Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация занятий стрельбой из лука для развития силы у мальчиков

Работа №110483

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 9
1.1. Силовая подготовка в стрельбе из лука 9
1.2. Организация тренировочных занятий при нарушениях
осанки в группах начальной подготовки по стрельбе из лука 16
1.3. Особенности спортивного травматизма и его профилактика
в группах начальной подготовки по стрельбе из лука 22
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 28
2.1 Задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
2.3 Организация исследования 37
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 39
3.1 Обоснование программы исследования 39
3.2 Обоснование эффективности применения специализированного комплекса упражнений
на начальном этапе спортивной подготовки 51
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Результаты тестирования ЭГ и КГ

Актуальность исследования. Основная роль в становлении потенциалов детского организма, определяющих здоровый образ жизни, при всей многогранности существующих на сегодняшний день подходов, отводится фактору двигательной активности.
Гипокинезия школьников признана одной из актуальнейших проблем современности.
Вынужденное длительное пребывание в одной и той же сидячей позе во время школьных и домашних занятий, предъявляет высокие требования к статической выносливости нервно-мышечного и костно-связочного позвоночных аппаратов.
Позвоночник в вертикальном положении представляет собой опорный стержень тела и несёт на себе тяжесть головы, верхних конечностей, туловища и внутренних органов. У детей 11-12 летнего возраста костная структура позвонков еще не достигает окончательного развития, так как окончательное формирование нервно-мышечного аппарата и окостенение позвоночника происходит после 20 лет. Тонус скелетных мышц определяется центральной нервной системой; из-за длительного пребывания ребенка в одной и той же позе нервные центры спинного мозга подвержены быстрому утомлению, что приводит к ослаблению тонуса поддерживающих позвоночник мышц. Слабость мышц, поддерживающих позвоночник, приводит к утрате его правильного положения, нарушению процессов обмена, протекающих в мышечном волокне, последующему нарушению структурного строения позвонков.
Утомление мышечной и нервной тканей проявляется нарушениями осанки и искривлениями позвоночника - широко распространённой проблемой, диагностируемой у детей школьного возраста.
Стрельба из лука как вид спорта, со своей стороны, также предъявляет высокие требования к статической выносливости нервно-мышечного аппарата.
Правильно организованный и спланированный тренировочных процесс занятий стрельбой из лука является одним из действенных способов предупреждения дальнейшего прогрессирования начальных проявлений нарушений осанки у детей.
Сила как физическое качество является основой, определяющей уровень физической подготовки и скорость роста спортивного мастерства. Подъем и удержание лука в позе изготовки, предъявляют высокие требования к уровням силовой выносливости и выносливости к статическим усилиям спортсмена-лучника.
У специалистов не вызывает сомнений утверждение А.И. Богданова о том, что «высокий уровень физической подготовки при прочих равных технических показателях призван обеспечить преимущество тех спортсменов, которые здоровы, физически гармонично развиты, обладают значительной силой и выносливостью» [2].
К сожалению, в настоящее время, общий уровень физической подготовки детей, начинающих заниматься стрельбой из лука, часто не соответствует даже минимальным требованиям. Мальчики 11-12 лет, зачисляемые в группы начальной подготовки, физически не развиты, у многих, среди прочего, при медицинском обследовании, выявляются дефицит мышечной массы, нарушения осанки и начальные проявления сколиоза.
Кроме того, в настоящее время вопросы силовой подготовки детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки, занимающихся стрельбой из лука крайне мало изучены, хотя актуальность данной проблемы очевидна. Дополнительную сложность для организаций занятий силовой направленности составляет ограниченность материальной базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Поэтому тему исследования сформулировали как «Организация занятий стрельбой из лука для развития силы у мальчиков».
Объект исследования - тренировочный процесс у мальчиков 11-12 лет с нарушениями осанки при занятиях стрельбой из лука.
Предмет исследования - комплекс силовой тренировки для мальчиков 11-12 лет с нарушениями осанки, занимающихся стрельбой из лука.
Целью исследования явилось повышение уровня силовой подготовки мальчиков 11-12 лет с нарушениями осанки, занимающихся стрельбой из лука.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанный нами комплекс силовой тренировки для мальчиков 11-12 лет с нарушениями осанки, занимающихся стрельбой из лука, позволит значительно увеличить силовые показатели, что обеспечит достижение должного уровня развития силовых способностей на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по проблеме силовой
подготовки мальчиков 11-12 лет с нарушениями осанки, занимающихся стрельбой из лука.
