Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных установок в социальной психологии 8
1.1. Гендерные установки как предмет теоретического исследования 8
1.2. Понятия «семья» и «брак» в психологии и смежных науках 15
1.3. Партнерская и доминантно-зависимая модели гендерных отношений в семье 24
1.4. Выбор модели семьи студенческой молодежью 28
Глава 2. Эмпирическое исследование связи гендерных установок студентов с их выбором модели семьи 33
2.1. Описание экспериментального исследования 33
2.2. Анализ результатов 36
Выводы 52
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложения 57
Проблема изучения выбора модели семьи студенческой молодежью является важной и актуальной. Среди них существенным является связь гендерных установок с выбором студентами модели семьи. Кризисные процессы современного российского общества, такие как - низкая устойчивость брачно - семейных отношений, рост уровня разводов и внебрачной рождаемости, широкое распространение социального сиротства и дивиантного поведения - непосредственно влияют на выбор модели семьи. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как состояние брачно - семейных отношений и демографическая безопасность России напрямую связаны с реализацией семейных потребностей с выбором модели семьи. Семья не только следствие, но и причина социально значимых действий.
Студенчество выступает носителем инновационного потенциала развития социума. Оно располагает особыми (как внутренними, так и внешними) возможностями для реализации своих потребностей при выборе модели семьи. Являясь прогрессивной и наиболее активной частью молодежи, именно студенты через свое отношение к брачно - семейным ценностям детерминируют выбор модели семьи. В психологической науке становится все более очевидным, что анализ любого явления будет не полным, если он проводится без учета гендерных установок.
Изучение гендерных особенностей социально-психологических установок молодежи и их влияния на выбор модели семьи даст возможность глубже проникнуть в структуры ценностного пространства личности и семьи как социального института, позволит расширить научные знания о взаимосвязи установок и поведения личности, прогнозировать развитие семейной коммуникации и роль семьи как социальной общности в государстве. Такие исследования имеют особую значимость, поскольку процесс взаимодействия общества и личности характеризуется все возрастающими тенденциями автономизации и социальной типизации. Они дают основания предполагать, что причины изменения семейных отношений детерминируются не только действием социально-экономических факторов как объективных условий развития семьи, но и субъективными условиями, т.е. изменением поведенческих ориентации молодежи в отношении семьи. Суть этих изменений - усвоенные в детстве, как первичном периоде гендерной социализации, установки, стереотипы, модели семейных отношений. Субъективная ценность семьи отражается в широком спектре реальных социально-психологических установок поведения и взаимоотно¬шений личности. Это обусловливает влияние усвоенных гендерных установок личности на выбор модели семьи, реализуемый впоследствии личностью.
В отечественной психологической науке теоретическими разработками установок занимались А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов и др., исследованиями полоролевых установок и гендерных ролей - B.C. Агеев, С.Г. Айвазова, Ю.Е. Алешина, М.Ю. Арутюнян. О.А. Воронина, Т.И. Дымнова, О.М. Здравомыслова, В.Й. Искрин, В.Е. Каган, А.А. Клецин, И.С. Клецина, И.С. Кон, А.А. Темкина, Т.А. Репина и др. На сегодняшнее состояние проблемы социально-психологической установки определяющее влияние оказали исследования по изучению социально-психологических установок (аттитюдов) в социологии - У. Томаса и Ф. Знанецкого, в рамках социальной психологии - работы Г. Оллпорта, М. Смита, К. Ховланда, и др. Вопросы устойчивости установок, механизмов их формирования и изменения рассматривали в своих работах Э. Катц, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Д. Штальберг, Д. Фрей, В. Штребе, К. Джоунас и др.
