Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №163637

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «ценностно-смысловая» сфера личности 7
1.2. Особенности развития ценностно-смысловой сферы детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Художественно-эстетическая деятельность как средство развития
ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста 25
Вывод по главе 1 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1 Содержание и организация констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня развития ценностно­смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста 43
2.2 Серия НОД по развитию ценностно-смысловой сферы детей старшего
дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности 56
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
на контрольном этапе эксперимента 68
Вывод по главе 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ

Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием. В связи с этим в педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентации, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов.
Система ценностно-смысловой ориентации является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции. Отсюда, представляется актуальным и значимым, что развитие ценностно-смысловой ориентации начинается уже с дошкольного детства.
Проблема развития ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста раскрыта в трудах таких ученых, как: Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, В.Н. Карташова и др.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» подчеркивается, что с учетом наличия негативного влияния на развитие детей различных факторов, новая образовательная парадигма должна быть направлена на личностное развитие и ценностное становление ребенка. Процесс закладки и становления личностных ценностей и смыслов начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни индивида.
Однако в психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и системно представлены средства формирования ценностностно-смысловой ориентации у дошкольников на современном этапе социокультурного развития общества. В своем исследовании к таким средствам мы отнесли художественно-эстетическую деятельность, которая включает в себя знакомство ребенка с искусством, эстетикой развивающей среды, 3
изобразительной деятельностью (рисование, аппликация, лепка, культурно­досуговой деятельностью, конструированием и ручным трудом, а также музыкой). Приобщение детей к искусству - это именно тот «ключик», который раскрывает в детях ценностно-смысловой потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Это и подтверждает актуальность выбора темы исследования: «Развитие ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно­эстетической деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно­
экспериментальным путем проверить влияние художественно-эстетической деятельности в развитии ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние художественно-эстетической
деятельности на развитие ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть сущность и содержание понятия «ценностно-смысловая сфера личности».
2. Изучить особенности развития ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить возможности художественно-эстетической деятельности в развитии ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень развития ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах.
5. Представить серию НОД по развитию ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно­эстетической деятельности.
6. Првести анализ и интерпретацию результатов опытно­экспериментальной работы на контрольном этапе эксперимента.
Гипотеза исследования: художественно-эстетическая деятельность будет способствовать развитию ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста, если будут определены структура и содержание этого педагогического процесса:
1. Если учитывать уровень развития ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста;
2. В работе систематически используются разные виды художественно- эстетической деятельности (апплекация, рисование, конструирование, театрализация, лепка, изготовление поделок);
3. Задание на основе художественно-эстетической деятельности должны быть игровой формы.
Методологическая основа исследования:
• теоретические положения об особенностях ценностно-смысловой сферы дошкольников (Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, В.Н. Карташова);
• идеи о возможностях художественно-эстетической деятельности дошкольников в развитии жизненных ценностей у дошкольников (Л.П. Печко, С.М. Зырянова, С.Е. Кузнецова).
Методы исследования:
• Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической, литературы по изучаемой проблеме; анализ и обобщение экспериментальных данных; формулирование выводов по теме исследования.
• Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); педагогическая диагностика: методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад); методика «Закончи историю» (А.Ю Капская, Т.Л Мирончик); методика «Подели игрушки» (Ю.А. Афонькина, ГА. Урунтаева).
- Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизирован материал (в рамках ВКР) по проблеме развития ценностно­смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс заданий по развитию ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности может быть полезен воспитателям ДОУ и студентам обучающимся по профилю «Дошкольное образование».
База исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей г. Красноярска. Экспериментальная выборка детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составила 40 человек: экспериментальная группа в количестве 20 человек и контрольная группа в количестве 20 человек.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список (67 источников), приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом можно сказать что, приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием. В связи с этим в педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентации, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов.
Формирование и развитие ценностно- смысловой сферы личности ребёнка определяется соотношением объективно- содержательных и субъективно- личностных психических процессов, в результате которых происходит изменение как личностно-смысловых новообразований, так и общественных ценностей и с мыслов.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) считается сензитивным
периодом для развития и становления личности ребенка. Именно в этом возрасте личность усваивает основные общепринятые нормы ценности и нормы, в это же время начинается процесс социализации ребенка, в связи с чем можно говорить и о развитии ценностно-смысловой сферы личности старшего дошкольника, к ак о дной и з основных характеристик личности.
В психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и системно представлены средства формирования ценностностно-смысловой ориентации у дошкольников на современном этапе социокультурного развития общества.
В своем исследовании к таким средствам мы отнесли художественно­эстетическую деятельность, которая включает в себя знакомство ребенка с искусством, эстетикой развивающей среды, изобразительной деятельностью (рисование, аппликация, лепка, культурно-досуговой деятельностью, конструированием и ручным трудом, а также музыкой). Приобщение детей к искусству - это именно тот «ключик», который раскрывает в детях ценностно-смысловой потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Это и подтверждает актуальность выбора темы исследования: «Развитие ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
Наиболее результативным средством развития ценностно-смысловой сферы старшего дошкольника признана художественно- эстетическая деятельность. Основные компоненты художественно-эстетической культуры взрослые начинают прививать ребёнку сразу же после его рождения, однако процесс воспитания продолжается длительное время, а его результаты отсрочены во времени. По этой причине родителям и педагогам нужно организовать такую воспитывающую среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка таких эстетических категорий, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие способности.
Развитие ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста эффективно, при определении содержания и структуры этого процесса в условиях художественно-эстетической деятельности.
Ценностно- смысловую сферу личности нужно понимать как значительный внутриличностный процесс, суть которого скрыта в личностно-смысловой идентификации человеком себя самого в различных контекстах жизни (деятельности, общения) и в соединении осознанных представлений в единое ценностно-смысловую жизненную среду.
Приобщение детей к искусству - это именно тот «ключик», который раскрывает в детях ценностно-смысловой потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Это и подтверждает актуальность выбора темы исследования: «Развитие ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно­-эстетической деятельности».
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, а рабочая гипотеза получила подтверждение.


1. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 296 с.
2. Азаров Ю.П., Азарова Л.Н. Босоногие Сократы: Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям // Дошкольное воспитание. 1996. № 6. С. 20-28.
3. Алиева Ш.Г.К. Ценностные основания нравственного воспитания дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С. 67- 170.
4. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35-46.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
6. Братусь Б.С. К проблеме развития личности и зрелом возрасте. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1980. № 2. С. 3-11.
7. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
8. Власова А.Ю., Кара Ж.Ю., Брыкова Н.А. О некоторых особенностях ценностно-смысловой сферы детей старшего дошкольного возраста // https://www.national-zdorov.ru/
9. Волосова Т. В. Художественно- эстетическое развитие
дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. М.: Русское
слово, 2015. 216 с.
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М.: Союз, 2006. 555 с.
11. Галажинский Э.В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. C. 123-147.
12. Гладилова Н. П. Уроки рисования для дошкольников: Пособие для педагогов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 144 с.
13. Горлова Н.А. Смысловая сфера современного ребенка как основа профилактики, коррекции и развития // Специальное образование. 2013.
№2. С. 19-32.
14. Дорохов М.Б. Особенности исследования ценностно-смысловой сферы в психологии // J SRP. 2014. №12 (16). С. 71-83.
15. Ежкова Н.С. Образование с позиций возрастных ценностей // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 6-9....67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