2) Определить уровень силовой подготовки мальчиков 11-12 лет с нарушениями осанки, занимающихся стрельбой из лука.
3) Разработать комплекс силовой тренировки для мальчиков 11-12 лет с нарушениями осанки, занимающихся стрельбой из лука и оценить его эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
- по общей теории спортивной тренировки таких авторов, как Павлов С.Е., 2020; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014, Матвеев Л.П., 2005; Озолин Н.Г., 2002; Платонов В.Н., 2004;
- в области физической подготовки спортсменов таких авторов, как Павлов С.Е., 2020; Зациорский М.В., 2020, Бондарчук А.П., 2019, Верхошанский Ю.В., 2013; Мякинченко Е.Б., Селуянов В.Н., 2009;
- в области тестирования физических способностей спортсменов в стрельбе из лука таких авторов, как Тарасова Л.В., 2014, Пухов А.М., 2013; Тарасов П.Ю., 2012;
- в области физической подготовки спортсменов в стрельбе из лука таких авторов, как Тарасов П.Ю., 2013, Жилина М.А., 1982, Орлов В.А, Гачечиладзе Я.В., 1984, Богданов А.И, 1971, Kalym А., 2015, Kaminski J., 2019, Camera А., 2010;
- в области организации тренировочного процесса в стрельбе из лука таких авторов, как Воронков Р.М., 1977, Тарасова Л.В., Шилин Ю.Н., 2016, Манханов З.С., 2009.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы,
- педагогическое наблюдение,
- контрольное испытание (тестирование),
- педагогический эксперимент,
- методы математической статистики для обработки экспериментальных данных, полученных в результате исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе отделения по виду спорта «стрельба из лука» муниципального бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва №10 «Олимп» городского округа Тольятти (МБУ СШОР №10 «Олимп»). В исследовании приняли участие 14 спортсменов (мальчиков) в возрасте 11-12 лет начального этапа спортивной подготовки, специализирующихся в дисциплине классического (олимпийского) лука.
Научная новизна исследования заключается в разработке содержания методики силовой подготовки спортсменов-лучников в подготовительный период подготовки, теоретическом обосновании необходимости повышения уровня силовой подготовленности спортсменов в стрельбе из лука, что расширяет и дополняет современные представления об организации тренировочного процесса по стрельбе из лука на начальном этапе подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в разработке специализированного комплекса физических упражнений без использования дополнительного инвентаря и оборудования для развития силовых качеств спортсменов-лучников в подготовительном периоде как средства повышения эффективности организации тренировочного процесса на начальном этапе подготовки; полученные в ходе реализации программы результаты позволяют считать целесообразным интеграцию указанного комплекса в программы силовой подготовки стрелков из лука групп этапов спортивной специализации, совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась актуальной теоретической базой, применением современных методов научного исследования, объёмом полученных фактических данных, корректным использованием аппарата математической статистики, а также полученными в результате исследования положительными результатами.
Личное участие автора заключалось в непосредственном планировании, организации и поэтапном проведении исследования с октября 2019 г. по май 2021 г.: выборе и апробации научно-методических подходов и методов исследования, обосновании и формулировке исходных научных гипотез, анализе и обобщении научных исследований, получении и обработке экспериментальных данных и формулировке выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции «Молодёжь. Наука. Общество», г. Тольятти (декабрь 2019 г.) и научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (апрель 2021 г.).
Результаты исследования внедрены в практику работы тренеров отделения стрельбы из лука МБУ СШОР №10 «Олимп» городского округа Тольятти на этапе начальной спортивной подготовки первого года обучения.
На защиту выносятся:
1) Обоснование необходимости применения специализированного комплекса физических упражнений по увеличению силовых способностей стрелков из лука на начальном этапе подготовки.
2) Эффективность применения программы силовой подготовки стрелков из лука в подготовительном тренировочном периоде.
Структура магистерской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 27 рисунков, 11 таблиц, список используемой литературы (39 источников), из них иностранных - 15, приложения А. Основной текст работы изложен на 79 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Гиподинамия, гипокинезия, нарушения осанки и недостаточное развитие силовых качеств являются одними из широко распространённых явлений у детей школьного возраста. Рационально спланированный и специализированный процесс силовой подготовки, как часть современного многокомпонентного подхода к организации тренировочного процесса в стрельбе из лука, является одним из действенных механизмов развития силовых качеств, а также предупреждения дальнейшего прогрессирования проявлений нарушений осанки у детей.
