшем учебном заведении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



