Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения стрельбе из лука начинающих спортсменов-лучников

Работа №16358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Теоретико-методические основы стрельбы из лука 8
1.1. История развития стрельбы из лука 8
1. 2 . Основныетребования техники безопасности
в стрельбе из лука 1.12
1.3. Основной инвентарь и экипировка стрелков из лука 15
Глава II. Общие основы начальной подготовки и методики
обучения стрельбы из лука 19
2.1. Система подготовки стрелков из лука 19
2.2. Общие основы методики обучения в стрельбе из лука 28
2.3. Техника выполнения выстрела из лука 36
Глава III. Основы методики обучения стрельбе из лука
начинающих лучников 51
3.1. Комплексная разминка стрелков из лука 51
3.2. Методика обучения и совершенствования в стрельбе из лука 54
3.3. Распространенные ошибки в процессе обучения в стрельбе из лука...61
Заключение 65
Библиографический список
литературы 66


Актуальность исследования. Стрельба из лука как спорт зародилась в 15 веке в Швейцарии. Со времен каменного века и до момента создания огнестрельного оружия лук был орудием для добычи еды, защиты дома и семьи. Но после необходимость в нем отпала, поскольку для ведения боевых действий чаще использовались ружья, пистолеты. Тогда то и начала развиваться спортивная стрельба из лука.
Приверженцев данного вида оружия всегда было много, некоторые даже считали стрелы опаснее пуль. Неоднократно проводились соревнования между лучниками и стрелками из ружей. Последние такие состязания прошли в Англии в 1972 году. Участники делали по 20 выстрелов с расстояния в 91 метр. В мишенях оказалось 16 стрел и всего лишь 12 пуль. А ведь на дворе был уже 18 век! Неудивительно, что через сто лет лук в руках опытного стрелка считался самым опасным оружием.
Самые первые луки, которые создал человек, были, скорее всего, короткими. Они использовались для охоты в лесах. Ими пользовались как американские индейцы, так и европейские и азиатские племена. Египтяне впервые придумали композитные луки (из нескольких разных материалов), а также стали использовать в качестве тетивы овечьи кишки. Египетские лучники ездили на колесницах по пустыням и имели великолепный глазомер, так как должны были попадать в воинов противника издалека. Полководец Ганнибал во время захватнических войн впервые ввел в военные действия конных лучников (260 лет до н.э.). Китайцы изобрели арбалеты - луки, закрепленные на горизонтальной основе. Они использовались подобно пистолетам. Императоры и воины отлично владели искусством стрельбы из арбалетов, а первые упоминания о них относятся ко времени Терракотовой армии в Кси Ане. Армии Парфянских племен Ирана и Афганистана стреляли из луков, спасаясь бегством на конях. Оттуда даже пошла поговорка - Парфянская стрела, т.е. слово, приберегаемое напоследок.
Как бы то ни было, в истории оставили след многие армии, которые широко использовали войска лучников. В Венгрии Аттила-варвар смог с помощью войск, вооруженных композитными луками, завоевать обширные земли от Рейна до Каспийского моря. Самыми знаменитыми лучниками за историю человечества являются монголы. В 1208 году н.э. Чингисхан смог создать огромную империю, направив свои огромные войска на запад от равнин Монголии. Монголы были удивительными всадниками, они могли стоять в седле и стрелять из лука в любом направлении. В свои лучшие времена Монгольская империя простиралась от Австрии до Сирии, России, Вьетнама и Китая.
Японский народ развил стрельбу из лука по двум направлениям - Кьюдо и Ябусаме. Эти боевые искусства, являвшиеся скорее образом жизни, до сих популярны. Одна из самых известных книг о Дзен Буддизме "Дзен и искусство стрельбы из лука" была написана в 1930 году Евгением Херригелом. В ней он описал свой опыт в Кьюдо.
В современном спорте представители как западных, так и восточных школ добиваются выдающихся успехов. В этом аспекте вопрос дальнейшего прогресса российского спорта является весьма важным, поскольку Россия - евроазиатская страна, и в ее пределах ■ наиболее многогранно и полно реализуется процесс взаимообогащения опыта развития стрельбы из лука.
Необходимо отметить, что успехи стран Востока в спорте стали возможными в значительной степени благодаря тому, что они, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить достижения западного мира и осуществить стратегический прорыв в этом направлении. И сегодня обмен опытом между восточными и западными школами спорта становится все более интенсивным и эффективным.