Укрепление и увеличение силовых показателей, определённых в ходе исследования целевых групп мышц, участвующих в специфичных для стрельбы из лука двигательных актах, может одновременно способствовать профилактике травматизации и предотвращению возможных нарушений осанки, связанных с асимметричностью стрельбы из лука как вида спорта.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) Разработанный комплекс упражнений может использоваться для эффективного развития физических кондиций спортсменов-лучников с нарушениями осанки без использования специализированного инвентаря и оборудования с учётом всех специфических требований, предъявляемых стрельбой из лука как видом спорта и способствовать более раннему началу освоения базовой техники стрельбы без форсирования спортивной подготовки.
2) Результаты проведённого педагогического эксперимента подтверждают эффективность использования разработанного комплекса упражнений. Спортсмены ЭГ продемонстрировали более высокие силовые показатели и показатели статической выносливости по сравнению с результатами, зарегистрированными в КГ. Разница в результатах контрольного тестирования между ЭГ и КГ составила (p<0,05): в броске мяча с места - 20,3 см; в подъёме туловища - 5 раз; в подтягивании - 1 раз; сгибании и разгибании рук в упоре - 6, 4 раза; прыжке в длину с места - 2,4 см; удержании тетивы - 12 с; натяжении тетивы - 4,6 раз; динамометрии кистевой - 0,33 Н; динамометрии становой - 2,96 H.
3) Относительный процентный прирост контрольных показателей по результатам итогового тестирования по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования в ЭГ (p<0,05) в броске мяча с места составил - 10,6% (в КГ - 3,8%); в подъёме туловища - 38,5% (в КГ - 10,4%); в подтягивании - 40,2% (в КГ - 26,2%); сгибании и разгибании рук в упоре - 75,5% (в КГ - 18,3%); прыжке в длину с места - 3,7% (в КГ - 1,9%); удержании тетивы - 56% (в КГ - 9,2%); натяжении тетивы - 112% (в КГ - 27,6%); динамометрии кистевой - 4,7% (в КГ - 0,7%); динамометрии становой - 10,8% (в КГ - 2,6%). Распределение результатов контрольного тестирования, продемонстрированное ЭГ, характеризуется большей устойчивостью и однородностью, что свидетельствует о том, что введение в тренировочный процесс разработанного комплекса упражнений позволяет обеспечить более стабильный и предсказуемый рост силовых показателей и показателей статической выносливости по сравнению со стандартной методикой тренировки, таким образом способствуя более эффективной организации тренировочного процесса по стрельбе из лука в подготовительном периоде подготовки.



1. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент организации», «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт» / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 687 с.
2. Богданов А.И. Специальная подготовка стрелка из лука. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 57 с.
3. Бюске, Л. Мышечные цепи / Л. Бюске; [ред. И. А. Литвинова; пер. с
4-го изд. на фр. яз. Г. М. Северской]. - Москва: МИК; Иваново: РИТМОС, 2011.Т. 1: Корпус, шейный отдел позвоночника и верхние конечности -
Tronc, colonne cervicale, membres superieurs / [пер. с 5-го (испр. и доп.) изд. на фр. яз. Г. М. Северской]. - 2011. - 159 с.
4. Бюске, Л. Мышечные цепи / Л. Бюске; [ред. И. А. Литвинова; пер. с 4-го изд. на фр. яз. Г. М. Северской]. - Москва: МИК; Иваново: РИТМОС, 2011.Т. 4: Нижние конечности - Membres inferieurs. - 2011. - 238 с.
5. Власов В.Н. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. Практикум: учебное пособие / В.Н. Власов. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2019. - 172 с.
6. Воронков, Р.М. Начальная подготовка стрелка из лука / Р.М. Воронков // Разноцветные мишени: сб. статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С. 32-35.
7. Корх А. Разминка стрелка / А. Корх // Разноцветные мишени: сб. статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. - М.: физкультура и спорт, 1977. - С. 51-54.
8. Майерс Т.В. Анатомические поезда. - Москва: Эксмо, 2018. - 320 с.: ил.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ.культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с., ил.
10. Методические рекомендации по организации и выполнению нормативов испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). - М., 2018.
11. Мякинченко, Е. Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2005. - 338 с.