В современной науке накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака, ее места, роли в жизни общества (М. Аргайл, А.Я. Варга, К. Витакер, В.Н. Дружинин, М. Джеймс, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, В.Г. Крысько, Л.Б. Шнейдер и др.). Особое внимание уделялось таким проблемам, как социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.Р. Лурия, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский), исследовались социально-перцептивные процессы в супружеских парах, распределение супружеских ролей (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, Т.А. Гурко, В.Р. Федорова и др.). Предпринимались попытки осмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи, вопросы влияния родительской семьи на супругов (А.Н. Волкова, Т.И. Дымнова, СВ. Ковалев, И.С. Кон, Д.Я. Кутсар, А.Н. Обозова, РВ. Овчарова, Ю.Н. Олейник, Э.А. Тийт и др.)...
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Между выбором модели будущей семьи юношами-студентами и семьёй их родителей существует выраженная связь. У девушек-студенток эта связь менее выражена.
Андрогинность и фемининность юношей-студентов не определяет их выбор модели семьи. Гендерные характеристики девушек-студенток являются одним из значимых факторов, определяющих будущие семейные отношения. Так, девушки с фемининным типом личности выбирают доминантно-зависимые отношения в семье, а с андрогинным типом личности - партнёрские.
Гендерные установки юношей-студентов не связаны с их выбором модели семьи. У девушек связь между гендерными установками и выбором модели семьи наблюдается лишь в случае традиционных установок, они определяют выбор доминантно-зависимой модели семьи.
Студенты с традиционными представлениями о семье выбирают доминантно-зависимую модель семейных взаимоотношений, а студенты с современными представлениями о семье выбирают партнёрскую модель взаимоотношений.
Соответствие гендерному стереотипу у юношей-студентов не влияет на выбор модели семейных взаимоотношений. Соответствие гендерным стереотипам у девушек приводит к выбору традиционной модели семьи, а девушки, которые плохо осознают собственные гендерные характеристики, выбирают партнёрскую модель семейных взаимоотношений.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась частично. Предположение о том, что андрогинные установки определяют выбор партнёрской модели семьи, а традиционные гендерные установки определяют выбор доминантно зависимой модели семьи подтвердилось лишь у девушек. Подверженность девушек стереотипам маскулинности- фемининности определяет их выбор традиционной модели семейных взаимоотношений. Связь остальных гендерные характеристики относительно обобщённого образа мужчин и женщин с выбором модели семьи не подтвердилась ни у юношей, ни у девушек.
Предположение о том, что соответствие гендерному стереотипу определяет выбор традиционной модели семьи, а плохоосознаваемые собственные гендерные установки определяют выбор партнёрской модели семьи подтвердилось только у девушек.
Предположение о том, что выбор доминантно-зависимой модели семьи определяется традиционными представлениями о семье, а выбор партнёрской модели семьи определяется современными представлениями о семье полностью подтвердилось.
Т.о. можно сделать вывод, что выбор модели семейных взаимоотношений у девушек связан с гендерными установками, а у мужчин эта связь проявляется в незначительной степени. Гендерные установки, касающиеся распределения ролей в семье (представления о семье), напрямую связаны с выбором модели семьи как у юношей, так и у девушек.
1. Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002.
2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С.74 - 81.
3. Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин: сущность, причины, последствия //СОЦИС. - 2006. - № 4. - С.47 - 56.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431. с. - (серия «Учебное пособие»).
5. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства //Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.87 - 95.
6. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с. - (Секреты психологии).
7. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 708 с.
8. Волков Ю.Г. Брак и семья в России и США // Волков Ю.Г. и др. Социология: Учебник. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 2004. - С.282 - 286.
9. Волков Ю.Г. Гендерная стратификация //Волков Ю.Г. и др. Социология: Учебник. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 2004. - С.282 - 286.
10 Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20.
11. Женщина в обществе: мифы и реалии: Сборник статей /Ред. - сост. Круминг Л.С. - М.: Информация - XXI век, 2000. - 332 с.
12. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» /Под ред. Н.М. Римашевской. - М.: Изд- во ИСЭПН, 2001. - 320 с.
13. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской //Вопросы психологии. - 1998. - № 2. - С.46 - 56.
14. Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности // Вопросы психологии. - 2011. №1. - С. 106 - 116.
15. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. - 408 с....(25)