Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проведения факультативного курса в процессе обучения математике 6
1.1 Теоретические аспекты факультативной формы обучения 6
1.2 Анализ содержания и методики изложения раздела «Элементы
комбинаторики и теории вероятностей» в УМК для 7-9 классов 14
1.3 Педагогические условия и принципы проведения факультативной формы
в процессе обучения математике 20
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. Организация обучения в рамках факультативного курса «Комбинаторика и теория вероятностей» в 7-9 классах 29
2.1 Комплекс задач для факультативного курса «Комбинаторика и теория
вероятностей» для обучающихся 7-9 классов 29
2.2 Конспекты занятий как рекомендации по организации и проведению
факультативного курса для обучающихся 7-9 классов 37
2.3 Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
факультативного курса «Комбинаторика и теория вероятностей» по математике для обучающихся 7-9 классов 50
Выводы по 2 главе 58
Заключение 59
Библиографический список 61
Актуальность исследования. Содержательная линия комбинаторики и теории вероятностей, прежде всего, призвана развить один из специальных типов мышления - вероятностно-статистический, который необходим современному человеку как в общекультурном плане, так и для профессионального становления. Ведь развитое общество предъявляет к своим членам достаточно высокие требования, относящиеся к умению анализировать случайные факты, оценивать шансы, выдвигать гипотезы, прогнозировать развитие ситуации и, наконец, принимать решения в ситуациях, имеющих вероятностный характер, в ситуациях неопределенности.
Поэтому главная цель изучения элементов комбинаторики, теории вероятности состоит в формировании понимания детерминированности и случайности, помощи в осознании того, что многие законы природы и общества носят вероятностный характер, что многие реальные явления и процессы описываются вероятностными моделями. С появлением этой новой содержательной линии возникло множество вопросов, противоречий и проблем. Трудно было согласиться с тем, что изучение начала теории вероятностей предполагалось начать во втором полугодии 11-го класса. Ведь, как справедливо отмечают специалисты, «практика показывает, что человеку, не понимающему вероятностных идей в детстве, в зрелом возрасте они даются нелегко, потому что многое в теории вероятностей как бы противоречит жизненному опыту, а с возрастом опыт накапливается и приобретает статус безусловности» [13].
Данная тема актуальна, поскольку математическая деятельность учащихся обязательно выходит за рамки готовых вероятностных моделей. Выполнение учащимися задач, которые затем помогают принимать решения в реальных жизненных ситуациях, играет огромную роль и требует правильного и опытного изложения материала педагогом.
Высокая значимость актуальности исследования определяет его проблему: как организовать процесс обучения математике в рамках факультативного курса для обучающихся 7-9 классов, чтобы сформировать навыки решения задач по комбинаторике и теории вероятности.
Объект исследования: процесс обучения математике в 7-9 классах.
Предмет исследования: применение факультативной формы обучения при изучении комбинаторики и теории вероятностей в средней школе.
Цель исследования: разработать содержание факультативного курса по теме «Комбинаторика и теория вероятностей» для 7-9 классов и экспериментально обосновать значимость данной формы обучения.
На основании поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
1. Определить теоретические аспекты факультативного курса.
2. Охарактеризовать место и принцип изложения темы «Комбинаторика и теория вероятностей» в действующих учебно-методических комплексах по математике в 7-9 классах.
3. Выделить педагогические условия проведения факультативной формы обучения.
4. Разработать программу и содержание занятий факультативного курса «Комбинаторика и теория вероятностей» для обучающихся 7-9 классов.
5. Проверить эффективность разработанного факультативного курса в опытно- экспериментальной работе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
научно-методической литературы по теме исследования; классификация; педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база. Эксперимент проводился на базе МБОУ «СШ №63» (г. Красноярск) в 9-ом классе в период педагогической практики.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Основная направленность факультативного обучения в основной школе - расширение кругозора учащихся, их осведомленности с разными сферами окружающего мира, человеческой жизни и деятельности, формирование на этой основе познавательных интересов, содействие самоопределению личности. Его организация не может быть раз и навсегда регламентированной, а наоборот, предусматривает широкую вариативность в зависимости от конкретных педагогических условий - характера содержания факультативного курса, состава факультативной группы, личности руководителя и т.д.