Таким образом, для наиболее полного соответствия многосторонним требованиям взаимообогащения и взаимного обмена опытом работы («секретами») по развитию стрельбы из лука в сфере физического воспитания и спорта требуются целенаправленные усилия' практиков и ученых в осуществлении частных и обобщающих спортивно-педагогических исследований. Вместе с тем анализ литературы показывает, что работ в этом направлении все еще недостаточно.
Все вышесказанное определяет необходимость и актуальность данной дипломной работы.
Объект исследования - стрельба из лука как современный вид
спорта.
Предмет исследования — методика обучения стрельбе из лука начинающих спортсменов.
Цель исследования - апробирование используемой методики обучения и совершенствования в стрельбе из лука начинающих лучников, принятой в Российской Федерации.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что отечественная методика обучения и совершенствования в стрельбе из лука начинающих лучников, позволит повысить качество и эффективность процесса обучения и тренировки стрелков из лука начинающих спортсменов, а также будет способствовать повышению эффективности подготовки квалифицированных специалистов.
Задачи исследования:
1. Выявить историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лук и изучить современное состояние стрельбы из лука.
2. Определить общие черты и характерные особенности стрельбы из лука.
3. Апробирование используемой методики обучения и совершенствования техники стрельбы из лука для начинающих лучников и определить её эффективность.
Методы исследования. Историографические методы: историко-сравнительный, ретроспективный, синхронный, хронологический, периодизации, классификации, структурно-системный, актуализации. Этот методологический комплекс позволил изучить развитие стрельбы из лука в разных частях света и в различные исторические периоды.
Методы формальной логики: существования, отношения, сопоставления, сравнения и выбора предметов, увеличили область соприкосновения использованной методологии с практикой физического воспитания.
С помощью статистического метода наглядно представлены данные по использованию действующей методики обучения стрельбе из лука.
Теоретико-методологические основы исследования.
Концепция обобщения достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта (Калмыков С.В., 1994-2005).
Современные концепции теории и истории физической культуры и спорта (Кун Л., 1982; Матвеев Л.П., 1977-2005; Пономарев Н.И., 1970; Родиченко B.C., 1996; Санданов Б.Д., 1990; Столбов В.В., 1983 и др.).
Научная новизна работы состоит в следующем:
l. Ha основе системного . подхода раскрыты исторические и
педагогические предпосылки развития стрельбы из лука;
2. Выявлены конструктивные особенности лука у различных народов мира;
3. Показана роль и значение лука и отношение общества к нему в культурах Востока и Запада;
4. Исследовано современное состояние, охарактеризованы этапы развития спортивной стрельбы из лука в связи с Олимпийскими играми, выявлены тенденции в изменении соотношения сил на мировой арене и в эволюции правил соревнований.
Теоретическая значимость работы . В данном исследовании предпринята одна из первых попыток системного анализа эволюции стрельбы из лука в мире.
На основе сопоставления различных данных показано, что современный лук и стрельба из лука как вид спорта представляют собой результат многовекового взаимопроникновения культур Востока и Запада. В результате анализа историко-сравнительных данных выявлены особенности и закономерности процесса развития стрельбы из лука.
В целом результаты исследования дополняют знания и сведения в области истории и современного состояния развития стрельбы из лука.
Практическая значимость состоит в том, что обобщенные в работе материалы исследований могут быть использованы в качестве теоретического материала и практических рекомендаций в работе тренеров детско-юношеских спортивных школ, учителей физической культуры и преподавателей высших и средних учебных заведений; в составлении учебных программ, пособий, при разработке лекций и спецкурсов и подготовки дипломных работ.
Апробация и внедрение результатов работы. Материалы исследования доложены и обсуждены на научно-практических конференциях Тувинского государственного университета 2014-2016 гг., региональных и международных конференциях в Улан-Удэ, Чите, Красноярске, Улан-Баторе. Результаты исследования используются в учебно-тренировочном процессе стрелков из лука Республики Тыва (РТ).
