Введение 3
Глава I. Творчество, как развитие творческой деятельности в предметной области «технология»
1.1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.. .6
1.2. Психолого-педагогические аспекты развития творческих качеств
личности 15
1.3. Развитие творческой деятельности учащихся на базе рукоделия на
уроках технологии 5-8 классов 34
1.4. Интерьер жилых помещений, основы 37
Глава II. Факультативный курс по разработке элементов интерьера жилых помещений для учащихся 5-8 классов СШ "Прикладной дизайн"
2.1. Роль элементов в оформлении интерьера жилых помещений в
развитии творческой деятельности учащихся 45
2.2 Технология изготовления подушки (пуфа) 46
2.3. Программа факультативного курса "Прикладной дизайн"
(на примере изготовления подушечек) 48
Заключение 53
Список литературы 55
Актуальность исследования. Совокупность различных способностей молодого человека определяют как творчество [1]. Творчество — это:
• деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
• создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
• процесс создания субъективных ценностей.
Необходимое условие для творческой деятельности учащихся - гибкость мышления, благодаря которому каждый учащийся может творчески подходить к решению поставленных задач, по-новому взглянуть на обычные явления повседневной жизни. Если идеи кажутся почти неосуществимыми или их воплощению что-то препятствует, требуется квалификация, немного самоуверенности, целеустремленности и фантазии.
Творческими могут быть не только талантливые люди искусства: певцы, танцоры или художники, но и люди любых других профессий. Кроме того, творческий взгляд на деятельность необходим и в различных жизненных ситуациях. Обязательное условие для творческой деятельности является воображение. Отчасти творческая способность молодого человека является врожденной, однако немалую ее часть предопределяет навыки и опыт. Творческая способность постоянно совершенствуется, если молодой человек тренирует свои особые природные данные.
Творческое мышление - это своеобразный эксперимент индивидуального характера с использованием традиционного логического мышления и фантазии [2]. Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес[3] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
3. Озарение — появление интуитивного решения.
4. Проверка — испытание и/или реализация решения.
Творческое мышление и творческая деятельность взаимосвязаны. При творческой деятельности происходит несколько сложных мыслительных процессов, однако молодой человек этого не осознает, потому что его головной мозг выявляет и воспринять ему позволяет только основную мысль, идею. В дальнейшем, чтобы реализовать задуманное, необходимо найти пути и средства воплощения идеи в реальный объект.
Существует много различных способов, стимулирующих творчество (творческую активность). Обычно молодой человек даже не предполагает, какими способностями, талантами он обладает. Нередко в их выявлении может помочь случай, необычно сложившиеся обстоятельства или же для этого требуется целая жизнь. Поэтому не напрасно советуют с малых лет побуждать ребенка к участию в различных кружках, конкурсах, мероприятиях, способствующих выявлению талантов.
Активный и творческий молодой человек обычно вскоре понимает, что ему легче дается, доставляет большее удовольствие и сознательно начинает этим интересоваться. Различным видам искусства и ремеслам можно обучиться в свободное время в организуемых кружках, клубах. Однако можно попытаться и самостоятельно научится лепить из глины горшки, рисовать, фотографировать, петь и играть, готовить, выполнять хозяйственные работы или выучить иностранный язык.
Желание выделиться является нормальным и важным для каждого молодого человека как личности. Если отсутствует стимул и ничто не способствует развитию способностей, то с течением времени талант погибает. В связи с этим духовная жизнь обедняется, появляется неудовлетворенность, нарушается внутреннее равновесие, возникает физическое или душевное напряжение или наступает полное разочарование жизнью. Творческая деятельность - проявление индивидуальности человека, он не только сам испытает радость, но и дарит ее другим. Он ощущает прилив сил. Талантливый молодой человек способен лучше выразить свое «я» и чувства, тоньше чувствует гармонию тела и души.
Эффективность использования потенциальных возможностей молодого человека, зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности, индивидуальных и возрастных особенностей, а также от организации высокоэффективной деятельности, т.е. деятельности творческой.