12. Орлов, В.А. Изометрический метод развития силы в подготовке стрелка / В.А. Орлов, Я.В. Гачечиладзе // Разноцветные мишени: сб. статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 65-68.
13. Орлов, В.А., Гачечиладзе, Я.В. Корригирующие упражнения для формирования осанки стрелка / В.А. Орлов, Я.В. Гачечиладзе // Разноцветные мишени: сб. статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 64-67.
14. Орлов В.А., Гачечиладзе Я.В. Физическая подготовка стрелка / Я.В. Гачечиладзе, В.А. Орлов. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1984. - 110 с.: ил.
15. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Стрельба из лука» / Л.В. Тарасова, Ю.Н. Шилин, Т.А. Кирочкини. - М.: 2016. 130 с.
16. Пухов А.М. Электромиографические характеристики
результативности прицельных движений человека (на примере стрельбы из лука и пистолета): дис. ... канд. биол. наук: 13.03.01 / А.М. Пухов -
Смоленск., 2013. - 116 с.
17. Семенов Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие/Л.А. Семенов. - М.: Советский спорт, 2011. - 200с.: ил.
18. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов / В.Г. Блохин, О.П. Глудкин, А.И. Гурон, М.А. Ханин; Под ред. О.П. Глудкина. - М.: Радио и связь, 1997. - 232 с.: ил.
19. Спортивная метрология: учебник / В.В. Коренберг. - М.:
Физическая культура, 2008. - 368 с.
20. Спортивная стрельба из лука. Теория и методика обучения: Учебное пособие / Ю.Н. Шилин, Е.Н. Белевич. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 280 с., ил.
21. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «стрельба из лука». утв. приказом Мин. спорта РФ №148 от 27.03.2013 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
22. Филатова Г. Расчёт физической нагрузки в стрельбе из лука / Г. Филатова // Разноцветные мишени: сб. статей и очерков по стрелковому спорту, стендовой стрельбе и стрельбе из лука. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 68-70.
23. Шилин, Ю.Н. Профилактика травм и профессиональных заболеваний у стрелков из лука / Ю. Н. Шилин. - М.: Изд-во РГАФК, 1997.¬103 с.
24. Шилин, Ю.Н. Физическая подготовка стрелков из лука. - М.: Изд- во РГАФК, 1995 - 25 с.
25. Amante P. Marinas Sr. Archery for Beginners: The Complete Guide to Shooting Recurve and Compound Bows, Tuttle Publishing, 2019. 128 р.
26. American College of Sports Medicine. Current comment from the American College of Sports Medicine: the prevention of sport injuries of children and adolescents. Med Sci Sports 1993; 25(8 Suppl): 1-7
27. Archery / USA Archery, Human Kinetics, 2012. 232 p.
28. Axford R. Archery Anatomy: An Introduction to Techniques for Improved Performance. Souvenir Press, 1995. 160 p.
29. Ekstrand J., Gillquist J., Liljedahl S.O. Prevention of soccer injuries. Supervision by doctor and physiotherapist. Sports Med 1983; II: 116-20
30. FITA medical committee survey URL:
http://www.qsl.net/gi4fum/page5.html (дата обращения 25.05.2021)
31. Haywood Kathleen. Archery: Steps to Success / Kathleen M. Haywood, PhD, Catherine F. Lewis, Med. - Fourth edition, Human Kinetics, 2013. 280 p.
32. Kaminski J., Kaminski H. Training for archery. A comprehensive archery training guide - Lexington, 2019, 108 p.
33. Johnson, T. Archery Fundamentals, Human Kinetics, 2015. 176 p.
34. Kalym A., Frocin C. Archery Fitness: Physical Training For The Modern Archer. Human Kinetics. 2015, 201 p.
35. Kim, Han-Byul, Kim, Sae-Hyung, Wi-Young. The Relative Importance of Performance Factors in Korean Archery. The Journal of Strength & Conditioning Research: May 2015 - Volume 29 - Issue 5 - p. 1211-1219
36. Mullen D. A Beginners Guide to Archery Form. 2019. 48 p.
37. Ruis S., Gerard M. The Archery Drill Book. Human Kinetics. 2019, 200p.
38. Singh A.K, Lhee S.H. Injures in archers. Saudi J. Sports Med 2016;16:168-170
39. Spigarelli S., Suk D.E., Casorati G.C. Arco Sport Preparazione Alla Competizione. Spigarelli Publishing. 1999, 127 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