Структура и объем дипломной работы. Изложена на 70 страницах компьютерного набора, включает 4 таблицы, 8 рисунков. Работа состоит из введения и 3 глав. В список литературы включено 62 источника, из них 4 зарубежных авторов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, чтобы эффективный выстрел из лука получился
прицельным, необходима четкая и синхронная работа всех
функциональных систем организма, обеспечивающих эффективное и
согласованное выполнение технических действий стрелка из лука,
связанных с принятием рациональной изготовки, управлением дыхания,
наведением лука на мишень, его натяжением, удержанием мушки в районе
прицеливания и выполнением выпуска (спуска) тетивы.
Следовательно, эффективный прицельный выстрел из лука
представляет собой итоговый показатель результативности действий
стрелка по согласованию координационных взаимосвязей прицеливания
(как процесса), конечной фазы натяжения лука (классический лук) и
выполнения выпуска (спуска) тетивы (макроэлементы техники
выполнения выстрела).
Необходимо учитывать, что в стрельбе из блочного лука при
принятии основной изготовки натяжение лука как таковое прекращается
(стрела прекращает свое движение). Поэтому для стрелков из блочного
лука прицельный выстрел состоит только из согласования
координационных взаимосвязей между прицеливанием (как процессом) и
выполнением спуска. Однако, желательно, чтобы напряжение мышц,
участвующих в натяжении лука, продолжало незначительно и постепенно
увеличиваться вплоть до освобождения тетивы из размыкателя.
В спортивной практике для освоения выполнения
высокоэффективного прицельного выстрела из лука в соревновательных
условиях используется техническая подготовка.



1. Шилин, Ю. Н., Белевич Е.Н. Спортивная стрельба из лука. Теория и методика обучения: Учебное пособие / Ю.Н. Шилин, Е.Н. Белевич.— М.: ТВТ Дивизион, 2014. - 280 с., ил.
2. Богданов А.И. Специальная подготовка стрелка из лука. - М.: ФиС, 1971.
3. Гачечиладзе Я.В., Орлов В.А. Физическая подготовка стрелка. - М.: ДОСААФ, 1984.
4. Горбунов Г.Д. Психотехника спорта. -М.: ФиС, 1986.
5. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.:
Просвещение, 1980.
6. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1982.
7. Иванова М.П., Шилин Ю.Н. Изменение коркового моторного потенциала под влиянием психорегулирующих тренировок для повышения спортивных результатов // Теория и практика физической культуры, 1983, № 12.
8. Лаптев А.П., Шилин Ю.Н. Спортивный режим стрелка из лука. - М.: ТОО «Фирма БЛОК», 1997.
9. Немогаев В.В., Шилин Ю.Н. Стрельба из лука. - М.: ФиС, 1986.
10. Программа по стрельбе из лука для спортивных секций, КФК, спортивных клубов, ДЮСШ и ШВСМ. - М.: 1975.
11. Стрельба из лука. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и TITBCM. - М.: Советский спорт, 2006.
12. Струк Б.И. Тренировка силовых способностей у стрелков из лука: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. — Киев, 1978. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Агентство Книга-Сервис» Шилин Ю.Н., Белевич Е.Н. 280
13. Тарасова Л.В. Особенности развития организма юных стрелков в подростковом периоде. - М.: ВНИИФК, 2002.
14. Фарфель B.C., Струк Б.И., Панышко Ю.Д. Значение силы, силовой выносливости и управления силой в стрельбе из лука И Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 1.
15. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
16. Умаров М.Б. Особенности психической подготовки стрелка. - М.:
ФиС, 1960.
17. Шилин Ю.Н., Иванова М.П. Участие комплекса корковых моторных потенциалов в управлении движениями у спортсменов. - М.: ВНИИФК,
1984.
18. Шилин Ю.Н. Методы регуляции эмоционального состояния стрелков из лука высокой квалификации в период оред,с■оре^внoвательндй подготовки и выступлений: Автореф. Дис. оан;д.олд.науо.. - М., 1986.
19. Шилин Ю.Н. Регуляция психических состояний стрелков из лука. - М.: ГЦОЛИФК, 1993.
20. Шилин Ю.Н. Физическая подготовка стрелков из лука. - М.: РГАФК, 1995.
21. Шилин Ю.Н., Лаптев А.П. Профилактика травм и профессиональных заболеваний у стрелков из лука. - М.: РГАФК, 1997.
22. Шилин Ю.Н. Сам себе психолог. - М.: СпдртАкaдeмПpeсс, 2000.
23. Шилин Ю.Н. Тактическая подготовка стрелков из лука // Детский тренер, 2006 № 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