Всестороннюю подготовку учителя к факультативным занятиям рассматриваем как важный компонент системы мер по повышению эффективности факультативных занятий. Учитель, готовясь к факультативным занятиям, основательно анализирует программный материал (понятийный, психологический, логический, воспитательной значимости, дидактический), выбирает педагогически целесообразные тип и структуру занятия, подбирает оптимальные методы обучения, планирует использование наглядных принадлежностей и технических средств обучения, т.е. педагогические задачи.
Таким образом, эффективность факультативных занятий существенно зависит от уровня методической подготовки учителя к организации и проведению этих занятий, осознанию им современных требований к факультативным занятиям с учетом общих требований к организации урока, специфике занятий по интересам учащихся.
В практической части исследования нами разработана программа факультативного курса по решению задач комбинаторики и теории вероятностей, предложены методические рекомендации по реализации каждой темы на занятиях, подобраны соответствующие задачи. Основной целью факультативного курса являются:
• способствовать формированию и развитию умений для решения комбинаторных задач позволяющих учащимся разумно организовать перебор ограниченного числа данных, подсчитать всевозможные комбинации элементов, составленных по определенному правилу;
• способствовать формированию и развитию вероятностного мышления, вероятностной интуиции;
• содействовать развитию творческих способностей и дарований;
• создать условия для развития умений самостоятельно приобретать и применять знания;
- создать условия для развития личности школьника с учетом его возрастных особенностей.
Анализ эксперимента показал положительную динамику у обучающихся при решении задач данной темы.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
1. Байдак, В. А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина : монография / В. А. Байдак. - 4-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2021. - 264 с.
2. Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V международной научной конференции. Чита: Изд-во Молодой ученый, 2014. С.92-106.
3. Болтянский, В.Г. Как учить поиску решения задач / В.Г. Болтянский, Я.И. Груденов // Математика в школе. - 2015. - № 1. - с. 8 - 14.
4. Вечтомов, Е. М. Математика: логика, теория множеств и комбинаторика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. М. Вечтомов, Д. В. Широков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 243 с.
5. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы: Учебное пособие / Гусев В.А., - 3-е изд., (эл.) - Москва Лаборатория знаний, 2017. - 456 с.
6. Динисова, Е. А. О комплексе заданий для факультативного курса «комбинаторика и теория вероятностей в 7-9 классах» / Е. А. Динисова // Наука молодых : Сборник научных статей участников XIII Всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 26-27 ноября 2020 года.
7. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. , Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. - М.: Дрофа, 2014. - 278 с.
8. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений/Г.В. Дорофеев, С.Б.
Суворова, Е.А., Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. - М.: х Дрофа, 2010. - 282 с.
9. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 9 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. , Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. - М.: Дрофа, 2016. - 286 с.
10. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учеб. деятельности: Кн. для учителя/ О.Б.Епишева, В.И. Крупич.- М.: Просвещение, 1990. - 128 с.
11. Иванюк, М. Е. Использование активных форм и методов обучения на уроках математики, как средства достижения планируемых результатов / М. Е. Иванюк, Т. В. Сидубаева // Математика и математическое моделирование : Всероссийская научная конференция (с международным участием), Самара, 10-12 ноября 2021 года. - Самара: Самарама, 2021. - С. 54-56.
12. Иманова, А. В. Применение активных форм и методов обучения на уроках математики / А. В. Иманова // Вестник научных конференций. - 2018. - № 6-2(34). - С. 83-84.
13. Кучугурова, Н. Д. Интенсивный курс общей методики преподавания математики: Учебное пособие / Кучугурова Н.Д. - Москва :МПГУ, 2017. - 152 с.
14. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс [Текст]: учеб. для общеоразоват. Учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 18-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 240 с.
15. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеоразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 271 с....30