Качества творческой личности развиваются непосредственно в творческой деятельности. Дошкольники включаются в творческую деятельность с удовольствием, ибо она реализует их любопытство, потребность в познании мира, в общении и желании проявить себя.
Объект исследования: технологическое образование.
Предмет исследования: процесс развития творческой деятельности учащихся 5-8 классов.
Цель исследования: разработка факультатива по развитию творчества обучаемых "Прикладной дизайн".
Цель исследования, предмет и объект определили следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и проанализировать психолого-педагогические аспекты развития творческих качеств личности.
3. Выявить творческое начало при формировании интерьера жилых помещений
4. Составить программу факультатива "Прикладной дизайн"
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная учебная программа факультатива может быть использованы в работе учителей, а так же руководителями кружков дополнительного образования.
На основании изученного материала по научно-методической литературе используемой в предметной области «Технология» можно утверждать, что комплекс учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей соответствует современным требования ФГОС, семьи, общества в целом к уровню образования, его функциональности, научно обосновано, прослеживается связь приобретенных знаний с жизнью.
Учебно-методический комплекс по предмету «Технология» носит ярко выраженный практический характер, способствует формированию навыков практической деятельности учащихся, очевиден осязаемый результат этой деятельности.
Следуя личностно-ориентированному подходу формируются и развиваются творческие качества личности, создаются условия для их развития, выбираются средства для реализации индивидуальных интересов в творческой деятельности, приветствуется и развивается нестандартность (отсутствие шаблонов), неординарность творческого мышления. Тем самым формируются творческие способности учащихся. Самореализация и самовыражение очень важные аспекты как для творческой деятельности, так и для личности.
Творческое начало при формировании интерьера жилых помещений неоспоримо присутствует. Вначале возникают идеи, происходит осмысление методов и способов воплотить задуманное, выбираются средства и методы достижения желаемого результата, начинается практическая деятельность, которая проявляет творческий потенциал каждого.
Дополнительно к основному обучению была разработана программа факультатива "Прикладной дизайн". Благодаря ей сформированы знания о художественной обработке материалов, созданы условия для освоения основных умений и навыков работы при изготовлении декоративно-бытовых изделий. Дети научились изготавливать декоративные изделия бытового назначения, с использованием технологий рукоделия, подбирать материалы, разрабатывать конструкцию и выбирать технологию изготовления изделия.
При изучении различных разделов факультатива, учащиеся научились планировать свою практическую деятельность, самостоятельно
организовывать рабочее место и выполнять технологические операции, оценивая результаты и качество своей работы на каждом этапе. Все это является составными элементами творческой деятельности.
1. Определение творчество. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред.
A. В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с., стр. 348.
2. Определение творческое мышление. Общая психология: Учеб. для
студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А.В. Петровского. -3-е изд., перераб. и доп. - М.:
Просвещение, 1986. - 464 с., стр. 348.
3. Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена на
основе авторской программы Технология: программа: 5-8 классы/
Н.В.Синица, П.С. Самородский. - М.: Вентана-Граф, 2014 . - 112с. и
«Строительные ремонтно-отделочные работы» (рекомендации управления образования и науки Белгородской области от 31.01.2006г. № 04-187).
4. Технология: программа: 5-8 классы/ Н.В.Синица, П.С. Самородский. - М.: Вентана-Граф, 2014 . - 112с.
5. Учебник «Технология»: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др. - 4-е изд., перераб. - М.:, издательство «Вентана-Граф», 2014. -96с.
6. Учебник «Технология»: 6 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций / Н.В.Синица, П.С. Самородский,
B. Д.Симоненко и др. - 4-е изд., перераб. - М. :, издательство «Вентана- Граф», 2014. -96с
7. Шапкин П.И. - Рукоделие. - М. - 1994.
8. Пол ред. Андреевой В.А. - Энциклопедия рукоделий. - М. - 1991.
9. Шарипов Ф.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 10. - С. 61-70;
10. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34246 (дата
обращения: 14.02.2017).
11. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. М., 2001.
12. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М.
Прохорова. М., 1984.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
14. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск, 1992.
15. Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. М., 1984....22