Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факторы формирования и развития лидерских качеств у подростков

Работа №163555

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования и развития лидерских качеств у подростков 9
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «лидерские
качества» в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Возрастные характеристики развития лидерских качеств у
подростков 25
1.3. Анализ факторов формирования и развития лидерских качеств .„.37
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов формирования и развития лидерских качеств у подростков 48
2.1. Цель, задачи и методики исследования факторов формирования и
развития лидерских качеств у подростков 48
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ 50
Выводы 65
Заключение 68
Список используемых источников 71
Приложения 75


В последнее время одной из главных задач образовательного процесса является воспитание социально активной личности, готовой и способной к саморазвитию и личностному самоопределению, а также воспитанию личности, ставящей перед собой цели и стремящейся к их достижению, т.е. личности, способной быть лидером.
Одно из наиболее точных определений понятия лидер дал отечественный психолог Б.Д. Парыгин: «лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [38].
Исследованием феномена лидерства занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи (Р.Л. Кричевский, О.В. Евтихов, Б.Д. Парыгин, П. Херси, К. Бланшард, Б. И. Кретов и др.).
Наиболее подходящим периодом для развития лидерских качеств является подростковый возраст, т.к. именно в подростковый возраст сознание и самосознание достигают определенного уровня, а так же происходит становление личности и ее самоопределение.
Пытаясь добиться уважения со стороны членов группы и приобрести авторитет, подростки начинают проявлять такие качества как коммуникабельность, инициативность, уверенность, организованность, которые присуще лидерам.
Лидерские качества - совокупность индивидуально-личностных свойств подростка, позволяющих ему в определенной ситуации выполнять лидерские функции.
Процесс развития лидерских качеств - последовательный процесс, в результате которого подросток способен повысить уровень своих лидерских качеств и изменить свой статус в группе сверстников.
В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований раскрывающих различные аспекты формирования и развития лидерских качеств (И.А. Веряскина, Л.Н. Смагина, Т.Е. Вежевич, С.Г. Лобанов,
Э.Б. Кайгородова и др.). В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др. указывали на влияние социальной среды на развитие лидерства у подростков. С.Н. Лукаш, Н.А. Устинова, И. П. Подласый отмечали важность семьи в формировании лидерских качеств подростков. Л. А. Уманский, В.В. Рогачев, И.И. Тимошин и др. говорили о положительной мотивации межличностного общения, коллективной деятельности для эффективного развития лидерских качеств...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы формирования и развития лидерских качеств обусловлена противоречиями между высокой потребностью современного общества в активных, инициативных лидерах, способных самостоятельно принимать решения и несоответствием личностных качеств значительной части выпускников образовательных учреждений этим требованиям, а так же между объективной необходимостью формирования лидерских качеств у подростков и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития лидерских качеств в образовательном процессе и недостаточным теоретическим обоснованием факторов их формирования и развития.
Анализ социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить сущность и содержание понятия «лидерские качества».
Лидерские качества - совокупность индивидуально-личностных свойств подростка, позволяющих ему в определенной ситуации выполнять лидерские функции.
Наиболее эффективным возрастом для развития лидерских качеств является подростковый возраст. Именно в подростковый период происходит переоценка себя как личности, развивается самосознание, в основе которого лежит стремление к самостоятельности, ответственности за себя, свои личностные качества, взгляды и убеждения. Личностные качества подростка могут развиваться во всех сферах деятельности, основанных на групповой основе и в которые вовлечен подросток.
Исходя из особенностей подросткового возраста, был определен ряд факторов, влияющих на формирование и развитие лидерских качеств.
Опытно-экспериментальным путем проверено влияние данных факторов на формирование и развитие лидерских качеств у подростков.
Результаты, полученные в ходе исследования, частично подтвердили выдвинутую гипотезу.
Выдвинутое предположение о том, что гендер выступает фактором формирования и развития лидерских качеств не подтвердилось. И у мальчиков-подростков, и у девочек-подростков выявлены лидерские качества, но они проявляются у обеих групп на разном уровне.
Рассматривая такие факторы формирования и развития лидерских качеств как личностные психологические особенности подростков, мотивация и включение подростков в деятельность мы доказали их влияние на развитие лидерских качеств и тем самым подтвердили выдвинутое нами предположение.
Изучение биографического материала подростков позволило сделать вывод об их активной занятости внеурочной деятельностью, что сказалось на результатах исследования. Подростки имеют хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности, влияющие на включение подростков в деятельность.
Также у подростков хорошо развиты мотиваторы социально-психологической активности личности (достижение успеха в целом, стремление к власти, тенденция к аффилиации), что еще раз подтверждает их способность быть лидерами.
Методика личностного дифференциала позволила нам выделить основные личностные психологические качества подростков. Такими качествами выступили обаятельность, добросовестность, независимость, отзывчивость, решительность, общительность, что характеризует подростков как лидеров.
Гипотеза частично доказана. Поставленные в ходе работы задачи были решены. Перспектива заключается в продолжение исследования по разработке и совершенствованию уже существующего комплекса по развитию лидерских качеств у подростков, с целью обеспечения общества социально-активными личностями, способными не только к собственному саморазвитию и воспитанию, но и воспитанию последующего поколения, способного ставить и достигать поставленных целей, т.е. воспитанию личностей, способных быть лидерами.



1) Абдрахимова Г.М. Лидерство, как акмеологический критерий эффективности руководителя среднего звена // Вестник НОУ ОНУТЦ ОАО «Газпром». - 2011. - № 9. - С. 61-65.
2) Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2015. - 321 с.
3) Андреева О.И. Феномен лидерства. - М.: Освита. - 2009. - 312 с.
4) Андрееев Г.П. К столетию метода проектов // Школьные технологии / Под. ред. Г.П. Андреева, Н.И. Бугаева, О.И. Михалевой, Н.Н. Романова. - 2005. - № 4. - С. 29-30.
5) Антоненко Е.Н., Лобанов С.Г., Смагина Л.Н. Развитие лидерских качеств у воспитанников, обучающихся в учебном заведении интернатного типа // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 12-3(21). - С.61-63.
6) Ануфриева Ю.В. Педагогическое управление формированием лидерства в контексте ценностно-ориентированных технологий // Научное мнение. - 2016. - № 2-1. - С.54-60.
7) Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности: пособие для студентов / Под ред. А.В. Батаршева. - М.: Владос, 1999. - 176 с.
8) Белов В.В. Акмеологический подход к формированию лидеров организаций для инновационной экономики региона // Экономика и управление. - 2008. - № 6. - С. 70-73.
9) Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - СПб.: Питер, 2002. - 300 с.
10) Битянова М.Р. Психология личностного роста. - М.: Академия, 2010. - 210 с.
11) Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С.23-33.
12) Васильев В.К. Феноменология лидерства // Кн. 6. Общество и политика / Под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 512 с.
13) Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 1999. - 176 с.
14) Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - С. 44.
15) Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с...47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